Тема урока: Упражнение в подборе слов – признаков.
Цели урока:
- продолжить знакомство со словами – признаками (именами прилагательными);
- учить детей ставить вопросы к словам – признакам;
- развивать умение подбирать слова-признаки к словам-предметам;
- воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;
- воспитывать чувство товарищества, уважительного отношения к одноклассникам.
Оборудование: компьютер IBOOK, мультимедиапроектор, экран, магнитофон,
аудиозапись песни Г.Горбовского и С.Пожлакова «Розовый слон».
Литература: Русский язык. 1 – 2 классы. Методические рекомендации для учителя.
Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, М.А. Яковлева.
Ход урока
I. Оргмомент.
1. Приветствие гостей.
2. Ребята, у каждого на столе лежит «Личная карточка». Подпишите, пожалуйста, её. На этой карточке будете отмечать цветом вашу работу на уроке. Если всё будет получаться при выполнении какого-либо задания, в графе «Моя работа» закрасьте прямоугольник красным цветом, если у вас будут затруднения – зелёным цветом, если вы не сможете справиться с заданием, прямоугольник закрасьте синим цветом.
II. Словарная работа. (На экране кроссворд)
- Посмотрите на экран и скажите, какое задание нам предстоит выполнить? (Разгадать кроссворд)
1. У природы нет плохой… (погоды)
2. Творческий работник, который исполняет произведения искусства для зрителей на
на сцене. (Артист)
3. Отгадайте загадку:
В длинный ряд дома стоят,
10, 20, 100 подряд,
И квартирными глазами
Друг на друга все глядят. (Улица)
4. Холодная зимняя погода. Какая? (Морозная)
5. Население государства, жителей страны. (Народ)
Образуйте однокоренное слово - признак, отвечающее на вопрос какой? (Народный)
6. Занятие, труд, деятельность. (Работа)
7. Назовите столицу нашего государства. (Москва)
Образуйте однокоренное слово-признак, отвечающее на вопрос какая? (Московская)
- Что объединяет эти слова? (Это словарные слова)
- Какие гласные вызывают затруднения в написании этих слов? (о, и, а)
- Оцените свою работу на этом этапе.
III. Чистописание.
- Вспомним написание каждой буквы.
- Составьте все возможные соединения из этих букв и пропишите в тетради. (оиа, оаи, иао, иоа, аио, аои)
- Посмотрите на свою работу в тетради. Всё ли у вас получилось? Оцените свою работу.
IV. Повторение изученного.
- На какие две группы можно разделить слова?
- Прочитайте слова-предметы.
- Прочитайте слова-признаки.
- Какие словосочетания можно составить?
1. Пресс-конференция.
- Мы уже знакомы со словами-признаками и словами-предметами. И сейчас я объявляю пресс-конференцию на тему «Слова-предметы и слова-признаки». Пресс-конференцию даёт…
(Ученик выходит к доске, представляется: «Меня зовут Павленко Даниил Андреевич. Пожалуйста, ваши вопросы». Ученики класса встают, представляются, задают вопросы по правилу, благодарят за ответ. В конце пресс-конференции дети встают, хлопают в ладоши.)
V. Сообщение темы урока.
- Какое слово можно прочитать по вертикали? (Признак)
- Как вы думаете, это слово случайно появилось в кроссворде?
- Кто может сказать, какая сегодня тема урока?
- Какие цели поставим?
Физкультминутка
VI. Тренировочные упражнения.
1. Работа с текстом.
- В личной карточке найдите четвёртый этап. Прочитайте текст.
- Если бы вас попросили нарисовать щенка, вы смогли бы это сделать? Почему? Каких слов не хватает, чтобы вы смогли представить щенка?
- Какие слова- признаки вы могли бы добавить в первое предложение? У меня есть какой щенок?
- Посмотрите на экран, прочитайте слова-признаки, которые подобрала я.
(На экране. Тобик (какой?) любимый, маленький, смешной).
- Какая у Тобика может быть шёрстка по цвету?
- А какая может быть шёрстка у щенка не по цвету, а по размеру, на ощупь?
- Посмотрите на экран, давайте ещё раз прочитаем слова-признаки, которые вы подобрали.
Шёрстка (какая?) белая, коричневая, серая, чёрная, мягкая, пушистая, длинная, короткая.
- Какое предложение у вас может получиться? (У него белая шёрстка, она пушистая).
- Какой у Тобика может быть хвостик?
- Посмотрите на экран, какие слова-признаки подобрала я?
Хвостик (какой?) короткий, смешной, забавный.
- Скажите, а что любит делать щенок? (Бегать, играть)
- Значит он какой?
Щенок (какой?) игривый, смешной, забавный.
- Как можно озаглавить текст? (Мой маленький щенок. Мой любимый щенок.)
На экране:
Тобик (какой?) любимый, маленький, смешной.
Шёрстка (какая?) белая, коричневая, серая, чёрная, мягкая, пушистая, длинная, пушистая.
Хвостик (какой?) короткий, смешной, забавный.
Он (какой?) игривый, смешной, забавный.- Давайте попробуем прочитать текст, вставляя слова-признаки. Можно пользоваться словами, которые на экране.
2. Работа в тетради.
- Запишите в тетради, какой у вас получился щенок.
Гимнастика для глаз.
3. Чтение текстов. (На экране фотографии щенков)
- Ребята, посмотрите, какие разные щенки. Чей щенок похож на одного из них?
4. Прослушивание песни Г.Горбовского и С.Пожлакова «Розовый слон».
- Ребята, я предлагаю вам послушать песню Г.Горбовского и С.Пожлакова «Розовый слон». Можете подпевать.
- (После прослушивания песни) Какие слова-признаки вы услышали в песне? (Розовый слон, хитрый охотник, пасмурным днём, серым слоном…)
- Как вы думаете, почему слон загрустил?
- Отметьте цветом свою работу на этом этапе.
VII. Домашнее задание.
- Откройте учебник на стр. 49. Найдите на этой страничке рисунок слона. Похож он на слова из песни?
- Найдите упр. 78. Прочитайте задание. Вы справитесь с этим заданием? Почему?
- Дома выполните упр. 78. Опишите слона, добавляя в текст слова-признаки.
VIII. Самостоятельная работа.
- Найдите на личной карточке пятое задание. Прочитайте пословицы и поговорки, выберите одну, которая вам больше всего понравилась, и которую вы сможете объяснить. Вставьте вместо точек пропущенные буквы, подчеркните одной чертой слова-предметы, а волнистой линией слова-признаки.
На экране:
Смелый б…ец и в б…ю, и в учен…е м…л…дец.
Доброе дело два века ж…вёт.
Умный ч…л…век подобен р…днику.
Выборочная проверка.
- Какие слова-признаки вы подчеркнули?
- Вы хотели бы иметь эти признаки в себе? Свежий ветерок принёс нам в класс несколько лепестков со словами-признаками. Давайте соберём красивый цветок, который будет говорить о нашем дружном, замечательном коллективе.
На доске лепестки со словами: ленивый, смелый, дружный, умный, культурный, добрый, честный, драчливый старательный, находчивый, неряшливый, внимательный. Дети по одному выходят к доске и составляют цветок из выбранных лепестков.
IX. Итог урока.
- Какой замечательный цветок у нас получился.
- Посмотрите на свою личную карточку. Вспомните все этапы урока, оцените свою активность, старание, стремление узнать новое.
- У кого всё получалось на уроке? Кто испытывал затруднения, в чём? Кто преодолел трудности, возникшие на уроке? Что узнали нового?
- Спасибо за работу.
Личная карточка ученика_____________________________________
№ |
Моя
|
Вид задания |
1 |
|
Словарная работа |
2 |
|
Чистописание |
3 |
|
Повторение |
4 |
|
Тренировочные упражнения. |
5 |
|
Самостоятельная работа |
6 |
|
Моя работа на уроке |