Цель:
- Дидактическая:
создать условия для воспроизведения ранее полученных знаний и способов деятельности; - Развивающая: создать условия для развития самостоятельности, математической речи, интереса к математике и окружающему миру, расширить знания учащихся о Солнечной системе;
- Воспитывающая: создать условия для воспитания культуры речи, аккуратность.
Методы организации познавательной деятельности: словесные (беседа, учебник), наглядные (метод иллюстрации, интерактивная доска), практические (упражнения).
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения: учебник математики, индивидуальные карточки, портрет первого космонавта, слайды Солнечной системы.
Ход урока
1. Организационный этап
Дети входят в класс со звонком. Открывается слайд с записью стихотворения. (Читает учитель)
Мы знаем время растяжимо
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои
А иногда оно течет
Ненагруженное, пустое
Часов и дней напрасный счет.
Пусть равномерны промежутки
Что разделяют наши сутки
Но положив их на весы
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
Учитель: Ребята о чем я прочитала стихотворение ? (О времени.)
– О каких единицах времени говорит автор? (Час, день, сутки.)
– Что он хотел рассказать о них? (Каждая единица времени протекает по своему, но содержимое времени зависит от человека и что тратить его попусту не стоит.)
2. Сообщение темы, постановка целей и задач урока
Как много можно сделать за одну минуту. Многие ребята нашего класса за минуту успевают прочитать 140 слов. И мы сейчас с вами не теряя ни минуты начнем урок.
Кто из вас мечтает побывать в космосе? (Я, я.) Сегодня на уроке ваша мечта сбудется. (Приложение, слайд Солнечной системы, ) Предлагаю вам совершить небольшое путешествие по нашей Солнечной системе, а так как полет совершится во время математики мы с вами обобщим наши знания по теме “Единицы времени”, а так же вспомним . что мы знаем из окружающего мира о Солнечной системе.
3. Актуализация знаний
– Устный счет.
Учитель. Для полета нам нужна ракета и мы сейчас ее быстро должны построить, а для этого нам сейчас понадобятся ваши знания. (На частях макета ракеты записаны задания. Дети цепочкой выходят к доске . берут часть от ракеты . читают задание и ответив на вопрос конструируют ракету.)
Вопросы:
- С какими единицами времени мы знакомы? (Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век.)
- Как можно одним словом назвать день и ночь ? (Сутки.)
- Сколько дней в году? (365, 366.)
- Полгода – сколько это месяцев? (6 месяцев.)
- Сколько лет содержит один век? (100 лет.)
- Сколько времени пройдет, если часовая стрелка пройдет полный оборот? (12.)
- Сколько дней в месяце? (30, 31, 29, 28.)
– Молодцы! Вот такая у нас получилась замечательная ракета. (Слайд.)
Открываем наши бортовые журналы и зафиксируем дату нашего полета (дежурные называют дату.)
Минутка чистописания.
Учитель: На доске вы видите цифры 5, 4 , 3. Образуйте все возможные трехзначные числа и запишите их.
– Назовите число в котором 3 сотни 4 десятка 5 единиц. (345.) Это и будет бортовой номер нашей ракеты.
(Звучит музыка)
Учитель. Держим курс на Солнце. Я предлагаю туда лететь . Вы все согласны?
(Слайд Солнца. Читает информацию ученик.)
Ученик. Нет. На Солнце лететь нельзя. Температура – 6000 С жары, а у нас летом бывает 30 С и то мы не выдерживаем. Расстояние от Земли до Солнца 150 000 000 км. Если ехать на автобусе понадобится 100 лет.
Учитель. Ну, а если на самолете, то в 10 раз меньше. Сколько лет понадобится лететь на самолете? (10 лет.) Как узнали ? (100 : 10 = 10 лет)
10 лет – это сколько месяцев? (120 месяцев 12. 10 = 120) А солнечный лучик преодолевает это расстояние за 8 минут.
Ученик. Солнце – это не планета, а газовая раскаленная звезда.
Учитель. Тогда отправляемся на Марс. Что мы с вами знаем о Марсе?
(Слайд планеты Марс. Информация ученика.)
Ученик. Ученые считают. Что условия на Марсе близки к земным.
Учитель. Чтобы нам не терять время в пути . вспомните какие операции вы можете выполнять с единицами времени? (Можем преобразовывать именованные числа, складывать и вычитать единицы времени, решать задачи. Сравнивать.)
Учитель. Тогда за дело. Преобразовать именованные числа. (Работают все в тетрадях 2 ряд цепочкой у доски комментируя.)
4 года = 48 мес.
7 сут. = 168 час.
180 сек. = 3 мин.
9 мин 15 сек = 555 сек.
2 сут. 7 час.= 55 час.
Выполнить действия.
100 сут. 6 ч. = час. 350 сек.= мин.
2 ч.30 мин. – 45 мин. 17 ч. 28 мин. + 13 ч. 56 мин.
Учитель. Внимание! Наша космическая ракета попала под метеоритный дождь. Необходима информация что это за дождь? (Слайд метеоритного дождя. Информацию дает ученик.)
Учитель: Чтобы преодолеть это препятствие . надо решить следующую задачу. (Читают задачу про себя, а затем вслух.)
Задача. Самый тяжелый из найденных метеоритов. Метеорит Гоба, его масса 66 т. Метеорит Анигито в 2 раза легче. Найдите массу метеоритов.
Вопросы к задаче:
- Что известно о массе метеорита Гоба?
- Известна ли масса Ангито?
- Что надо узнать?
(Самостоятельно записали решение задачи)
66 : 2 = 33 (т)
66 + 33 = 99 (т.)
Учитель: Метеоритный дождь не прекращается. Решаем еще задачу.
Задача: Озеро было покрыто льдом в течение 3-х месяцев и 23 дней. Сколько это дней?
(31 * 2 + 28 + 23 = 113 дней.)
Учитель. Устали? Отдыхаем!
Физминутка.
Метеоритный дождь не прекращается, придется нам решить еще одно задание. (Работа в учебнике стр. 61 № 10. Сравнить. Математика 4 класс Л.Г.Петерсон.)
Учитель. Метеоритный дождь так и не прекратился, значит на Марс мы уже не попадем. Держим курс на Луну. А что нам известно о Луне?
Слайд. Луна – единственный спутник солнечной системы. Который притягивается Солнцем. Луна – самая близкая соседка Земли. На Луне нет воздуха и воды.
Учитель.
Луноход – вездеход
Нам с Луны приветы шлет
Говорит, дела в порядке –
Если тест решат ребятки.
Лунные жители устроили для нас экзамен. Нужно быстро решить тест, который относится к нашей теме. (У каждого на парте тест.) Вы должны подтвердить свои знания правильными ответами.
Тестовые задания
1. Заполни схему и допиши недостающие единицы измерения.
1 век ….. 1 месяц …. 1 час …… 1 сек.
2. В какой строке слова расположены по порядку?
А) Сегодня, завтра, вчера, послезавтра, позавчера;
Б) Послезавтра, вчера, сегодня, позавчера, завтра;
В) Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.
3) Сколько минут в 3-х часах?
А) 300;
Б) 150;
В) 180.
4) В каком выражении знак сравнения поставлен неверно?
А) 1 век > 207 лет;
Б) 2мин. 50 сек. < 200 сек.
В) 2 ч. > 100 мин.
5) Солнце взошло в 5 ч. 38мин., а зашло в 18 ч. 10 мин. Найди продолжительность дня.
А) 24 ч.
Б) 13 ч. 12 мин.
6.) Занятия начинаются в 9ч. 30мин. Утра – 4 часа в классе и 1 час в спортзале. В какое время заканчиваются занятия?
А) 12 ч. 30 мин.
Б) 14 час.
В) 14 ч.30 мин.
7) Найди значения выражения: 7 сут. 15 ч. + 9 сут. 20 час.
А) 16 сут.35 ч.
Б) 1635 ч.
В) 163 сут.5 ч.
Г) 17 сут. 9 ч.
Слайд (тест с правильными ответами. Дети проверяют свои работы.) У кого нет ошибок отправляются на Землю с оценкой “5”, 2 ошибки – с оценкой “4”, 3 ошибки – с оценкой “3”.
Учитель.
Завершаем наш полет.
Наступает миг – пора!
Наконец вся детвора
Из полета возвратилась
И на Землю приземлилась!
Слайд (информацию о Земле читает ученик)
Итог урока.
– Вспомните, какие трудности вам пришлось преодолевать?
– Что интересного узнали?
– Что повторили?
Ч– то больше всего понравилось решать?
Учитель: Юрий Гагарин вернувшись из полета сказал:”Облетев Землю в корабле-спутнике . я увидел , как прекрасна наша планета. Люди будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее”
Наш урок подошел к концу. Спасибо за урок. Вы меня порадовали своими ответами и активной работой на уроке.
Список литературы:
- Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1–4 класс. – М.: ВАКО, 2004. – 288 с.
- Егорова О.А. Задачи в стихах.// Начальная школа, 2005, № 3, с. 76.
- Математика: внеклассные занятия в начальной школе/ сост. Дьячкова Г.Т. – Волгоград: Учитель, 2006. – 173 с.
- Петлякова Э.Н., Подгорная С.Н. Развиваем воображение и творческое мышление. – М.: ИКЦ “МарТ”, 2004 – 160 с.
- Уткина Н.Г. и др. Дидактический материал по математике. 4-й класс (1–4). – М.: АРКТИ, 2001. – 128 с.
- М.А.Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова Методическое пособие к учебнику математика 4 класс, Москва “Просвещение”, 2003 г.
- Т.Е. Демидова, С.А. Козлова , А.П. Тонких. “Моя математика 4 класс”, М.: “Баласс”, 2005 г.
- М.А.Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова. Учебник “Математика, 4-й класс”, Москва “Просвещение”, 2005 г.
- Интернет ресурсы: http://belschool8.narod.ru/index.htm, http:// www rnmc.ru, http:/ www / nd.ru, http://www.km.ru/.