Методическая разработка мультимедийного урока по химии

Разделы: Химия


Ход урока

Слайд №1

Урок химии 9 класс

Общая характеристика элементов подгруппы углерода. Углерод, нахождение в природе, аллотропные видоизменения, химические свойства углерода.

Слайд №2

Девиз урока

«Мы столько можем, сколько знаем.
Знания – сила».

Ф.Бэкон

Слайд №3

Цель урока:

  • дать общую  характеристику элементам подгруппы углерода
  • понятие аллотропии на примере алмаза и графита
  • показать сущность биосферного значения углерода
  • закрепить и углубить знания учащихся об окислительно-восстановительной двойственности на примере атома  углерода.

Слайд №4

Вопросы к теме урока

  1. Характеристика элементов подгруппы углерода.
  2. Биологическое значение углерода.
  3. Нахождение углерода в природе.
  4. Аллотропные видоизменения углерода – алмаз, графит, фуллерен, карбин.
  5. Химические свойства углерода.
  6. Основные области применения углерода.

Слайд №5

Характеристика подгруппы углерода

  • Углерод, кремний, германий, олово и свинец составляют главную подгруппу 4 группы.
  • Внешние энергетические уровни р- элементов 4 группы содержат по 4 электрона, из которых два спаренных s-электрона и два не спаренных р- электрона
  • Электронные конфигурации данных атомов…….(составляют на доске учащиеся)
  • Возможные степени окисления   ……(ответы учащихся)
  • Усиление металлических свойств в подгруппе (вывод делают учащиеся)

Слайд №6

Биологическое значение углеродаглерода.

Все без исключения живые организмы
построены из соединений у

Слайд №7

Аллотропные модификации углерода

Алмаз, Фуллерен, Графит, Карбин
Ограненный алмаз – бриллиант 

Слайд №8

Основные области применения  углерода.

Слайд №9

Химические свойства углерода. Окислительно-восстановительная двойственность углерода

Углерод
Восстановитель
C0 + O2C + 4O2
C0-4e-C+ 4

Окислитель
Ca + 2C0CaC2–
C0 + 1e-C-

Слайд №10

Самостоятельная работа

таблица:

Вопросы к теме урока

Что я знал

Что я узнал на уроке

О чем хотел бы узнать подробней

1.Подгруппа углерода

а) Положение элементов в системе Д.И.Менделеева
б)Строение атомов
в)Возможные степени окисления
г)Усиление металлических свойств от углерода к свинцу

 

 

 

2.Нахождение углерода в природе

а)уголь
б)алмаз
в)графит
3.Природные минералы углерода
а)известняк
б)магнезит
в) малахит

 

 

 

Слайд №11

Самостоятельная работа

Вариант  А:

  1. Составить уравнение реакции, в которой углерод – окислитель, показать переход электронов.
  2. Вычислить объем оксида углерода (IV), если сгорело 5 кг угля, содержащего 20% примесей.

Слайд №12

Самостоятельная работа

Вариант  В:

Составить схемы электронного баланса следующих реакций:

  1. Ca + 2C = CaC2
  2. 4A1 + 3C = A14C3
  3. C + 2FeO = 2Fe + CO2

Слайд №13

Самостоятельная работа

Вариант C:

Закончить следующие уравнения:
C + O2
C + H2
Al + C

Слайд №14

Выводы к уроку

  1. Биологическое значение углерода в том, что…(?)
  2. Особенностью атомов углерода является их способность образовывать…(?)
  3. Возможные степени окисления углерода…(?)
  4. Углерод в химических реакциях проявляет окислительно-восстановительную двойственность, например…
  5. Аллотропные модификации углерода, это…(?)

 Ответы

  1. Биологическое значение углерода в том, что все ,без исключения живые организмы построены из соединений углерода.
  2. Особенностью атомов углерода является их способность соединяться между собой, образуя длинные цепи, содержащие миллионы и миллиарды атомов углерода, соединенных с атомами других элементов.
  3. Возможные степенями окисления углерода  +4,+2,-4.
  4. Углерод может быть как окислителем ,так и восстановителем, чаще  окислительные свойства он проявляет с водородом и металлами, с кислородом, оксидами, углерод-восстановитель.
  5. Аллотропные модификации углерода – алмаз, графит, карбин, фуллерен.

Слайд №15

Домашнее задание

§ 37, 38. Упражнение №1 стр. – 154,  №4 стр. – 154 

Приложение