Тема: Рассказы для детей. В.В. Чаплина «Мушка».
Учебные задачи: учить воспринимать произведения о сверстниках и выражать свое отношение к ним и их поступкам; закрепить понятие «рассказ»; учить выделять особенности рассказа; учить воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения); учить составлять план и пересказывать (подробно).
Учебные умения: высказывать свое отношение к героям и их поступкам; самостоятельно определять тему и жанр; пересказывать подробно отрывок или весь рассказ.
Учебный материал: мультимедийная презентация к уроку; рассказ В. В. Чаплиной «Мушка»; выставка книг Чаплиной.
Пояснение: V – щелчок.
Ход урока
Орг. момент.
Работа с рассказом В. Чаплиной «Мушка»: слушание, беседа, моделирование.
1 слайд:
- Какую роль вы будете сейчас выполнять? V (Слушателей.)
- Какими слушателями? (Внимательными.)
Чтение рассказа учителем с остановкой («… и упала».)
- Подумайте, как развивались события? (Предположения детей.)
- Кем вы сейчас были? (Сочинителями.) V
- Послушайте, как автор описал события.
Дочитывание рассказа учителем, но не до конца.
- Как вы думаете, закончилось произведение?
- Какие чувства вызвало у вас произведение? (Жалость, грусть, страх, радость, удивление.)
- Какую роль вы начали выполнять? (Собеседников.) V
- Что понравилось? Что не понравилось? Почему?
2 слайд. V (пустой)
- Смоделируйте самостоятельно обложку к произведению.
- Кем вы сейчас будете работать? (Конструкторами.) V
Моделирование обложки детьми.
- К какому жанру относится это произведение? Почему?
- Какова тема рассказа? V (Прямоугольник коричнево-желтый.)
- Как бы вы озаглавили этот рассказ? V (Мушка.)
- Кто автор? V (Появляется надпись: В.В. Чаплина и фотография.)
Сообщение учителя об авторе. Выставка книг В.В. Чаплиной.
3 слайд. V - Перед вами модель обложки. Оформите ее. Какую функцию вы будете выполнять? (Художников-оформителей.) V
(Выставка книжек-малышек.) V
- Обратите внимание, как оформил художник обложку к этой книге.
Дочитывание рассказа детьми в учебнике на странице 133.
- Давайте узнаем, как закончилась эта история.
- Какую роль вы будете выполнять? (Читателей.) V
- Какие чувства возникли в процессе чтения? (Гордости, радости.)
4 слайд. V - К какому эпизоду относится эта иллюстрация?
Повторное слушание; деление на части и составление схематического плана рассказа.
Чтение первой части детьми в рабочей тетради на странице 56.
5 слайд. V - (Блок-схемы: пустые прямоугольники.)
- Как бы вы озаглавили первую часть? V (Люда и Мушка.)
Чтение учителем.
- Вторую часть? V (Во дворе.)
-Третью? V (Злая собака и Мушка.)
- Четвертую? V (Мушка.)
В процессе беседы ученики выполняют блок-схемы в книжках-малышках.
Рекомендации: попробуйте дома пересказать рассказ по схеме, которую мы составили.
Составление характеристики животных.
6 слайд. V - Дайте характеристику Мушке. Какой была Мушка? V
7 слайд. V - Какой стала? V
8 слайд. V – Какая собака бросилась на девочку? V
Итог урока
9 слайд. V (Четыре пословицы: Преданный друг лучше новых двух.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Сам погибай, а товарища выручай.
Родина – мать, умей за нее постоять.)
- Прочтите, пожалуйста, глазками эти предложения.
- Что это, как вы думаете? (Пословицы.)
- Выберите те, которые подходят к рассказу. V (Остаются две.)
- С каким произведением познакомились?
- Кто автор?
- Какая главная мысль рассказа?
- Оцените свою работу на уроке?
На доске из букв (буквы прикреплены на доске) дети составляют слово: «МОЛОДЦЫ».
- Спасибо за работу!
Использованная литература:
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 1 класс. Методическое пособие.- М., Вентана-Граф.- 2004
На уроке в презентации использовались иллюстрации к рассказу В.В. Чаплиной «Мушка»;