Считаем важным разъяснить ребёнку, что он – часть не только семьи, но и общества; что у него есть определённые права и обязанности. Способствовать тому, чтоб ребёнок понял и прочувствовал: члены семьи связаны между собой родственными и духовными узами. Привить уважение к своим предкам, ближе познакомить дошкольника с миром взрослых. Всё это возможно реализовать в интересной работе – проекте “Откуда мы родом”.
Участники: воспитанники старшей – подготовительной группы, педагоги, родители.
Цели урока: познакомить ребёнка с собственными правами, привить интерес к истории рода на примере его семьи.
Задачи:
1. | Научные | 1.1. Помочь ребёнку изучить его
родословную. 1.2. Моделирование связи поколений. 1.3. Дать представление о правах. |
2. | Мировоззренческие | 2.1. Помочь ребёнку разобраться в своих
правах. 2.2. Увидеть необыкновенное в обычном. 2.3. Показать связь мира взрослых с миром ребёнка (кто, как и о ком заботится). 2.4. Пофантазировать о будущей семье и жизни. |
3. | Духовно - нравственные | 3.1. Обогатить кругозор детей о семье,
как части общества. 3.2. Дать понятие об обязанностях. 3.3. Поддерживать естественный интерес и любознательность детей. 3.4. Учить получать радость от узнавания нового. 3.5. Учить сотрудничать; уважать свой и чужой труд. 3.6. Развивать эмоциональную сферу. 3.7. Показать связь поколений. 3.8. Привить уважение к своим предкам. |
4. | Практические | 4.1. Развивать воображение. 4.2. Познакомить с национальными особенностями быта. 4.3. Разработать собственные модели семьи. 4.4. Составить семейное древо. 4.5. Создать альбом родословных. 4.6. Провести праздник семьи. |
Этапы работы
1. Подготовительный:
- определение объектов изучения;
- подбор литературы, иллюстраций, фотографий, документов (свидетельство о рождении, паспорт);
- изготовление раздаточного материала для моделирования;
- “заготовка” семейного древа (рисунок на ватмане).
2. Исследовательский:
3. Продуктивный:
- разработка собственных моделей семьи.
- составление семейного древа участниками проекта.
4. Заключительный:
- обобщение результатов работы;
- создание альбома родословных или оформление экспозиции родословных.
5. Защита проекта:
- проводится в ….г.,
- в виде собеседования с детьми.
Способы организации работы:
- принцип добровольности участия родителей и детей;
- работа проводится в регламентированное и нерегламентированное время;
- воспитанники работают под руководством педагога.
Работа по проекту оценивается:
- конкурсной комиссией (зав. ДОУ, зам. зав. по ВМР, педагогом- психологом);
- педагогами ДОУ.
Практический выход:
- изготовление “Семейного древа”;
- выставка альбомов родословных или экспозиция родословных;
- проведение “Праздника семьи”;
- праздник национального подворья;
- ярмарка семейного творчества.
Тематический план к проекту “Откуда мы родом”
(Составитель – Бережнова Ольга Ивановна, педагог высшей квалификационной категории, воспитатель подготовительной группы)
№ |
Тема |
Содержание |
Сроки |
1 | Где мы отдыхали летом | Рассматривание семейных фотографий о летнем отдыхе, рассказы о семейных поездках к морю, экскурсиях и т.д. Беседа о праве ребёнка на отдых. | сентябрь |
2 | “7 – Я” | Разгадывание ребуса “7 – Я”. Рисование на тему “Моя семья”. Беседа об обязанностях членов семьи, о традициях в семье. Сюжетно – ролевая игра “Семья”. Чтение стихотворения Я.Акимова “Моя родня”. Беседа о праве ребёнка знать своих родителей. Оформление панно “Моя семья”. | октябрь |
3 | Я и моё имя | Беседа “По-разному зовутся дети” (о
праве ребёнка на имя). Игра “Полное и неполное имя”. Этюд “Назови ласково”. Изготовление именных карточек – визиток. |
ноябрь |
4 | Новый год у ворот | Беседа о встрече Нового года в семье, о семейных традициях. Изготовление открыток с новогодними пожеланиями (рисунки и аппликации). Проведение конкурса “Лучшая новогодняя открытка” (совместная с родителями работа). Обсуждение рассказа В.Драгунского “Сестра моя Ксения”. | декабрь |
5 | Наша Родина - Россия | Беседа о праве ребёнка на гражданство. Экскурсия по выставке рисунков “Моя Родина”. Беседы о государственной символике. Беседа о берёзке – символе России. Слушание песен о Родине. Народные игры, народные промыслы, народные приметы. Праздник национального подворья. | январь |
6 | Защитники земли русской | Рассматривание картины В.Васнецова
“Богатыри”, беседа о защитниках Родины. Разучивание пословиц о храбрости, героизме. Изготовление подарков папам, дедушкам. Спортивное развлечение “Вместе с папой”. |
февраль |
7 | Хорошо рядом с мамой | Беседа “Мама – самое прекрасное слово на земле” Составление рассказов детьми о своих мамах. Чтение стихов и песен о маме. Викторина “Что ты знаешь о своих родителях”. Оформление семейных уголков “Семейное древо”. Изготовление подарков для мам, бабушек. Рассматривание русских костюмов и деталей женской одежды. | март |
8 | “Мы живём, пока память жива…” | Встреча с фронтовиком, военнослужащим. Беседа о подвигах солдат во время ВОВ. Проведение фотовыставки “Наши деды воевали…” (Фотографии из семейных альбомов. Беседа о праве детей жить в мире без войны. Экскурсия к Вечному огню. Изготовление праздничных открыток, высаживание цветов на аллею детского сада. | апрель |
9 | “Мой дом – моя крепость” | Беседа о праве ребёнка на жильё. Рисование дома для своей семьи. Лепка и рисование домашней утвари для игры в “Семью”. | май |
10 | Мой город и район, в котором я живу | Беседа “Город, где живут и работают
наши мамы и папы”. Рисование на тему “Мой
город”. Сюжетно – ролевая игра “Почта” (знание
детьми домашнего адреса и адреса д/сада). Встреча
с интересными людьми: бабушками и дедушками –
ветеранами труда. Пешая экскурсия по району, семейная экскурсия по городу. Семейный праздник “Моя родословная”. |
июнь |