Использование технологии критического мышления в преподавании байкаловедения

Разделы: Экология


В настоящее время в Иркутской области происходят процессы быстрого развития туризма и туристического бизнеса, что является положительным моментом для развития экономики как области, так и страны в целом. Однако, признание ЮННЕСКО озера Байкал объектом всемирного наследия, природоохранные мероприятия, изданные законы и поправки к ним, говорят об обеспокоенности общественности этим возрастающим влиянием человека на одно из самых уникальных жемчужин природы – озеро Байкал.

В учебные планы общеобразовательных школ Иркутской области был введен предмет «Байкаловедение». Этот предмет предполагает не только сообщение учащимся знаний о Байкале, но и, в большей мере, воспитание бережного, экологосообразного поведения по отношению к природе. В нашей школе этот предмет является продолжением принципов и целей воспитания предмета «Экологическое творчество». Опора на материал ближайшего окружения школьника, близости к Байкалу, традиционность ведения этого предмета в течение нескольких лет говорят о правильности выбранного направления. Дети, изучающие предметы «Экологическое творчество» и «Байкаловедение» бережнее относятся к природе, могут отличать хорошее поведение от плохого, видеть красоту и проблемы окружающей их среды.

Перспективным является использование современных образовательных технологий: модульных, проектных, дистанционных, исследовательских, рефлексивных, портфолио, РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо), и т.д.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С.И. Заир-Бек, М.В. Кларин, С.А. Смирнов, А.П. Чернявская) способствует воспитанию ответственной личности, способной к самообразованию и саморазвитию, которая умеет использовать полученные знания и умения для творческого решения проблем, мыслить критически, обрабатывать информацию, стремится изменить к лучшему свою жизнь и жизнь своей страны.

Этапы структуры технологии РКМЧП, представленной С.И Заир-Беком, соответствуют этапам мыслительной деятельности личности.

Стадия 1 – ВЫЗОВ – пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации;
Стадия 2 – РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА – получение новой информации;
Стадия 3 – РЕФЛЕКСИЯ – осмысление, рождение нового знания.

Занятие или урок, построенный по этой технологии, требует строгого соблюдения всех его этапов.

Приведем пример факультативного занятия по «Байкаловедению» в 6 классе с применением технологии критического мышления.

Тема занятия: Нерпа (6 класс)

Материал занятия рассчитан на 2 часа. Желательно провести их в 2 дня, чтобы сохранить эмоциональную окраску, получить хорошие результаты на стадии рефлексии.

Занятие 1

Цель: познакомить с единственным млекопитающим озера Байкал – нерпой.

Стадия вызова.
На стадии вызова с помощью различных приемов (индивидуальная / парная / групповая работа; мозговая атака; прогнозирование содержания; проблемные вопросы и т.д.) рассказать своими словами о том, что они знают, всему классу. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний, что дает учащимся возможность эффективнее связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к пониманию новой информации.

Что вы знаете о нерпе?

Жизненный опыт шестиклассников небольшой, поэтому их ответы носят эмоциональный характер.

Обычно дети отвечают:

  • Нерпа красивая, у нее большие грустные глаза. Ее детеныш белого цвета.
  • Нерпы живут в Байкале.
  • Еще мы видели нерп в нерпинарии на экскурсии. Они выполняли некоторые номера в бассейне, смешно выпрашивали угощение, танцевали под музыку.

На вопрос о размерах, местах обитания животного учащиеся имеют смутные представления. Некоторые могут рассказать что-то со слов знакомых или родственников, добывавших нерпу.

Стадия осмысления.
На стадии осмысления, когда учащийся вступает в контакт с новой информацией или идеями, читая текст, просматривая фильм, прослушивая лекции, он учится отслеживать свое понимание и не игнорировать пробелы, а записывать в виде вопросов то, что не понял для выяснения в будущем. Каждый высказывается о том, как он догадался о значении слов, какие ориентиры помогли ему в этом, что, наоборот, сбило его с толку. Такому самоанализу нужно обязательно учить детей.

На данном занятии применялся прием «рисунок в развитии», когда информация появляется и расширяется постепенно, и рисунок приобретает законченный вид не сразу, а по ходу рассказа учителя.

Ученики рисуют в своих тетрадях. Дома дается задание раскрасить воду и нерпу.

Шаг 1 – на доске рисуется горизонтальная линия. На ней - нерпа, голова которой находится над водой, а тело в воде. Далее через вопросы и участие учеников в беседе рассказывается о размерах, весе, возрасте и питании нерпы. Необходимые сведения вносятся на рисунок в центре, ниже горизонтальной линии, под рисунком нерпы.

Шаг 2 – слева от центра вносятся сведения о том, что нерпа обычно находится под водой от 20 до 40 минут (рекорд в эксперименте - 65 минут); ныряет на глубину до 400м; скорость движения под водой 7-8 км/час, максимальная скорость 20-25 км/час.

Шаг 3 – над горизонтальной чертой слева рисуются ледяные торосы. На данном этапе урока рассказывается о месте обитания нерпы, о логовищах, выведении и вскармливании детенышей.

Шаг 4 – в правой части рисунка, над горизонтальной чертой рисуются Ушканьи острова; рассказывается об опасностях в жизни нерпы, о ее врагах. Выше – версии о происхождении нерпы в озере Байкал.

Рисунок принимает следующий окончательный вид.

  • Нерпа пришла через р.Лену из Северного Ледовитого океана
  • Крупные пресноводные водоемы Азии и дальнейшее расселение

См. рисунок 1.

Далее задаются вопросы о том, что ученикам еще хотелось бы узнать.

Стадия рефлексии.
На стадии рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать товарища, и аргументировано защищать свое мнение. Последняя стадия рефлексии подразумевает именно творческое применение полученных знаний, навыков, умений. И, таким образом, реализуется еще один критерий эффективности инновационного процесса. Мы формируем личность, способную к непрерывному обучению, самообразованию.

На данном занятии учащимся предлагается написание небольшого эссе на тему «Меня удивило, что …» или «Я хотел бы увидеть нерпу, для того, чтобы…»

Домашнее задание - найти ответы на вопросы, которые появились по ходу лекции.

На втором занятии по данной теме:

  • Вспоминаем все, что запомнили с первого занятия, делимся ответами на вопросы, которые нашли в энциклопедиях. Их бывает достаточно много – найденных и не найденных ответов. Тогда делимся опытом, где можно найти интересующую информацию. Здесь мною испробован подход преемственности – можно спросить участников прошлых олимпиад по байкаловедению. Таким образом, младшие знакомятся со старшими, старшие дают консультации, создается круг людей, объединенных единым интересом.
  • Смотрим фильм о нерпе с диска «Животные Прибайкалья». Фрагмент фильма очень трогательный, вызывает массу эмоций у детей и глаза нерпы запоминаются им надолго.
  • Рефлексия – синквейн о нерпе. Мастерим нерпу на льдине по шаблонам из журнала «Сибирячок»(№4/2003)

(синквейн – от французского слова, обозначающего 5 строк.)

1 строчка – 1 слово, существительное или местоимение по данной теме;
2 строчка – 2 слова, чаще прилагательные или причастия;
3 строчка – 3 глагола, описывающие характерные действия;
4 строчка - фраза их 4х слов, выражающая отношение автора к предмету;
5 строчка – 1 слово, описывающее суть предмета.

Прием синквейна позволяет решить следующие задачи:

  • Позволяет детям проявлять свои творческие способности, а это очень важно и дети это любят
  • Способствует улучшению эмоционального состояния детей
  • Позволяет учителю проверить усвоение важнейших понятий темы

Вот два примера синквейна шестиклассников.

Нерпа,   Нерпа.
Серая, смешная,   Ластоногая, резвая.
Живет, плавает, ест.   Питается, охотится, спит.
Заботится о своих детенышах     Человек, не трогай ее!
Животное.   Эндемик.

В своем опыте я использовала также и другие стихотворные формы – хайку (хокку), диаманты.

Но больше всего ученикам нравится делать рисунки. Видимо, заданность стихотворных форм их все-таки ограничивает. Рисунки получаются у всех учеников, у слабых и сильных.

В заключение хочется сказать, что предмет «Байкаловедение», введенный в школах Иркутской области, позволяет не только использовать имеющийся жизненный опыт ребят, но и дает учителю возможность более мобильно использовать современные технологии для обучения и развития учеников, так как мобильны сами программы по этим курсам (как правило, факультативным или элективным). Реальная возможность увидеть озеро Байкал и его обитателей, побывать в Байкальском музее, участвовать в олимпиадах по байкаловедению, бывать в музее Байкало-Ленского заповедника, начиная с начальной школы – все это воспитывает в молодом человеке поведение, не нарушающее окружающую среду, ответственность за сохранение природы.

Такая работа по экологическому просвещению позволяет детям почувствовать себя частью движения за сохранение природы на Земле. Ведь наша школа была участницей проекта Глобального экологического фонда по сохранению биологического разнообразия, продолжается сотрудничество с ИРОО «Байкальская экологическая волна», МОО «Большая Байкальская тропа». Ежегодно принимаем участие в «Марше парков». С 2007 года участвуем в международном проекте по энергосбережению ШПИРЭ.

И последнее. Предмет Байкаловедение многогранен. Он включает в себя такие школьные науки, как географию, биологию, историю, литературу, изобразительное искусство. Ученики узнают о лимнологии, краеведении, развитии общественных природоохранных движений. Все это способствует развитию и совершенствованию личности ребенка. Человек, знающий природу, не причинит ей вреда, следовательно, постарается сохранить ее для потомков.

Источники информации:

  1. Е.Н.Кузеванова, Н.В.Мотовилова, Байкаловедение, Программа спецкурса для учащихся 5-6.7 классов общеобразовательных учреждений, Иркутск, 2003
  2. Е.Н. Кузеванова. Байкаловедение. Живой мир Байкала, человек на Байкале. Иркутск, 2006
  3. И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек, Учим детей мыслить критически, «Речь», Санкт-Петербург, 2003
  4. В.В.Тахтеев, Море загадок. Рассказы об озере Байкал, Издательство Иркутского государственного университета, 2001
  5. CD «Животные Прибайкалья», автор М.Степанцов, 2003
  6. CD «У края чарующей бездны», автор М.Степанцов, 2003
  7. Энциклопедия Байкала,CD, выпуски 1-2, 2003, 2006 г.г.
  8. Детский журнал «Сибирячок», выпуски с 1998 года.