Цели урока:
- образовательная – изучить типы взаимодействия организмов;
- воспитательная – формирование научного мировоззрения;
- развивающая – развитие познавательного интереса, логического мышления, умений сравнивать, обобщать, делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи урока: обратить внимание учащихся на сложные проявления биотических связей (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние) и их главные результаты для жизни видов.
Форма урока: урок развивающего обучения.
Методы и педагогические приемы: словесные: рассказ, беседа; работа с книгой (задачником); наглядные: демонстрация; метод контроля – устный и письменный.
Оборудование: живые растения и гербарные материалы полыни, пижмы, тюльпана, нарцисса, черемухи, чеснока, грецкого ореха, табака, резеды, петрова креста; насекомоядных растений; муляжи грибов; коллекции насекомых (саранча, колорадский жук, тля, божья коровка, бабочка-капустница, непарный шелкопряд, пчела, шмель, муравей).
Раздаточный материал:
- набор корней бобовых растений с клубеньками;
- гербарий насекомоопыляемых растений;
- набор плодов растений, распространяющихся с помощью животных: череда, чертополох.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- приветствие
- фиксация отсутствующих
- проверка внешнего состояния классного помещения
- проверка подготовленности учащихся к уроку
- организация внимания и внутренней готовности.
II. План урока.
- определить цели и задачи урока.
III. Изучение нового материала.
1. Формулируем проблему: «Существует ли какая-либо связь между количеством кошек и величиной удоя у коров в данной местности?»
Ответы детей: Предположим:
- Увеличится количество кошек.
- Уменьшится количество мышей.
- Увеличится количество шмелей, гнезда которых часто разоряют мыши.
- Повысится успешность размножения клевера, который опыляется шмелями.
- Увеличивается удой у коров, так как у них будет больше вкусного и качественного корма.
2. Вводим определение «биотические факторы» - самостоятельная работа учащихся.
3. Типология биотических взаимодействий (по Э. Хескилу) – рассказ с элементами беседы и демонстрацией наглядных материалов.
Тип взаимодействия | Организм 1 | Организм 2 | Общий характер взаимодействия |
Нейтрализм | 0 | 0 | Организмы не влияют друг на друга |
Конкуренция | - | - | Взаимное подавление организмов |
Аменсализм | - | 0 | Один организм подавляет другой, не испытывая воздействия |
Комменсализм | + | 0 | Один организм получает пользу от взаимодействия, другому – безразлично |
Эксплуатация | + | - | Паразит – хозяин, хищник – жертва. |
Мутуализм:
А) протокооперация; Б) симбиоз |
+ | + | Взаимновыгодное взаимодействие; необязательные отношения;
Организмы не могут существовать друг без друга. |
(0) – отсутствие значимых воздействий;
(+) – организм получает выгоду от взаимодействия;
(-) – взаимодействие угнетает организм.
IV. Первичное закрепление материала под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов.
- Основные типы взаимодействия, их суть?
- По каким критериям отличаются хищники от паразитов?
- Как сказывается конкуренция на интенсивности жизнедеятельности соперничающих видов?
- Каким образом паразитизм и хищничество влияют на интенсивность естественного отбора?
- Какое значение имеет нейтрализм?
V. Дифференцированные задания. (работа в группах, последующее обсуждение) – работа с учебником.
1 группа.
Составьте список организмов, имеющих разного типа экологические связи с березой.
2 группа.
Составьте список организмов, с которыми может взаимодействовать большой пестрый дятел.
3 группа.
Составьте список организмов, с которыми может взаимодействовать заяц- беляк.
4 группа.
Составьте список организмов, с которыми может иметь разного рода экологические связи клевер луговой
5 группа ( более сложное задание)
Составьте схему, на которой отразите взаимные связи следующих организмов: береза, дождевой червь, личинка майского жука, тля, имаго майского жука, гусеница бабочки- пяденицы, взрослая бабочка – пяденица, сова, муравей, большая синица, подберезовик, слизень, летучая мышь.
VI. Внутреннее повторение и применение полученных знаний и навыков для приобретения новых.
(выполнение заданий в задачнике: И.А. Жигарев, О.Н. Пономарева, Н.М. Чернова. Основы экологии. 10 (11) класс: Сборник задач, упражнений и практических работ. –М.:Дрофа,2001.)
№ 127, 128, 129,130,131.
VII. Итоги урока.
Рефлексия – самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся.
VIII. Задание на дом.
- теория в учебнике – читать;
- индивидуальные задания для наблюдений:
- «Положительное и отрицательное влияние растений друг на друга»: составить букеты: в первую вазу поместить только розы; во вторую – только гвоздики; в третью вазу поместить гвоздики и розы вместе. Понаблюдать, какой из букетов дольше сохранит свою свежесть. Если нет такой возможности понаблюдать, предложить школьникам вспомнить подобный факт из собственного опыта.
- Демонстрационный опыт «Роль мух в распространении бактерий». В чашку Петри залить свежесваренный питательный студень – раствор желатина. Субстрат сверху накрыть и дать остыть. Затем на студень в чашку Петри поместить муху и оставить ее на несколько дней (неделю).
Проверочные работы по теме урока:
- Грибники знают, что рыжики следует искать в молодом ельнике или под соснами, подосиновики и подберезовики – в лиственных лесах. Почему?
- Для нейтрализма характерно отсутствие непосредственной связи между видами в сообществе. Однако в любом сообществе опосредованно все виды связаны. Объясните, как нейтральные виды, например лось и белка, опосредованно влияют друг на друга.
- Дайте определения понятиям: мутуализм, нейтрализм, конкуренция, аменсализм, комменсализм, паразитизм, хищничество.