Ход урока
Слайд №1
Урок химии 9 класс
Общая характеристика элементов подгруппы углерода. Углерод, нахождение в природе, аллотропные видоизменения, химические свойства углерода.
Слайд №2
Девиз урока
«Мы столько можем, сколько знаем.
Знания – сила».
Ф.Бэкон
Слайд №3
Цель урока:
- дать общую характеристику элементам подгруппы углерода
- понятие аллотропии на примере алмаза и графита
- показать сущность биосферного значения углерода
- закрепить и углубить знания учащихся об окислительно-восстановительной двойственности на примере атома углерода.
Слайд №4
Вопросы к теме урока
- Характеристика элементов подгруппы углерода.
- Биологическое значение углерода.
- Нахождение углерода в природе.
- Аллотропные видоизменения углерода – алмаз, графит, фуллерен, карбин.
- Химические свойства углерода.
- Основные области применения углерода.
Слайд №5
Характеристика подгруппы углерода
- Углерод, кремний, германий, олово и свинец составляют главную подгруппу 4 группы.
- Внешние энергетические уровни р- элементов 4 группы содержат по 4 электрона, из которых два спаренных s-электрона и два не спаренных р- электрона
- Электронные конфигурации данных атомов…….(составляют на доске учащиеся)
- Возможные степени окисления ……(ответы учащихся)
- Усиление металлических свойств в подгруппе (вывод делают учащиеся)
Слайд №6
Биологическое значение углеродаглерода.
Все без исключения живые организмы
построены из соединений у
Слайд №7
Аллотропные модификации углерода
Алмаз, Фуллерен, Графит, Карбин
Ограненный алмаз –
бриллиант
Слайд №8
Основные области применения углерода.
Слайд №9
Химические свойства углерода. Окислительно-восстановительная двойственность углерода
Углерод
Восстановитель
C0 + O2C + 4O2
C0-4e-C+ 4
Окислитель
Ca + 2C0CaC2–
C0 + 1e-C-
Слайд №10
Самостоятельная работа
таблица:
Вопросы к теме урока | Что я знал |
Что я узнал на уроке |
О чем хотел бы узнать подробней |
1.Подгруппа углерода а) Положение элементов в системе Д.И.Менделеева |
|
|
|
2.Нахождение углерода в природе а)уголь |
|
|
|
Слайд №11
Самостоятельная работа
Вариант А:
- Составить уравнение реакции, в которой углерод – окислитель, показать переход электронов.
- Вычислить объем оксида углерода (IV), если сгорело 5 кг угля, содержащего 20% примесей.
Слайд №12
Самостоятельная работа
Вариант В:
Составить схемы электронного баланса следующих реакций:
- Ca + 2C = CaC2
- 4A1 + 3C = A14C3
- C + 2FeO = 2Fe + CO2
Слайд №13
Самостоятельная работа
Вариант C:
Закончить следующие уравнения:
C + O2
C + H2
Al + C
Слайд №14
Выводы к уроку
- Биологическое значение углерода в том, что…(?)
- Особенностью атомов углерода является их способность образовывать…(?)
- Возможные степени окисления углерода…(?)
- Углерод в химических реакциях проявляет окислительно-восстановительную двойственность, например…
- Аллотропные модификации углерода, это…(?)
Ответы
- Биологическое значение углерода в том, что все ,без исключения живые организмы построены из соединений углерода.
- Особенностью атомов углерода является их способность соединяться между собой, образуя длинные цепи, содержащие миллионы и миллиарды атомов углерода, соединенных с атомами других элементов.
- Возможные степенями окисления углерода +4,+2,-4.
- Углерод может быть как окислителем ,так и восстановителем, чаще окислительные свойства он проявляет с водородом и металлами, с кислородом, оксидами, углерод-восстановитель.
- Аллотропные модификации углерода – алмаз, графит, карбин, фуллерен.
Слайд №15
Домашнее задание
§ 37, 38. Упражнение №1 стр. – 154, №4 стр. – 154