Опыт преподавания теории физической культуры в начальных классах с использованием ИКТ

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Тема: Гимнастика: виды гимнастики, гимнастика в школе и дома, техника безопасности на занятиях гимнастикой.

Цель урока: Создание представления о гимнастике как о виде спорта и о средстве сохранения и укрепления здоровья.

Задачи урока:

  • Создать представление о видах гимнастики (спортивная, оздоровительная, прикладная).
  • Ознакомить с правилами составления и проведения комплексов утренней гимнастики.
  • Ознакомить с гимнастическими упражнениями, изучаемыми на уроках физической культуры, с используемыми гимнастическими снарядами и инвентарем.
  • Ознакомить с правилами поведения на занятиях гимнастикой.
  • Разучить физкультминутку и мало подвижную игру «Чей голосок?».

Оборудование: экран, проектор, компьютер, раздаточный материал, презентация.

Место проведения: учебный класс.

Организационный момент: Приветствие. Сообщение темы урока, цели и задач.

Слово учителя:

Физическая культура - это не только выполнение физических упражнений, она включает в себя и знания об организме, о пользе упражнений, о закаливании, о режиме дня, об истории Олимпийских игр и многое другое. И на протяжении всего обучения в школе, мы будем эти знания постепенно пополнять. В первом классе у вас происходит знакомство со многими предметами, в том числе и с физической культурой. Сегодня вы познакомитесь с одним из видов физической культуры и спорта – гимнастикой.

Гимнастика – это один из красивейших видов спорта, который в полной мере может показать красоту движений, возможности человеческого организма, четкость выполнения правил и дисциплину в спорте. Чем же отличается гимнастика от других видов спорта? Попробуем выяснить (вопрос детям).

  • Упражнения гимнастики можно использовать на протяжении всей жизни, для укрепления и сохранения здоровья.
  • Можно использовать упражнения гимнастики для укрепления отдельных мышц.
  • Некоторые упражнения гимнастики выполняются под музыку.

Гимнастика – это уникальный вид физической культуры. Одни люди используют ее для того, чтобы соревноваться в силе и грации, другие для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье, а третьи – чтобы в любой жизненной ситуации чувствовать себя уверенно. Поэтому гимнастику разделили на несколько видов (слайд № 2-4).

слайды сопровождаются комментариями и пояснениями.

Спортивная гимнастика (главная задача победить, выполнить лучше всех, побить рекорд). К спортивной гимнастике относятся:

  • Акробатические упражнения.
  • Упражнения художественной гимнастики.
  • Упражнения на гимнастических снарядах.

Оздоровительная гимнастика (главная задача сохранение и укрепление здоровья). К оздоровительной гимнастике относятся:

  • Утренняя гимнастика ( зарядка).
  • Лечебная гимнастика.
  • Аэробика (ритмическая гимнастика).

Прикладная гимнастика (главная задача вспомогательная).

К прикладной гимнастике относятся:

  • Военно-прикладная.
  • Профессионально – прикладная.

Одним из самых известных видов гимнастики, которым можно заниматься самостоятельно, в домашних условиях является утренняя гимнастика (зарядка). Существуют определенные правила составления и выполнения зарядки (слайд № 5).

В школе мы будем изучать элементы следующих видов гимнастики:

  1. Упражнения акробатики ( перекаты, кувырки, стойка на лопатках, мостик и т.д.).
  2. Упражнения художественной гимнастики для девочек (упражнения с лентой, с мячом, с обручем, со скакалкой).
  3. Строевые упражнения (повороты на месте, в движении, перестроения в шеренгу, в колонну, в круг).
  4. Упражнения на снарядах и с гимнастическим инвентарем (бревно, канат, гимнастическая скамейка, стенка, палка, обручи, скакалки).
  5. Физкультурные минутки (слайд №6).

Разучить и выполнить физкультминутку:

Мы предметы изучали
И немножечко устали
А теперь мы отдохнем
Физкультминутку проведем.

Медвежата в чаще жили
Головой своей кружили
Раз, два, три, четыре
Головой своей кружили

Руки кверху поднимали,
А потом их опускали,
А потом к себе прижали,
А потом их развели,
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

Каждый раз на перемене все мы делаем зарядку,
Очень нравится нам, делать по порядку:
Весело шагать, весело шагать,
Приседать и вставать, приседать и вставать,
Прыгать и скакать, прыгать и скакать.

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.

Повернись вокруг себя
Раз – туда, два – сюда.
Раз – присели, два – привстали
Все колени мы размяли.

А теперь посмотри – добрались мы до стопы
Подняться нужно на носки, а потом на пятки.
Все мы дружно, как солдаты, делаем зарядку.
Вот здоровья в чем секрет
Всем друзьям физкультпривет.

А сейчас мы познакомимся с гимнастическими снарядами и гимнастическим инвентарем (слайд №7). Загадки про спортивный инвентарь:

Видим чудо из чудес
Лестница, аж до небес
Вверх по ней мы залезаем
И упражнение выполняем.
(гимнастическая стенка )

С ней упражнение выполняем
И все мышцы разминаем
Для зарядки всем нужна
Есть волшебная у Феи она.
(гимнастическая палка)

В спортивном зале есть вещь одна
На каждом уроке она нам нужна
На ней мы сидим, по ней мы ползем
И на носочках все вместе идем.
( гимнастическая скамейка)

Толстая веревка,
Похожа на косичку,
По ней мы поднимаемся
Словно на лифте.
(канат )

 Есть животные такие
Кто с рогами, а кто без.
На уроке получилось
Мне на них верхом залезть.
(«конь», «козел» )

Не подушка, не матрас
На них ложатся каждый раз.
Кувырки и перекаты
Выполняют акробаты.
(маты )

Веревка тонкая, две ручки
Только знай себе крути
Прыгай, прыгай как лягушка
Путь к здоровью впереди.
(скакалка )

Круг волшебный есть у нас
Его вращают много раз.
На руках, ногах и шее,
Все быстрее и быстрее.
(обруч )

Для того, чтобы все упражнения, которые мы будем выполнять, приносили только пользу, необходимо знать и соблюдать правила поведения на занятиях (слайд №8).

Весь урок внимательно слушали, отгадывали загадки, выполняли упражнения, а теперь пришло время поиграть:

Игра «Чей голосок?»

Выбрать водящего. Игроки встают вокруг него в круг, водящий закрывает глаза. Игроки двигаются по кругу со словами:

«мы составили все круг»
«развернемся разом вдруг» (поворот вокруг себя)
«кто-то скажет: скок, скок, скок» (слова говорит игрок, выбранный учителем)
«отгадай, чей голосок?»

Задача водящего отгадать, кто сказал «скок, скок, скок». Если отгадал, то водящий меняется. В конце игры выбрать лучшего водящего.

Подведение итогов:

А теперь мы вспомним, что же мы узнали сегодня на уроке?!

Сделаем мы это в виде викторины: ( разделить на команды: 1ряд, 2ряд, 3ряд)

Отвечают на вопросы капитаны команд.

  • чем отличается гимнастика от других видов спорта?
  • какие основные виды гимнастики вы запомнили?
  • каким видом гимнастики можно заниматься в домашних условиях?
  • какой вид гимнастики позволяет «отдохнуть» на уроке?
  • на предложенной картинке обозначьте красным цветом – спортивный инвентарь, а синим цветом – спортивные снаряды? (образец слайда № 7)
  • какие основные правила поведения на занятиях физической культурой вы запомнили? (команды отвечают по очереди)

Выявить победившую команду.

Молодцы! Урок окончен! До свидания!