Цели:
- обобщить, систематизировать полученные знания об имени существительном, о падежах имен существительных;
- расширить представление детей о родной стране, о государственных символах России;
- воспитывать любовь и уважение к родной стране, к ее истории, к ее законам и символам.
Задачи:
- совершенствовать умения распознавать падежи у имен существительных в предложении;
- работать над развитием речи, обогащать словарный запас детей;
- развивать творческие способности учащихся;
- помочь учащимся в овладении этическими знаниями в умении применять их в повседневной жизни, в общении с окружающими;
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение пройденного
1. Беседа.
а) Со знаками мы встречаемся каждый день: в быту; когда переходим дорогу; при изучении различных предметов в школе. Но не всегда их замечаем и придаем значение. Давайте вспомним, с какими знаками мы встречаемся в быту. (Ответы детей).
Например:
- стирать только вручную;
- нельзя гладить;
- нельзя пользоваться этим веществом: оно ядовито;
и другие.
С какими дорожными знаками знакомы? (Со знаками информационного характера; запрещающие знаки; знаки предупреждающие).
(Примеры детей; ответы по карточкам-подсказкам Приложение 1).
б) С помощью знаков-символов и знаков-копий мы можем изобразить предметы, изучаемые в школе.
Например:
- математика
- окружающий мир
- риторика
- русский язык (Приложение 2).
в) Какие еще особые знаки, с помощью которых устная речь передается на письме, вы знаете? (Буквы, дефис, пробел, черточка и знаки препинания.)
2. Работа в тетради.
а) Откройте тетради. Запишите: число, "Классная работа".
б) Минутка чистописания:
— упражнение для работы над формой отдельных букв.
— Как же называется наука, включающая в себя эти особые знаки, с помощью которых устная речь передается на письме? (Работа с толковым словарем, с. 13)
— Запись предложения (комментированное письмо): Графика - это наука о письме.
3. А что обозначают эти знаки:
— Приведите примеры слов к этим схемам (Ответы детей).
— Что объединяет эти слова? (Это имена существительные).
— Молодцы! Правильно.
III. Объявление темы и цели урока
— А теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока. «Обобщение знаний о падежах имен существительных. Знаки-символы и знаки-копии. Знаки языковые».
IV. Обобщение знаний
1 . Повторение изученного об имени существительном.
2.
Повороты судьбы удивительны:
Изучали мы падежи существительных.
Все падежи надо знать
И друг от друга отличать.
Повторение изученного о падежах (по группам), используя алгоритм "Рассказ о падежах".
Алгоритм.
- Почему падеж получил такое название?
- Вопросы падежа.
- Вспомогательное слово.
- Предлоги.
- Примеры.
3. Посмотрите, какие знаки-символы вы составили. Это символика раздела «Морфология» по теме "Имя существительное". А еще есть знаки-символы, которые относятся к символике нашего государства.
4. Обобщение знаний о символах России.
— Как называется наша страна? Словарь: Россия, Российская Федерация.
— Какие знаки-символы России вы знаете? (Ответы детей. Продолжение словаря: герб - гербы, флаг - флаги, гимн.)
— Что означают слова герб и флаг? (Ответы детей: Герб - отличительный знак государства. Он сочетает в себе знаково-символическое и эстетическое начало.Флаг - это символ или знак, сделанный из ткани. Считается, что люди, которые несут или вывешивают какой-либо флаг, таким образом, показывают свою принадлежность к какой-либо стране или организации).
— Откройте учебник "Риторика" на стр. 83, зад. 119. (Приложение 3)
— Какие знаки вы видите в этом задании?
— Это знаки-символы или знаки-копии?
— А полностью ли изображен знак-копия герба России?
— Что нужно добавить? (Ответы детей. Короны над головами орлов; скипетр и державу в лапах орла; в центре двуглавого орла – Святой Георгий-Победоносец, поражающий копьем змея. Продолжение словаря: скипетр, держава, корона, Святой Георгий-Победоносец.)
— Что символизирует герб Российской Федерации? (Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом).
— Если бы вам нужно было "оживить" эту картинку, какие бы цвета использовали?
— Посмотрите на символ-копию государственного флага России.
— Вспомните, как чередуются: полосы на государственном флаге России? (Белый, синий, красный).
— Что означают эти цвета? (Белый – означает мир и чистоту совести; синий - небо, верность и правду; красный - огонь, отвага, любовь).
— Возьмите цветные карандаши и раскрасьте символ-копию государственного флага России.
— Ребята, а что вы знаете об истории флага и герба России? (Такое сочетание цветов (белый, синий, красный) на флаге России появилось во времена царя Алексея Михайловича - отца Петра I. Выбор цветов для флага связан с тем, что они имелись в Российском гербе. Петр I передал бело-сине-красный флаг сначала военно-морскому, а потом торговому флоту. Менялось правительство нашего государства, менялся цвет флага нашего государства. Но в конце ХIX в., в 1991 году бело-сине-красный флаг вновь стал государственным Флагом нашей страны.
Герб. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины. Сегодня двуглавый орел знаменует единство народов, живущих на необъятных просторах нашей Родины. Короны над головами - это символ союза народов, из которых состоит Россия. Скипетр и держава в лапах орла означает сильную власть и: защиту государства, его единство. Крылья у орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. Герб России - символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.)
— Как же нужно относиться к государственным символам нашей страны?
5. Самостоятельная работа. (1 человек за доской + работа по индивидуальным карточкам Приложение 4)
Списать словосочетания, определить падеж выделенных существительных. Выделить окончания.
- жизнь государства
- полосы на флаге
- символизируют мир, небо, отвагу
- любоваться гербом
- принадлежность к России
- напоминают о прошлом
6. Запись предложения. Языковая разминка.
Человек не живет в настоящем без памяти о прошлом.
- Подчеркнуть главные члены предложения.
- Найти существительные, указать падеж.
- Морфологический разбор слова (без) памяти.
(Без) памяти – (без чего?), н.ф. память, сущ., неодуш., ж. р., ед. ч. в Р. п., второстепен. член предложения.
7. Мы с вами вспоминали о символах России: гербе и Флаге - это знаки-символы. А еще, ребята, у нас есть символы языковые, музыкальные. С ними мы будем знакомиться на следующих уроках. Но к этим символам относится государственный гимн России.
Гимн России - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований.
— Как ведут себя люди любой страны, слушающие гимн государства?
V. Подведение итогов
— Чем же мы занимались сегодня на уроке?
— Что нового узнали?
— А сейчас каждый из вас оценит свою работу на уроке, составив «Символ нашего успеха».
Если вам понравился урок, ваша работа на уроке, возьмите полоску зеленого цвета.
Если вам что-то не понравилось, и вы не очень довольны своей работой, возьмите полоску желтого цвета.
Если вам не понравился урок, и вы не довольны своей работой на уроке, возьмите полоску красного цвета.
А теперь прикрепите полоски к доске.
VI. Домашнее задание
Cтр. 83, задание №20 («Риторика»).
Дорожные знаки — Приложение 1, символьные картинки — Приложение 2, зад. 119 на стр. 83 учебника "Риторика" — Приложение 3, индивидуальные карточки — Приложение 4.