Цели и задачи урока
Образовательные.
Цели: формирование у детей представления о звуке [й] – согласном, звонком, всегда мягком и обозначение его буквой и-краткое. Пропедевтика понятия прилагательное. Формирование умения использовать прилагательные для определения качеств какого-либо объекта, развитие внимания к словосочетанию.
Задачи: создание условий для удовлетворения потребности обучающегося в реализации своей познавательной активности в соответствии с индивидуальными особенностями.
Развивающие.
Цели: побуждать детей к анализу собственной деятельности, развивать интерес к дальнейшему учебному процессу.
Задачи: развивать и совершенствовать важнейшие интеллектуальные качества ребенка: речь, внимание, мышление, наблюдательность.
Воспитательные.
Цели: воспитывать стремление к успеху в учебе, умение адекватно оценивать свой труд, уважение друг к другу.
Задачи: воспитывать интерес к чтению и книге, нравственные качества обучающегося.
Оборудование.
Учебник «Азбука. 1 класс», автор О.В. Джежелей, алфавит, лента изученных букв, таблица слогов, материалы для проведения дидактических игр, аудиозапись.
I. Организационный этап.
Уч. - Школьный прозвенел звонок.
Начинаем наш урок.
Д. - Любознательные дети
Все хотят узнать на свете.
Уч. - Сегодня у нас необычный урок. Ребята, посмотрите на наших гостей. Конечно, вы узнали своих воспитателей.
Уч. - В детский сад вы все ходили,
Там дружили и играли,
Мир прекрасный изучали.
Д. - А теперь мы повзрослели
И за парты в школе сели.
II. Актуализация опорных знаний.
Уч. - Продолжим путешествие по городу Букв.
(Выходит группа ребят с буквами, читают стихи)
Ш – Шаг за шагом в этот класс
К – Кто-то вел за руку нас.
О – Очень благодарны им, воспитателям своим.
Л – Любим мы звонок веселый!
А – А зовется это… ШКОЛА!
Уч. – Прочитайте хором все изученные буквы алфавита.
- На какие две группы можно разделить буквы?
Д. - Буквы гласных звуков и буквы согласных звуков.
Уч. – Какие звуки называются гласными?
Д. – Гласные тянутся песенкой звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать!
Уч. – Назовите буквы обозначающие гласные звуки.
Д. – А, О, У, Ы, Э
Я, Ё, Ю, И, Е
Уч. – Какие звуки называются согласными?
Д. – А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть!
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь!
Артикуляционная гимнастика.
Уч. – Проведем артикуляционную гимнастику. Используем чистоговорки, которые сочинили дети.
Ша-ша-ша – наша школа хороша.
Ши-ши-ши – только с и пиши.
Ай-ай-ай – на дороге не играй!
Ой-ой-ой – горит красный! Стой!
Уч. – На, что вы обратили внимание, когда называли буквы алфавита?
Д. – Буква «Й» самая нарядная.
Уч. – Как вы думаете, почему?
Д. - Эта буква именинница.
Уч. – Да, ребята, вчера мы с этой буквой познакомились, а сегодня приглашены в гости к букве И - краткое. Вы знаете, что имениннику принято дарить подарки. Лучшим подарком букве будут наши знания и умения.
III. Поисково-творческий этап.
Уч. – Займем свои места и отправимся с изученными буквами к имениннице.
А О У Ы И |
Н М Л Р Й В К Т Ш С |
Что интересного вы заметили?
Д. – В первый вагон сели гласные буквы, а во второй согласные.
Уч. – Прибыли буквы. Гласные стали готовиться к выступлению, а согласные заняли места в зале.
Уч. – Два места свободны. Каких букв еще нет?
Д. – Нет буквы Ш и Й.
Уч. – А вот и буквы. Буква Ш заняла свободное место рядом с буквой Р, А буква Й села между Т и С. Как вы думаете, они не ошиблись?
Д. – Буквы перепутали свои места.
Уч. – Ребята, помогите им.
Д. – Буква Й обозначает звонкий согласный звук. Поэтому ее место рядом с буквой Р. Буква Ш обозначает глухой согласный звук. Ее место между буквами Т и С.
Уч. – Ни один праздник не обходится без игр. Давайте продемонстрируем свои знания и поиграем с буквами в «Четвертый лишний».
Игра №1.
О И Н У (лишняя Н, так как все остальные буквы гласные)
Д Ы Л М (лишняя Ы, так как остальные буквы согласные)
Б В Г Й (лишняя Й, так как обозначает только мягкий звук)
Игра №2.
Уч. – Какие подарки понравились букве Й. Назовите четвертый лишний.
КНИГА
КУКЛА
ШАРИК
МАШИНКА
Д. – Лишнее слово машинка, так как в нем три слога.
Игра №3. «Найди свой дом»
(Повторение понятия мягкие-твердые согласные.
Расселить животных в два домика по первому звуку в названии животного.
Уч. – Я показываю картинку, а вы хором называете слово.
Физминутка. (аудиозапись)
IV. Этап интенсивного чтения.
Уч - Теперь мы продемонстрируем имениннице умение читать слова. В каждом слове есть буква Й.
I. Работа по учебнику с группой слов. (стр. 87)
а) Дети читают слова хором по рядам. Учитель произвольно говорит: «Стой! Кто такой? Кто может быть красивым». Ученик предлагает вариант: дом, город, цветок…
б) Чтение по парам.
в) Соотнесение рисунка и слова.
Чтение слов в рамке и поиск соответствия на картинке.
г) Использование полученных знаний. Отгадывание загадок.
Уч. - А что это? Зеленый, тонкий, деревянный… (карандаш)
Круглое, румяное, сочное…. (яблоко)
Уч. - Теперь загадайте какой-то предмет и опишите его всем. Только одно слово должно быть из прочитанных нами сейчас.
-Составьте подобные загадки.
V. Аналитический этап.
Уч. – Какая буква сегодня именинница?
Д. – Сегодня именинница буква Й.
Уч. – В чем особенности буквы Й?
Д. – Буква Й обозначает согласный, звонкий, всегда мягкий звук.
Уч. – Что вам понравилось сегодня на уроке?
- Что больше всего запомнилось?
- С какими трудностями вы встретились?
(ответы детей)
Уч. - Благодарю всех за урок! Закончим его мы такими словами:
Уч. - Именины у И- краткое.
Мы дарили ей подарки:
Д. - Звуки четко называли,
Слоги дружно прочитали,
В игры поиграли с ней.
Уч. - Значит, стали вы умней.