Форма проведения: семинар
Используемые приемы:
- групповая работа,
- защита проекта
- проведение тренингов,
- составление формулы здоровья
Возраст: учащиеся 9-11 классов
Цели:
- Позитивное развитие личности подростка
- Изменение ценностных ориентиров подростка
- Пропаганда здорового образа жизни
- Формирование личной ответственности подростка за свое поведение
Учитель: Прежде, чем начать занятие, хочу вам напомнить, что при правильной осанке мышцы почти не напряжены, внутренние органы работают правильно и хорошо, это касается дыхания, пищеварения и кровообращения. Ларошфуко говорил: "Изящество для тела - это тоже, что здравый смысл для ума". Поэтому прошу вас сесть поудобней и не забывать о важности правильной осанки и дальше.
Эпиграфом к сегодняшнему занятию возьмем слова нашего земляка, писателя Альберта Лиханова:
Жизнь не проста, она не может быть ровной и гладкой.
Жизнь - это горение, а в огне что-то сгорает.
Жизнь - это свет, а свет кого-то слепит.
Жизнь - это борьба, а в борьбе должен быть победитель.
Жизнь - в этом слове немало значений.
А как бы вы определили, что такое жизнь?
Жизнь и существование - одно и тоже ли это? Если нет, то в чем разница?
Есть два суждения: "Жизнь быстротечна, мимолетна", "Жизнь долгие годы"
Какое из них наиболее достоверно? Почему?
Так думаете, вы, ученики 11 класса, а вот что говорили о жизни известные мудрецы:
От безбожья до Бога - мгновенье одно.
От нуля до итога - мгновенье одно.
Береги драгоценное это мгновенье:
Жизнь ни мало, ни много - мгновенье одно.
Омар Хайям.
Нам, людям, свойственно странное противоречивое отношение к жизни: с одной стороны, мы любим жизнь, с другой - не ценим ее каждодневно. Мы считаем, что человек - "это звучит гордо", но хорошо при этом понимаем, что гордиться большинством человеческих деяний не приходится. Мы произносим высокие слова, но совершаем низкие поступки.
Проведем тренинг №1 "Вырвись из круга".
Образуем круг. Прошу в середину круга выйти того, кто считает себя человеком, достойным носить это почетное звание. Теперь ты стоишь один в центре круга, в окружении плотного круга людей, держащихся за руки, выражение их лиц тебе пока не ясно. За пределом этого круга - жизнь. Твоя задача - выйти в жизнь, доказать нам, используя веские аргументы, что ты действительно достоин этого. Но если ты не сделаешь этого за 1 минуту, ты погибнешь.
Инструкция по кругу: каждый из вас в любой момент может разомкнуть руки и выпустить этого достойного человека. У вас нет задачи - дать ему смерть. Ваша задача - выпустить человека, но только полезного для общества. Итак, задача человека в кругу - выбраться из круга всеми возможными методами.
Всем известна пословица "Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - много потерял, а здоровье потерял - все потерял". Почему так говорят?
(Нездоровый человек не может полноценно жить: работать, учиться, т.е. радоваться жизни, ему мешают боль, болезни).
Анкета:
- Что означает для меня быть здоровым человеком?
- Как ты думаешь, о каком человеке по его внешнему виду можно сказать, что он не здоров?
- Как ты думаешь, о каком человеке нельзя сказать, что он болен, зато можно сказать, что ему пора позаботиться о своем здоровье?
- Что в большей степени оказывает влияние на твое здоровье?
Анализ результатов анкетирования:
Быть "здоровым" для меня означает:
- заниматься спортом и вести ЗОЖ - 13 уч;
- не болеть - 6 уч;
О человеке можно сказать, что он не здоров, можно тогда, когда
- человек имеет понурый, грустный вид - 10 уч.,
- у человека кашель и температура - 4 уч.,
- у человека есть вредные привычки - 5 уч.
О человеке нельзя сказать, что он болен, зато можно сказать, что ему пора позаботиться о своем здоровье:
- когда у человека есть вредные привычки - 10 уч.,
- когда человек ведет малоподвижный образ жизни - 9 уч.,
- когда человек - фанат своего дела, забывает обо всем на свете - 2 уч.
На мое здоровье влияют:
- окружающая среда - 9 уч.,
- окружающие люди - 6 уч.,
- подвижный образ жизни - 8 уч.,
- здоровая пища - 6 уч.,
- погода - 6 уч.
Учитель: Ухудшение здоровья учащихся в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Возникает такой образ: тихая полноводная река, в ней купаются дети, не очень умеющие плавать, а впереди водопад, вдруг течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуют разбиться и погибнуть.
Какой бы вы предложили выход из данной ситуации?
(Надо научиться плавать, отплыть подальше от водопада, чтобы не унесло к обрыву).
Можно реку сравнить с образом жизни, мы должны выбрать такой, чтобы не пошатнулось наше здоровье и наша жизнь.
Кто из вас хотел бы иметь хорошее здоровье?
Конечно, я не ошибусь, если предположу, что нет такого человека, который бы не желал иметь хорошее здоровье.
От чего же зависит здоровье?
Данные экспертов всемирной организации здравоохранения свидетельствуют, что:
- Вклад наследственности - 20%
- Доля экологических факторов - 20%
- Состояние медицинского обслуживания - 10%
- Образ жизни самого человека - 50%
Какой вывод напрашивается?
(Человек в значительной степени создает свое здоровье сам).
Может ли человек сам сохранить или улучшить свое здоровье?
Какие проблемы, в области здоровья, у нас существуют? На эти вопросы мы и будем искать сегодня ответы.
Наша задача: составить формулу здоровья, определив, что же нужно для того, чтобы быть здоровым человеком? По ходу занятия вы выписываете составляющие формулы здоровья.
Человек - это существо общественное, много времени проводит в окружении людей. Часто от взаимоотношений в этом обществе зависит настроение и состояние здоровья этого человека.
Что же нужно для того, чтобы избежать стрессового состояния?
Разбирались в данном вопросе ученики первой группы, они попытаются дать нам свои советы. (Представление презентации)
Д.С. Лихачев говорил: "Чтобы не попадаться в сети стресса, нужно управлять своими чувствами".
Тренинг № 2. Давайте представим различные ситуации, разобьемся на пары: родители и дети.
Ситуация № 1. Вы пришли домой на три часа позже, чем обещали; вас встречает рассерженная мама, готовая вас отругать. Ваши действия (помните: не должно быть отрицательного эмоционального всплеска).
Ситуация № 2. Вы получили двойку, и, может быть, вам за нее попадет. Что вы скажете родителям? А как бы вы поступили на месте родителей?
Работаем в парах: родители - дети.
Л.Н. Толстой сказал: "Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе".
Стрессы, в свою очередь, приводят к тому, что все витамины в организме человека "расходуются" в два раза быстрее. Практически все население нашей страны получает мало витаминов. Конечно, это не смертельно, но нехватка витаминов укорачивает жизнь на несколько лет, подтачивает здоровье, понижает работоспособность.
Итак, речь пойдет о витаминах. Какую же роль играют витамины в нашей жизни?
Советы нам дадут ученики второй группы, они работали над этой проблемой.
Не забывайте, что к концу занятия вы должны представит формулу здоровья.
Уж, коль мы заговорили о фруктах и овощах, то нельзя не сказать несколько слов и о рациональном питании.
Тренинг № 3 "Мои ошибки".
Как же мы питаемся? Какие ошибки в этом направлении я хотел бы исправить?
Широко известна пословица "Любой жует, да не любой живет". На первом месте, конечно, должно быть правильное, рациональное питание, т.е. разумное. Мы то, что мы едим. А что же мы едим? На листочке, в два столбика запишите полезные и вредные продукты. И попытайтесь доказать, в чем полезность названных продуктов.
Но ведь важно не только то, что мы едим, но и как, в какое время мы едим? Проверим ваши познания в этих вопросах. (Принимать пищу надо 4-5 раз в день, небольшими порциями, ни в коем случае не переедая на ночь).
А почему нельзя есть на ночь?
Желудок, поджелудочная железа, 12-перстная кишка, печень, желчный пузырь - это наши органы пищеварения. Первичная обработка пищи происходит в желудке, а в 12-перстной кишке - полное переваривание для усвоения организмом. Для того, чтобы переработать пищу, нужны желчь и поджелудочный сок.
Но 12-перстная кишка ложится спать вместе с нами, если же пища поступила поздно, сок выделяется, а кишка спит, начинается химическая война, т.е. соки перерабатывают стенки поджелудочной железы и желчного пузыря.
Зная это, не все и не всегда стараются изменить свой образ жизни.
Что же нам мешает сделать это? (Лень). А что нужно для борьбы с ленью? (поставить цель и добиваться ее). Немецкий философ Ницше сказал: "Тот, кто знает, зачем жить, может вынести любое как".
Тренинг № 4. Он называется "Мои вершины".
Задумайте желание, нарисуйте пики гор - это цели, которых вы хотите достигнуть. Итак, цели обозначены, осталось только - добиться их осуществления.
Особенностью каждого человека является способность привыкания, к каким - либо действиям и ощущениям. Например, кто-то привык рано ложиться спать, а кто-то поздно. Привычки формируются в результате многократных повторений. Привычки могут быть полезными и вредными.
Тренинг № 5.
Попытайтесь на листочке, в два столбика записать свои вредные и полезные привычки. Ну что ж, полдела мы уже сделали, осталось искоренить то, что мешает нашему здоровью.
Конечно, наиболее опасное влияние на здоровье оказывает употребление табака, алкоголя, наркотиков они разрушают наш генетический код.
Свои предложения по сохранению генетического кода вносят ученики третьей группы.
От таких вредных привычек бывает очень трудно отказаться, т.к. человек к ним привыкает. Согласно исследованиям Гарвардского университета, с каждым годом средняя продолжительность жизни российского мужчины неуклонно снижается. Причиной тому являются вредные привычки: пристрастие к курению, алкоголю. Если в 2001 году Россия занимала 100-е место по продолжительности жизни, то в 2006 - 122. По данным официальной статистики, средняя продолжительность жизни российского мужчины - 58,6 лет, а у женщины - 73.
Со своими выводами нас познакомят ученики четвертой группы.
Ученые утверждают. Что под влиянием курения происходит на 5-7% снижение легкости заучивания, точности вычислительных операций, объема памяти.
Важную роль в формировании положительных привычек играет спорт, в этом нас хотят убедить ученики пятой группы. От кого же зависит здоровье человека? Что является главной помехой на этом направлении?
Тренинг № 6. "Я - воспитатель".
Вы увидели ученика младшего класса с сигаретой. Что вы сделаете? (Один из вас воспитатель, другой ученик; поменяйтесь ролями).
Мы уже с вами знаем, что доля экологических факторов, влияющих на состояние здоровья, составляет 20%, поэтому забота об окружающей среде - это и забота о здоровье. К этому выводу пришли ученики пятой группы (Смотри Приложение 1).
Пришло время озвучить нашу формулу здоровья, что же у нас получилось. Здоровье -
- положительные эмоции
- физическая активность
- витамины круглый год
- рациональное питание
- отсутствие вредных привычек
- благоприятная окружающая среда.
Я надеюсь, что эту формулу вы будете применять в своей жизни.
И последний тренинг №7. "Сегодня я понял:".
Закончите предложение.
А в заключении я познакомлю вас с самым лучшим рецептом здоровья и счастья: "Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути".
Здоровья вам крепкого, счастья и долголетия.