Интегрированный урок по русскому языку и риторике в 4-м классе "Обобщение знаний о падежах имён существительных. Знаки-символы и знаки-копии. Знаки языковые"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщить, систематизировать полученные знания об имени существительном, о падежах имен существительных;
  • расширить представление детей о родной стране, о государственных символах России;
  • воспитывать любовь и уважение к родной стране, к ее истории, к ее законам и символам.

Задачи:

  • совершенствовать умения распознавать падежи у имен существительных в предложении;
  • работать над развитием речи, обогащать словарный запас детей;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • помочь учащимся в овладении этическими знаниями в умении применять их в повседневной жизни, в общении с окружающими;

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного

1. Беседа.

а) Со знаками мы встречаемся каждый день: в быту; когда переходим дорогу; при изучении различных предметов в школе. Но не всегда их замечаем и придаем значение. Давайте вспомним, с какими знаками мы встречаемся в быту. (Ответы детей).

Например:

  • стирать только вручную;
  • нельзя гладить;
  • нельзя пользоваться этим веществом: оно ядовито;

и другие.

С какими дорожными знаками знакомы? (Со знаками информационного характера; запрещающие знаки; знаки предупреждающие).

(Примеры детей; ответы по карточкам-подсказкам Приложение 1).

б) С помощью знаков-символов и знаков-копий мы можем изобразить предметы, изучаемые в школе.

Например:

  • математика
  • окружающий мир
  • риторика
  • русский язык (Приложение 2).

в) Какие еще особые знаки, с помощью которых устная речь передается на письме, вы знаете? (Буквы, дефис, пробел, черточка и знаки препинания.)

2. Работа в тетради.

а) Откройте тетради. Запишите: число, "Классная работа".

б) Минутка чистописания:

— упражнение для работы над формой отдельных букв.

— Как же называется наука, включающая в себя эти особые знаки, с помощью которых устная речь передается на письме? (Работа с толковым словарем, с. 13)

— Запись предложения (комментированное письмо): Графика - это наука о письме.

3. А что обозначают эти знаки:

— Приведите примеры слов к этим схемам (Ответы детей).

— Что объединяет эти слова? (Это имена существительные).

— Молодцы! Правильно.

III. Объявление темы и цели урока

— А теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока. «Обобщение знаний о падежах имен существительных. Знаки-символы и знаки-копии. Знаки языковые».

IV. Обобщение знаний

1 . Повторение изученного об имени существительном.

2.

Повороты судьбы удивительны:
Изучали мы падежи существительных.
Все падежи надо знать
И друг от друга отличать.

Повторение изученного о падежах (по группам), используя алгоритм "Рассказ о падежах".

Алгоритм.

  • Почему падеж получил такое название?
  • Вопросы падежа.
  • Вспомогательное слово.
  • Предлоги.
  • Примеры.

3. Посмотрите, какие знаки-символы вы составили. Это символика раздела «Морфология» по теме "Имя существительное". А еще есть знаки-символы, которые относятся к символике нашего государства.

4. Обобщение знаний о символах России.

— Как называется наша страна? Словарь: Россия, Российская Федерация.

— Какие знаки-символы России вы знаете? (Ответы детей. Продолжение словаря: герб - гербы, флаг - флаги, гимн.)

— Что означают слова герб и флаг? (Ответы детей: Герб - отличительный знак государства. Он сочетает в себе знаково-символическое и эстетическое начало.Флаг - это символ или знак, сделанный из ткани. Считается, что люди, которые несут или вывешивают какой-либо флаг, таким образом, показывают свою принадлежность к какой-либо стране или организации).

— Откройте учебник "Риторика" на стр. 83, зад. 119. (Приложение 3)

— Какие знаки вы видите в этом задании?

— Это знаки-символы или знаки-копии?

— А полностью ли изображен знак-копия герба России?

— Что нужно добавить? (Ответы детей. Короны над головами орлов; скипетр и державу в лапах орла; в центре двуглавого орла – Святой Георгий-Победоносец, поражающий копьем змея. Продолжение словаря: скипетр, держава, корона, Святой Георгий-Победоносец.)

— Что символизирует герб Российской Федерации? (Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом).

— Если бы вам нужно было "оживить" эту картинку, какие бы цвета использовали?

— Посмотрите на символ-копию государственного флага России.

— Вспомните, как чередуются: полосы на государственном флаге России? (Белый, синий, красный).

— Что означают эти цвета? (Белый – означает мир и чистоту совести; синий - небо, верность и правду; красный - огонь, отвага, любовь).

— Возьмите цветные карандаши и раскрасьте символ-копию государственного флага России.

— Ребята, а что вы знаете об истории флага и герба России? (Такое сочетание цветов (белый, синий, красный) на флаге России появилось во времена царя Алексея Михайловича - отца Петра I. Выбор цветов для флага связан с тем, что они имелись в Российском гербе. Петр I передал бело-сине-красный флаг сначала военно-морскому, а потом торговому флоту. Менялось правительство нашего государства, менялся цвет флага нашего государства. Но в конце ХIX в., в 1991 году бело-сине-красный флаг вновь стал государственным Флагом нашей страны.

Герб. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины. Сегодня двуглавый орел знаменует единство народов, живущих на необъятных просторах нашей Родины. Короны над головами - это символ союза народов, из которых состоит Россия. Скипетр и держава в лапах орла означает сильную власть и: защиту государства, его единство. Крылья у орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. Герб России - символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.)

— Как же нужно относиться к государственным символам нашей страны?

5. Самостоятельная работа. (1 человек за доской + работа по индивидуальным карточкам Приложение 4)

Списать словосочетания, определить падеж выделенных существительных. Выделить окончания.

  • жизнь государства
  • полосы на флаге
  • символизируют мир, небо, отвагу
  • любоваться гербом
  • принадлежность к России
  • напоминают о прошлом

6. Запись предложения. Языковая разминка.

Человек не живет в настоящем без памяти о прошлом.

  • Подчеркнуть главные члены предложения.
  • Найти существительные, указать падеж.
  • Морфологический разбор слова (без) памяти.

(Без) памяти – (без чего?), н.ф. память, сущ., неодуш., ж. р., ед. ч. в Р. п., второстепен. член предложения.

7. Мы с вами вспоминали о символах России: гербе и Флаге - это знаки-символы. А еще, ребята, у нас есть символы языковые, музыкальные. С ними мы будем знакомиться на следующих уроках. Но к этим символам относится государственный гимн России.

Гимн России - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований.

— Как ведут себя люди любой страны, слушающие гимн государства?

V. Подведение итогов

— Чем же мы занимались сегодня на уроке?

— Что нового узнали?

— А сейчас каждый из вас оценит свою работу на уроке, составив «Символ нашего успеха».

Если вам понравился урок, ваша работа на уроке, возьмите полоску зеленого цвета.

Если вам что-то не понравилось, и вы не очень довольны своей работой, возьмите полоску желтого цвета.

Если вам не понравился урок, и вы не довольны своей работой на уроке, возьмите полоску красного цвета.

А теперь прикрепите полоски к доске.

VI. Домашнее задание

Cтр. 83, задание №20 («Риторика»).

Дорожные знаки — Приложение 1, символьные картинки — Приложение 2, зад. 119 на стр. 83 учебника "Риторика" — Приложение 3, индивидуальные карточки — Приложение 4.