Проект "Воспитываем семьянина"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,  доступность к средствам массовой псевдокультуры, ослабление семейных связей и связей между поколениями, актуальнее стала задача нравственного и гражданского воспитания в  воспитательно-образовательном процессе  дошкольного образовательного учреждения. Кроме того, в настоящее время в обществе существуют проблемы обесценивания статуса семьи, как таковой, и снижения интереса родителей к жизни детей в дошкольном учреждении. Учитывая вышесказанное, педагогический коллектив  решил внести свою лепту в решение этих проблем – привлечь родительскую общественность к проектной работе ДОУ, в частности, к  разработанному нами проекту «Воспитываем семьянина».

Участники проекта: воспитанники ДОУ, педагоги, родители.

Цель проекта: способствовать укреплению и развитию сотрудничества ДОУ и семьи в решении проблемы воспитания семьянина, как к одной из приоритетных задач гражданского воспитания.

Задачи:

  1. Формирование новых подходов к становлению культуры родительства.
  2. Выявление положительного опыта семейного воспитания.
  3. Утверждение семейных ценностей и традиций, здорового образа жизни.
  4. Вовлечение семьи в активную общественную и культурную деятельность ДОУ.
  5. Просвещение родительской общественности по правовым вопросам, касающихся отношений родителей и детей.
  6. Популяризация  достижений в области семейного творчества, развитие и распространение  новых форм  организации семейного досуга.

Задачи по работе с детьми в рамках проекта:

1.

Научные

1.1. Помочь ребёнку изучить его родословную.
1.2. Моделирование связи поколений.
1.3. Дать представление о правах и обязанностях членов семьи.

2.

Мировоззренческие

2.1. Помочь ребёнку разобраться в своих правах.
2.2. Увидеть необыкновенное в обычном.
2.3. Показать связь мира взрослых с миром ребёнка (кто и как заботится).
2.4. Пофантазировать о будущей семье и жизни.

3.

Духовно- нравственные

3.1. Обогатить кругозор детей о семье, как части общества.
3.2. Дать понятие об обязанностях.
3.3. Поддерживать естественный интерес и любознательность детей.
3.4. Учить получать радость от узнавания нового.
3.5. Учить сотрудничать; уважать свой и чужой труд.
3.6. Развивать эмоциональную сферу.
3.7. Показать связь поколений.
3.8. Привить уважение к своим предкам.

4.

Практические

4.1. Развивать воображение.
4.2. Познакомить с национальными особенностями быта.
4.3. Разработать собственные модели семьи.
4.4. Составить семейное древо.
4.5. Создать альбом родословных.
4.6. Провести праздник семьи.
4.7. Изготовить детские подарки членам семьи к различным праздникам.

Этапы работы

1. Подготовительный:

  • определение объёма тематики изучения и реализации;
  • подбор методической литературы, иллюстраций, фотографий, документов, нормативных актов;
  • изготовление раздаточного материала (для моделирования внутрисемейных отношений, связи поколений);
  • «заготовка» семейного древа (рисунок на ватмане), символов и моделей семь («кораблик», «гнездышко», «скворечник», «лодка», «подсолнух», «ромашка, «дом» и т.д.).

2. Исследовательский:

  • изучение истории семьи;
  • ознакомление с особенностями национального характера,  костюмами, предметами быта;
  • ознакомление с правами ребёнка, правами и обязанностями родителей.

3. Продуктивный:

  • разработка собственных моделей семьи;
  • составление семейного древа участниками проекта;
  • составление фотоальбомов;
  • составление сборников семейного творчества;
  • создание информационных листков педагогического, правового содержания;
  • проведение собраний, консультаций и др. форм работы с родителями;
  • создание методического пособия для родителей.

4. Заключительный:

  • обобщение результатов работы;
  • создание альбома родословных (или оформление экспозиции родословных);
  • Создание презентаций семьи в электронном виде.

Защита проекта:

  • проводится в ….г.,
  • в виде собеседования с детьми;
  • в виде праздника «Я – часть семьи!», «Праздника семьи».

Способы организации работы:

  • принцип добровольности участия родителей и детей;
  • работа проводится в регламентированное и нерегламентированное время;
  • воспитанники работают под руководством педагога.

Работа по проекту оценивается:

  • конкурсной комиссией (зав. ДОУ, зам. зав. по ВМР, педагогом- психологом);
  • педагогами ДОУ.

Практический выход:

  • приобретение родителями теоретических и практических знаний по вопросам воспитания детей, как активных членов семьи, будущих семьянинов;
  • изготовление «Семейного древа»;
  • выставка альбомов родословных или экспозиция родословных;
  • проведение «Праздника семьи»;
  • праздник национального подворья;
  • ярмарка семейного творчества;
  • родительская конференция.

Работа с педагогами

Задача старшего воспитателя или заместителя заведующей по ВМР в работе с педагогами -  организовать системную работу с родительской общественностью. Предлагаем ряд форм работы, направленных на достижение цели проекта:

Формы работы. Мероприятия

1

Педсоветы:  «Роль семьи в воспитании детей», «Ребёнок в правовом поле семьи».

2

Семинары: «Опыт общения педагога с родителями на темы семейного воспитания»,  «Методики коррекции внутрисемейных отношений (тренинги)».

3

Консультации: «Современные формы и методы работы с семьёй», «Из чего складываются внутрисемейные отношения», «Советы родителям: наказание или диалог? А как поступали предки?», «Читая внимательно «Домострой».

4

Разработка бесед с родителями, с детьми.

5

Составление конспектов: занятий, бесед, праздников, развлечений, вечеров, посиделок и т.д.

6

Проведение Дня открытых дверей в ДОУ.

7

Проведение совместных мероприятий (интеллектуальных, спортивных, музыкальных, театральных): походов, экскурсий, целевых прогулок, соревнований, КВНов, викторин, конкурсов и т.д.

8

Ярмарки совместного творчества (тематические).

9

Написание памяток, листовок, буклетов.

10

Организация выставок.

11

Составление картотеки статей по работе с семьёй.

12

Составление картотеки пословиц и поговорок «Народная мудрость о семье».

13

Подборка стихов, рассказов и др. литературных произведений по теме проекта; музыкальных произведений.

14

Подбор ауди-, видеотеки (произведения по теме проекта, с целью вызвать эмоциональный отклик).

15

Подбор библиотечки педагогической и детской литературы.

16

Изготовление методических пособий: «Образ семьи глазами художников», «Семейный отдых летом (игры, соревнования)», «Семейный отдых зимой (игры)».

17

Организация фотовыставок.

18

Организация диспутов, дискуссий, круглых столов, тестирования, анкетирования.

Работа с родителями и детьми

Формирование новых подходов к становлению культуры родительства основывается на повышении статуса семьи в собственных глазах родителей, в глазах их детей и педагогов. И начинается оно с овладения родителями (с помощью педагогов) правовыми, юридическими знаниями. Кроме того, педагоги доносят мысль, что культура родительства закладывается в детстве, и на протяжении жизни, до вхождения в брачный возраст, у детей складывается определённый стереотип семейных отношений, который, уже выросшие дети, начнут реализовывать в своей семейной жизни.
Воспитание уважения и добрых чувств к своим близким – дело не только узкосемейное, но и задача нравственного воспитания вообще.
Отдельной строкой стоит привлечение старшего поколения – бабушек и дедушек – в помощь молодым родителям. Старшее поколение, умудрённое жизненным опытом, любящее внуков иной, более нежной и трепетной любовью, может дать малышам очень много: помимо прямых знаний и ознакомлений с семейными традициями, -  покой, уверенность, защищённость, что благотворно влияет на детскую психику. А педагоги «раскрывают глаза» подопечным на бабушек и дедушек, как на людей, которые не только вырастили их родителей, но успели сделать много важного для человеческого общества (страны, города, деревни, завода и т.д.). Воспитатели доносят детям мысль, что заслугами старших нужно гордиться. И, если в настоящее время бабушка  и не работает, она трудится на благо семьи, дома. Этот труд очень важен, нелёгок и уважаем.
Педагог – психолог, обращаясь к разведённым родителям, делает акцент на то, как важно продолжать общаться с детьми, уделять им максимально больше внимания, даже если не живёте с ними под одной крышей. Поистине – ничто не ценится так дорого и не стоит так дёшево, как внимание, которое уделяется своим близким и родным.

Формы работы. Виды деятельности. Мероприятия.

1

Социологическое исследование.

2

Анкетирование.

3

Специально организованные занятия в регламентированное время, внесённые в учебный план.

4

Проектная работа. Осуществление проектов: «Моё имя», «Моя семья», «Мой ребёнок», «Откуда мы родом», «Вклад семьи в развитие родного города», «Мудрые советы заботливым родителям», «Мамина школа», «Вместе с мамой, вместе с папой – в мир здоровья и спорта».

5

Проведение «Месячника по работе с семьёй», «Дня семьи», «Дня матери», «Дня отца», «Дня девочек», «Дня мальчиков», «Дня пожилого человека», «Дня ветерана».

6

Тематические вечера: «Роль семейных традиций», «Воспитание без огорчений»,  «Семья – маленькая страна»,  «Истоки доброты», «Вечер встречи друзей», «Семейные посиделки», «Бабушкины посиделки».

7

Традиции: «Сладкий час», «Утро встреч», «Мы - как братики и сестрички».

8

Чтение художественной литературы.

9

Просмотр диа- и видеофильмов.

10

Изготовление пособий: «Если ребёнок говорит неправду», «Если ребёнок встревожен», «Если ребёнок агрессивен», «Что значит – готовность к школе?», «Как оказать ребёнку психологическую поддержку в критической ситуации», «Тактика поведения родителя в период адаптации ребёнка к детскому саду»  и др.

11

Изготовление дидактических игр и пособий.

12

Беседы

13

Экскурсии, целевые прогулки

14

Встречи с ветеранами ВОВ и труда, с интересными людьми; с людьми интересных профессий.

15

Подборка сочинений родителей на темы: «Мой ребёнок», «Наша семья», «Ценности нашей семьи», «Что хочу передать ребёнку».

16

Создание генеалогического древа семьи, семейного герба, флага, вымпела.

17

Создание книги  загадок и сказок. Книги: «Рассказы о семье», «Рассказ о моём ребёнке»,
«Книга народной мудрости»,  «Моя родословная», «Из бабушкиного детства».

18

Досуги: «Бабушкин сундучок», «Игрушка маминого детства», «Книга маминого детства», «День капустки», «День варенья», «Праздник русской берёзки», «В гостях у липки».

19

Составление рассказов детей «Моя родословная».

20

Составление брошюры (альбома) «Вкусненькое от наших мам» - сборник рецептов блюд; «В мире здоровой пищи» (сборник старинных семейных кулинарных рецептов).

21

Ярмарки семейного творчества: «Из бабушкиного сундучка», «Мастерицы и умельцы», «Очень умелые ручки нашей семьи».

22

Выставки: «Чудо с грядки - огорода», «Природа и фантазия» (осень), «Бравые солдаты – молодцы, бравые солдаты – удальцы» (23 февраля), «Мамина улыбка – улыбка весны», «Бабушка – забота» (март),  «Цветы победителям!» ( День победы), «Дедушка – мой лучший друг», «Всей семьёй – на прогулку», «Моя семья», «Мастерская Деда Мороза» (Новый год), «Лето красное», «Во имя любви, во имя семьи», «Дом отца и матери – добрая вселенная», «Мамины руки творят чудеса».
Выставки рисунков детей: «Встречает лето вся планета» (рисунки на асфальте), «Дом, в котором я живу».

23

Фотоконкурсы и фотовыставки: «Фото из семейного альбома», «И мы были маленькими», «Я и моя Родина», «Моя семья в Калининградской области», «Вклад семьи в развитие родного края», «Они защищали Родину», «Мы на отдыхе», «Весенняя флотилия» (вместе с папой), «Любимец семьи», «Улыбочка!», «Любимые уголки города», «Добрые дела наших мам и пап», «Счастливая семья»,  «Жизнь в детском саду», «Мы вместе», «Мы расскажем вам о том, как мы в садике живём!».

24

Звуковое письмо: «Голос детства» (высказывания ребёнка о себе, семье, его мечты), «Мама – первый учитель» (Расскажи, какая твоя мама, чему она тебя учит. Расскажи, как ты её любишь).

25

Клуб по интересам: «Клуб бабушек», «Марья – рукодельница», «Лейся, песня!», «В здоровом теле – здоровый дух!»,  «Здоровячок».

26

Круглый стол (формы см. журнал «Справочник руководителя ДОУ» № 9/08 г., с.8):
- коллективная беседа,
- регламентированная дискуссия или диспут,
- учебная конференция,
- учебная встреча.

27

Чествование родителей (участников мероприятий и т.д.) «Сердце, открытое людям».

28

Участие родителей в создании (улучшении) предметно-развивающей среды ДОУ.

29

Совместные субботники по благоустройству.

30

Совместное возложение цветов к памятникам (День Победы, День города).

31

Сборник сценариев: «Праздник в кругу семьи», «Дни семейных торжеств», «Золотая свадьба».

32

Выставка - просмотр литературы: «Школа для родителей», «Взрослым по секрету…».

33

Тематические вечера: «Роль семейных традиций», «Воспитание без огорчений»,  «Семья – маленькая страна»,  «Истоки доброты».

34

Творческая гостиная «Играем, познаём, учимся»

35

Фестиваль семейного и художественного творчества «Традиции живая нить»

36

Выпуск газеты: «Крепкая семья», «Колокола детства», «Весёлая радуга» (о семье, об отдыхе и т.д., благодарности родителям за…)

37

Конкурс семей: «Иван - да Марья», «Самая заботливая (- обаятельная, - творческая) семья».

38

Плакаты «Семейно-обрядовые ритуалы»

39

Досуги: «Бабушки и внуки», «Самая любимая бабушка моя», «Бабушкин сундучок», «Праздник волшебников и фантазёров».

Тематика консультаций, которые мы рекомендуем провести в рамках проекта, разнообразна.

Это:  правовые знания, педагогические знания, коррекция внутрисемейных отношений, обучение проведению различных семейных досугов.

Примерные темы консультаций для родителей

1

«Права и обязанности родителей (Конституция РФ, Закон об образовании и др. нормативные документы)

2

«Ребёнок имеет право…»

3

«Воспитание ребёнка в семье»

4

«Воспитание у детей уважения к взрослым»

5

«Отдых всей семьёй», «Игра – школа творческой личности»

6

«Развиваем творческие способности ребёнка посредством музыки ( - изобразительного искусства, - театральной деятельности)

7

«Из чего складываются внутрисемейные отношения»

8

«Советы родителям: наказание или диалог? А как поступали предки?»

9

«Читая внимательно «Домострой»

10

«Роль матери (отца) в развитии (эмоциональном, психическом, физическом, интеллектуальном, эстетическом) ребёнка»

11

«Легко ли быть родителем?»

12

«Психическое и физическое развитие ребёнка данного возраста», «Влияние семейных отношений на психическое развитие ребёнка»

13

«Роль родителей в развитии речи ребёнка»

14

«Побеждаем капризы»

15

«Если ребёнок дерётся»

16

«Всему своё время»

17

«Как защитить интересы своего ребёнка»

18

«Обеспечение безопасности детей»

19

«Воспитываем ответственность»

20

«Кто в доме хозяин?»

21

«Кто в ответе за…»

22

«Что значит быть отцом»

23

«Какие игрушки «правильные»

24

«Помню, в детстве мы играли»

25

«Семь –Я»

26

«Доверительный разговор»

27

«Секретный разговор с мамой (отцом)»

28

«Как устроить сюрприз для члена семьи»

29

«Уметь прощать»

30

«Мы благодарны нашим родителям…»

31

«Береги здоровье смолоду»

32

«Общаться с ребёнком. Как?»

33

«Как интересно провести досуг в кругу семьи»

34

«Искусство хвалить», индивидуальная консультация «Разговор по душам».

К Проекту прилагаются:

  • Приложение 1 – Примерные темы бесед с детьми.
  • Приложение 2 – Рекомендуемые сюжетно – ролевые игры.
  • Приложение 3 – Планы мероприятий по проведению месячника «Работа с семьей» в разных возрастных группах.
  • Приложение 4 – Примеры пословиц и поговорок, отражающих воспитательное влияние старшего поколения на детей.
  • Приложение 5 – Конспект семейного спортивного досуга «Великое племя индейцев».
  • Приложение 6 – Конспект совместного занятия родителей с детьми «Я и мое имя».
  • Приложение 7 – Конспект занятия ко дню пожилых людей «Самая любимая бабушка моя».
  • Приложение 8 – Подборка стихов к проекту «Воспитываем семьянина».