В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей, доступность к средствам массовой псевдокультуры, ослабление семейных связей и связей между поколениями, актуальнее стала задача нравственного и гражданского воспитания в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения. Кроме того, в настоящее время в обществе существуют проблемы обесценивания статуса семьи, как таковой, и снижения интереса родителей к жизни детей в дошкольном учреждении. Учитывая вышесказанное, педагогический коллектив решил внести свою лепту в решение этих проблем – привлечь родительскую общественность к проектной работе ДОУ, в частности, к разработанному нами проекту «Воспитываем семьянина».
Участники проекта: воспитанники ДОУ, педагоги, родители.
Цель проекта: способствовать укреплению и развитию сотрудничества ДОУ и семьи в решении проблемы воспитания семьянина, как к одной из приоритетных задач гражданского воспитания.
Задачи:
- Формирование новых подходов к становлению культуры родительства.
- Выявление положительного опыта семейного воспитания.
- Утверждение семейных ценностей и традиций, здорового образа жизни.
- Вовлечение семьи в активную общественную и культурную деятельность ДОУ.
- Просвещение родительской общественности по правовым вопросам, касающихся отношений родителей и детей.
- Популяризация достижений в области семейного творчества, развитие и распространение новых форм организации семейного досуга.
Задачи по работе с детьми в рамках проекта:
1. |
Научные |
1.1. Помочь ребёнку изучить его родословную. |
2. |
Мировоззренческие |
2.1. Помочь ребёнку разобраться в своих правах. |
3. |
Духовно- нравственные |
3.1. Обогатить кругозор детей о семье, как части общества. |
4. |
Практические |
4.1. Развивать воображение. |
Этапы работы
1. Подготовительный:
- определение объёма тематики изучения и реализации;
- подбор методической литературы, иллюстраций, фотографий, документов, нормативных актов;
- изготовление раздаточного материала (для моделирования внутрисемейных отношений, связи поколений);
- «заготовка» семейного древа (рисунок на ватмане), символов и моделей семь («кораблик», «гнездышко», «скворечник», «лодка», «подсолнух», «ромашка, «дом» и т.д.).
2. Исследовательский:
- изучение истории семьи;
- ознакомление с особенностями национального характера, костюмами, предметами быта;
- ознакомление с правами ребёнка, правами и обязанностями родителей.
3. Продуктивный:
- разработка собственных моделей семьи;
- составление семейного древа участниками проекта;
- составление фотоальбомов;
- составление сборников семейного творчества;
- создание информационных листков педагогического, правового содержания;
- проведение собраний, консультаций и др. форм работы с родителями;
- создание методического пособия для родителей.
4. Заключительный:
- обобщение результатов работы;
- создание альбома родословных (или оформление экспозиции родословных);
- Создание презентаций семьи в электронном виде.
Защита проекта:
- проводится в ….г.,
- в виде собеседования с детьми;
- в виде праздника «Я – часть семьи!», «Праздника семьи».
Способы организации работы:
- принцип добровольности участия родителей и детей;
- работа проводится в регламентированное и нерегламентированное время;
- воспитанники работают под руководством педагога.
Работа по проекту оценивается:
- конкурсной комиссией (зав. ДОУ, зам. зав. по ВМР, педагогом- психологом);
- педагогами ДОУ.
Практический выход:
- приобретение родителями теоретических и практических знаний по вопросам воспитания детей, как активных членов семьи, будущих семьянинов;
- изготовление «Семейного древа»;
- выставка альбомов родословных или экспозиция родословных;
- проведение «Праздника семьи»;
- праздник национального подворья;
- ярмарка семейного творчества;
- родительская конференция.
Работа с педагогами
Задача старшего воспитателя или заместителя заведующей по ВМР в работе с педагогами - организовать системную работу с родительской общественностью. Предлагаем ряд форм работы, направленных на достижение цели проекта:
№ |
Формы работы. Мероприятия |
1 |
Педсоветы: «Роль семьи в воспитании детей», «Ребёнок в правовом поле семьи». |
2 |
Семинары: «Опыт общения педагога с родителями на темы семейного воспитания», «Методики коррекции внутрисемейных отношений (тренинги)». |
3 |
Консультации: «Современные формы и методы работы с семьёй», «Из чего складываются внутрисемейные отношения», «Советы родителям: наказание или диалог? А как поступали предки?», «Читая внимательно «Домострой». |
4 |
Разработка бесед с родителями, с детьми. |
5 |
Составление конспектов: занятий, бесед, праздников, развлечений, вечеров, посиделок и т.д. |
6 |
Проведение Дня открытых дверей в ДОУ. |
7 |
Проведение совместных мероприятий (интеллектуальных, спортивных, музыкальных, театральных): походов, экскурсий, целевых прогулок, соревнований, КВНов, викторин, конкурсов и т.д. |
8 |
Ярмарки совместного творчества (тематические). |
9 |
Написание памяток, листовок, буклетов. |
10 |
Организация выставок. |
11 |
Составление картотеки статей по работе с семьёй. |
12 |
Составление картотеки пословиц и поговорок «Народная мудрость о семье». |
13 |
Подборка стихов, рассказов и др. литературных произведений по теме проекта; музыкальных произведений. |
14 |
Подбор ауди-, видеотеки (произведения по теме проекта, с целью вызвать эмоциональный отклик). |
15 |
Подбор библиотечки педагогической и детской литературы. |
16 |
Изготовление методических пособий: «Образ семьи глазами художников», «Семейный отдых летом (игры, соревнования)», «Семейный отдых зимой (игры)». |
17 |
Организация фотовыставок. |
18 |
Организация диспутов, дискуссий, круглых столов, тестирования, анкетирования. |
Работа с родителями и детьми
Формирование новых подходов к становлению культуры родительства основывается на повышении статуса семьи в собственных глазах родителей, в глазах их детей и педагогов. И начинается оно с овладения родителями (с помощью педагогов) правовыми, юридическими знаниями. Кроме того, педагоги доносят мысль, что культура родительства закладывается в детстве, и на протяжении жизни, до вхождения в брачный возраст, у детей складывается определённый стереотип семейных отношений, который, уже выросшие дети, начнут реализовывать в своей семейной жизни.
Воспитание уважения и добрых чувств к своим близким – дело не только узкосемейное, но и задача нравственного воспитания вообще.
Отдельной строкой стоит привлечение старшего поколения – бабушек и дедушек – в помощь молодым родителям. Старшее поколение, умудрённое жизненным опытом, любящее внуков иной, более нежной и трепетной любовью, может дать малышам очень много: помимо прямых знаний и ознакомлений с семейными традициями, - покой, уверенность, защищённость, что благотворно влияет на детскую психику. А педагоги «раскрывают глаза» подопечным на бабушек и дедушек, как на людей, которые не только вырастили их родителей, но успели сделать много важного для человеческого общества (страны, города, деревни, завода и т.д.). Воспитатели доносят детям мысль, что заслугами старших нужно гордиться. И, если в настоящее время бабушка и не работает, она трудится на благо семьи, дома. Этот труд очень важен, нелёгок и уважаем.
Педагог – психолог, обращаясь к разведённым родителям, делает акцент на то, как важно продолжать общаться с детьми, уделять им максимально больше внимания, даже если не живёте с ними под одной крышей. Поистине – ничто не ценится так дорого и не стоит так дёшево, как внимание, которое уделяется своим близким и родным.
№ |
Формы работы. Виды деятельности. Мероприятия. |
1 |
Социологическое исследование. |
2 |
Анкетирование. |
3 |
Специально организованные занятия в регламентированное время, внесённые в учебный план. |
4 |
Проектная работа. Осуществление проектов: «Моё имя», «Моя семья», «Мой ребёнок», «Откуда мы родом», «Вклад семьи в развитие родного города», «Мудрые советы заботливым родителям», «Мамина школа», «Вместе с мамой, вместе с папой – в мир здоровья и спорта». |
5 |
Проведение «Месячника по работе с семьёй», «Дня семьи», «Дня матери», «Дня отца», «Дня девочек», «Дня мальчиков», «Дня пожилого человека», «Дня ветерана». |
6 |
Тематические вечера: «Роль семейных традиций», «Воспитание без огорчений», «Семья – маленькая страна», «Истоки доброты», «Вечер встречи друзей», «Семейные посиделки», «Бабушкины посиделки». |
7 |
Традиции: «Сладкий час», «Утро встреч», «Мы - как братики и сестрички». |
8 |
Чтение художественной литературы. |
9 |
Просмотр диа- и видеофильмов. |
10 |
Изготовление пособий: «Если ребёнок говорит неправду», «Если ребёнок встревожен», «Если ребёнок агрессивен», «Что значит – готовность к школе?», «Как оказать ребёнку психологическую поддержку в критической ситуации», «Тактика поведения родителя в период адаптации ребёнка к детскому саду» и др. |
11 |
Изготовление дидактических игр и пособий. |
12 |
Беседы |
13 |
Экскурсии, целевые прогулки |
14 |
Встречи с ветеранами ВОВ и труда, с интересными людьми; с людьми интересных профессий. |
15 |
Подборка сочинений родителей на темы: «Мой ребёнок», «Наша семья», «Ценности нашей семьи», «Что хочу передать ребёнку». |
16 |
Создание генеалогического древа семьи, семейного герба, флага, вымпела. |
17 |
Создание книги загадок и сказок. Книги: «Рассказы о семье», «Рассказ о моём ребёнке», |
18 |
Досуги: «Бабушкин сундучок», «Игрушка маминого детства», «Книга маминого детства», «День капустки», «День варенья», «Праздник русской берёзки», «В гостях у липки». |
19 |
Составление рассказов детей «Моя родословная». |
20 |
Составление брошюры (альбома) «Вкусненькое от наших мам» - сборник рецептов блюд; «В мире здоровой пищи» (сборник старинных семейных кулинарных рецептов). |
21 |
Ярмарки семейного творчества: «Из бабушкиного сундучка», «Мастерицы и умельцы», «Очень умелые ручки нашей семьи». |
22 |
Выставки: «Чудо с грядки - огорода», «Природа и фантазия» (осень), «Бравые солдаты – молодцы, бравые солдаты – удальцы» (23 февраля), «Мамина улыбка – улыбка весны», «Бабушка – забота» (март), «Цветы победителям!» ( День победы), «Дедушка – мой лучший друг», «Всей семьёй – на прогулку», «Моя семья», «Мастерская Деда Мороза» (Новый год), «Лето красное», «Во имя любви, во имя семьи», «Дом отца и матери – добрая вселенная», «Мамины руки творят чудеса». |
23 |
Фотоконкурсы и фотовыставки: «Фото из семейного альбома», «И мы были маленькими», «Я и моя Родина», «Моя семья в Калининградской области», «Вклад семьи в развитие родного края», «Они защищали Родину», «Мы на отдыхе», «Весенняя флотилия» (вместе с папой), «Любимец семьи», «Улыбочка!», «Любимые уголки города», «Добрые дела наших мам и пап», «Счастливая семья», «Жизнь в детском саду», «Мы вместе», «Мы расскажем вам о том, как мы в садике живём!». |
24 |
Звуковое письмо: «Голос детства» (высказывания ребёнка о себе, семье, его мечты), «Мама – первый учитель» (Расскажи, какая твоя мама, чему она тебя учит. Расскажи, как ты её любишь). |
25 |
Клуб по интересам: «Клуб бабушек», «Марья – рукодельница», «Лейся, песня!», «В здоровом теле – здоровый дух!», «Здоровячок». |
26 |
Круглый стол (формы см. журнал «Справочник руководителя ДОУ» № 9/08 г., с.8): |
27 |
Чествование родителей (участников мероприятий и т.д.) «Сердце, открытое людям». |
28 |
Участие родителей в создании (улучшении) предметно-развивающей среды ДОУ. |
29 |
Совместные субботники по благоустройству. |
30 |
Совместное возложение цветов к памятникам (День Победы, День города). |
31 |
Сборник сценариев: «Праздник в кругу семьи», «Дни семейных торжеств», «Золотая свадьба». |
32 |
Выставка - просмотр литературы: «Школа для родителей», «Взрослым по секрету…». |
33 |
Тематические вечера: «Роль семейных традиций», «Воспитание без огорчений», «Семья – маленькая страна», «Истоки доброты». |
34 |
Творческая гостиная «Играем, познаём, учимся» |
35 |
Фестиваль семейного и художественного творчества «Традиции живая нить» |
36 |
Выпуск газеты: «Крепкая семья», «Колокола детства», «Весёлая радуга» (о семье, об отдыхе и т.д., благодарности родителям за…) |
37 |
Конкурс семей: «Иван - да Марья», «Самая заботливая (- обаятельная, - творческая) семья». |
38 |
Плакаты «Семейно-обрядовые ритуалы» |
39 |
Досуги: «Бабушки и внуки», «Самая любимая бабушка моя», «Бабушкин сундучок», «Праздник волшебников и фантазёров». |
Тематика консультаций, которые мы рекомендуем провести в рамках проекта, разнообразна.
Это: правовые знания, педагогические знания, коррекция внутрисемейных отношений, обучение проведению различных семейных досугов.
Примерные темы консультаций для родителей
1 |
«Права и обязанности родителей (Конституция РФ, Закон об образовании и др. нормативные документы) |
2 |
«Ребёнок имеет право…» |
3 |
«Воспитание ребёнка в семье» |
4 |
«Воспитание у детей уважения к взрослым» |
5 |
«Отдых всей семьёй», «Игра – школа творческой личности» |
6 |
«Развиваем творческие способности ребёнка посредством музыки ( - изобразительного искусства, - театральной деятельности) |
7 |
«Из чего складываются внутрисемейные отношения» |
8 |
«Советы родителям: наказание или диалог? А как поступали предки?» |
9 |
«Читая внимательно «Домострой» |
10 |
«Роль матери (отца) в развитии (эмоциональном, психическом, физическом, интеллектуальном, эстетическом) ребёнка» |
11 |
«Легко ли быть родителем?» |
12 |
«Психическое и физическое развитие ребёнка данного возраста», «Влияние семейных отношений на психическое развитие ребёнка» |
13 |
«Роль родителей в развитии речи ребёнка» |
14 |
«Побеждаем капризы» |
15 |
«Если ребёнок дерётся» |
16 |
«Всему своё время» |
17 |
«Как защитить интересы своего ребёнка» |
18 |
«Обеспечение безопасности детей» |
19 |
«Воспитываем ответственность» |
20 |
«Кто в доме хозяин?» |
21 |
«Кто в ответе за…» |
22 |
«Что значит быть отцом» |
23 |
«Какие игрушки «правильные» |
24 |
«Помню, в детстве мы играли» |
25 |
«Семь –Я» |
26 |
«Доверительный разговор» |
27 |
«Секретный разговор с мамой (отцом)» |
28 |
«Как устроить сюрприз для члена семьи» |
29 |
«Уметь прощать» |
30 |
«Мы благодарны нашим родителям…» |
31 |
«Береги здоровье смолоду» |
32 |
«Общаться с ребёнком. Как?» |
33 |
«Как интересно провести досуг в кругу семьи» |
34 |
«Искусство хвалить», индивидуальная консультация «Разговор по душам». |
К Проекту прилагаются:
- Приложение 1 – Примерные темы бесед с детьми.
- Приложение 2 – Рекомендуемые сюжетно – ролевые игры.
- Приложение 3 – Планы мероприятий по проведению месячника «Работа с семьей» в разных возрастных группах.
- Приложение 4 – Примеры пословиц и поговорок, отражающих воспитательное влияние старшего поколения на детей.
- Приложение 5 – Конспект семейного спортивного досуга «Великое племя индейцев».
- Приложение 6 – Конспект совместного занятия родителей с детьми «Я и мое имя».
- Приложение 7 – Конспект занятия ко дню пожилых людей «Самая любимая бабушка моя».
- Приложение 8 – Подборка стихов к проекту «Воспитываем семьянина».