Цели:
- Образовательная – обобщить знания учащихся о натуральных числах, научить записывать многозначные натуральные числа.
- Развивающая – развить умения разбивать числа на классы и быстро их читать.
- Воспитательная – воспитание уважения к ученым-математикам, специалистам, работающим с цифрами, в древности.
Цели для учащихся: (записаны на доске, Слайд 4)
- познакомится с записью чисел в древности, научиться распознавать и записывать натуральные числа
- работая с цифрами по родному краю, понять их и гордиться их значением
- развить умение разбивать числа на классы и быстро их читать
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: доска, учебники, плакаты с изображением древних систем записи чисел, компьютер, проектор, презентация к уроку (Приложение 1).
План урока:
- Организационный момент. Приветствие.
- Актуализация опорных знаний: устный счет.
- Изучение нового материала:
- Исторический материал. Постановка проблемы.
- Работа с числами и примерами их записи и чтения.
- Закрепление.
- Первичная проверка усвоенного.
- Итоги урока.
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие. Настрой на работу
Мы пришли сюда учиться!
Не лениться, а трудиться!
Работаем старательно!
Слушаем внимательно!
2. Актуализация опорных знаний: устный счет
(На доске примеры подобраны таким образом, чтобы получалась дата урока)
1002 – 1000 =
81 : 9 =
502 * 4 =
Что получилось?
Запишите в тетради дату сегодняшнего урока.
3. Изучение нового материала: Исторический материал. Постановка проблемы
Записывать числа люди научились гораздо позже, чем считать. Раньше всего они догадались изображать единицу палочкой, тогда двумя палочками изображали число два, а тремя – три.
В Древнем Египте палочками обозначали числа с 1 по 9, 10 - , 100 – (Cлайд 2).
Например, 234 -
Римская нумерация выглядела следующим образом: (Cлайд 3)
Римская нумерация используется редко.
С помощью римской нумерации обычно обозначают века, главы в книге, Олимпийские игры.
Однако для практического применения римская нумерация неудобна: трудно читать числа, а еще сложнее выполнять арифметические действия.
Выполните сложение: ?????? ПРОБЛЕМА!
1874 + 148 = Получается быстро.
Поэтому великим достижением математиков было изобретение десятичной системы записи чисел.
4. Работа с числами и примерами их записи и чтения.
Тема урока: «Как записывают и читают числа».
Десятичная система записи чисел хорошо вам известна, вы её изучали в начальной школе.
В ней используется только 10 цифр, их называют арабскими 0; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9.
Чтобы прочитать число, его разбивают справа налево на классы по три цифры в каждом. Сначала идет класс единиц, затем – тысяч, миллионов, миллиардов. Каждый класс разбит на три разряда: единиц, десятков, сотен. Читают число слева направо: называют число, записанное в классе и добавляют название класса.(Cлайд 5-6).
Например, 2 875 360 (два миллиона восемьсот семьдесят пять тысяч триста шестьдесят). Цифра 0 означает отсутствие единиц данного разряда в десятичной записи числа.
5. Закрепление. Работа с числами
(Cлайд 7-13 один из вариантов примеров).
1) Запишите цифрами число:
- площадь Московской области составляет 46 тысяч квадратных километров;
- в Московской области проживает около 6миллионов 600 тысяч человек;
- площадь Чеховского района одна тысяча пятьдесят три квадратных километров;
- население на начало 2008 года составило около 97 тысяч человек.
2) Представьте число 1954 в виде суммы разрядных слагаемых. (Cлайд 14)
6. Проверочная работа
(один из вариантов примеров)
Запишите числа:
1 вариант | 2 вариант |
70 + 5; 1000 + 900 + 40 + 5; Семнадцать миллионов семьдесят пять тысяч двести |
одна тысяча пятьдесят три; девять тысяч триста пятьдесят шесть; 2000 + 5 |
Проверка (Cлайд 15 ч.1).
Итоги урока
Вспомним цели нашего урока:
- научиться распознавать и записывать натуральные числа;
- работая с цифрами по родному краю, понять их и гордиться их значением;
- развить умение разбивать числа на классы и быстро их читать.
Как мы их реализовали? (Cлайд 15 ч.2).
Презентация — Приложение 1.