Целью воспитательной работы в этом учебном году было: создание оптимальных условий для всемерного развития личности. Исходя из цели были поставлены следующие задачи воспитательной деятельности:
- Сохранение школьных традиций, развитие самоуправления, через проведение КТД.
- Формирование у обучащихся потребности вести здоровый образ жизни, через реализацию программы «Здоровье», краевой целевой программы «Дети» и деятельности спортивно-туристского клуба «Бригантина».
- Совершенствование методического мастерства классного руководителя, через работу ШМО, методическую литературу и участие в школьных и городских, краевых и российских конкурсах.
- Продолжить формирование базы для сознательного управления учащимися своим развитием, через реализацию программы «Самовоспитание школьников».
Решение вышеперечисленных задач должно было способствовать развитию воспитательной системы школы. В основе ее – совместная творческая деятельность детей и взрослых по различным направлениям:
- учебно-познавательному;
- культурно-просветительному;
- общественно-патриотическому;
- эстетическому;
- физкультурно-оздоровительному;
- нравственно-правовому;
- лекционно-образовательному;
- развитие самоуправления.
Обозначенные направления реализовывали следующими средствами:
1. учебно-познавательное направление реализуется через
- развивающие часы и защиту в виде проектов;
- предметные недели;
- проектные недели;
- школьные и городские олимпиады;
- научно-практические конференции;
- участие в городском конкурсе «Лига знатоков»
- конкурс «Ученик года» - это новая нетрадиционная форма работы с учащимися начальной школы, которая продолжается уже четвертый год. Он проходил в течение всего учебного года в несколько этапов. Суть его в том , что в течение всего года велся учет достижений каждого учащегося. Победители этого конкурса были награждены. Результат конкурса – самореализация детей в учебной деятельности, проявление их творческих и интеллектуальных способностей. В результате учащиеся 3-х классов принимали участие в городской «Лиге знатоков» и заняли 2 место.
2. культурно-просветительное:
- посещение театров, выставок, музеев;
- посещение цирковых программ;
- работа вокального кружка «Соло»;
- выпуск журнала «Здравствуйте»;
- создание школьного сайта, где отображается жизнь и деятельность нашей школы;
- Работа школьной студии телевидения ТРБ. Она начала работу 3 года назад, но так с начала учебного года возглавляли работой ТРБ работники ЦО «Перспектива» и детей, которые бы постоянно занимались в нем было очень мало, над этим направлением необходимо работать в следующем учебном году.
3. общественно-патриотическое:
- встречи с ветеранами ВОВ;
- посещение музея Боевой Славы;
- организация и проведение Дня Защитника Отечества;
- Организация и проведения митинга-праздника посвященного Дню Победы для всех ветеранов поселка.
4. эстетическое направление:
- организация выставок рисунков и поделок учащихся;
- проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
- работа кружков художественно – прикладной направленности;
- участие в конкурсах, выставках детского творчества на уровне города;
- использование курса МХК.
5.физкультурно–оздоровительное направление:
- работа спортивных и туристских секций;
- веселые старты «Папа, мама, я – спортивная семья»;
- веселые старты по параллелям;
- подвижные перемены;
- проведение бесед с учениками по пропаганде ЗОЖ;
- проведение внутришкольных соревнований;
- участие в соревнованиях на уровне города и края;
- проведения Дней Здоровья в конце каждой четверти в различной форме;
- спортивно-туристский клуб «Бригантина», создан в январе 2007 года и наша гордость, продолжением которой является летний спортивно-оздоровительный лагерь «Бригантина», который существует и успешно развивается вот уже 7 лет.
6. нравственно- правовое направление:
- лекционно-предупредительная работа с правоохранительными органами по половозрастному и правовому воспитанию;
- антиалкогольная, антиникотиновая пропаганда, профилактика наркомании;
- работа совета профилактики;
- беседы и утренники по правилам безопасности дорожного движения;
- работа с социально-неадаптированными подростками и их семьями.
7. лекционно –образовательное для родителей:
- родительские собрания;
- индивидуальная работа с родителями;
- лекции по профилактики пьянства и наркомании среди подростков;
- лекции по половозрастному воспитанию подростков;
- встречи с участковыми ОППН.
8. развитие самоуправления:
- работа Школьной Республики «Бригантина».
- работа «Цветочного городка» в начальной школе.
Большое место в воспитательной системе занимает дополнительное образование.
Целью дополнительного образования являются выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной впоследствии на участие в духовном развитии общества.
Дополнительное образование включает следующие направления:
1) эстетическое - в этом направлении работают школьные кружки (:вокальный кружок «Соло», танцевальный коллектив «Конфетти», кружок резьбы по дереву , школьная телестудия). На базе школы сотрудничает и проводит свои кружки ЦО «Перспектива» (журнал «Здравствуйте», театр кукол,компьютерная смекалка,основы потребления и экономики,судомодельный (СТЦ)
2) физкультурно-оздоровительное - в школе работает 16 спортивных секций, из них школьные: спортивные игры (мальчики 6-8кл, 9-11 кл.), спортивные игры (девочки 6-8кл, 9-11 кл), плавание (шпд – вся начальная школа), плавание (5-8 классы, 9-11 кл.), пластика движений, бокс, ВПМ, спортивный туризм
На базе нашей школы работают секции: греко-римская борьба (ДЮСШ), полиатлон (СТЦ), военно-прикладное многоборье (СТЦ), военно-прикладное многоборье (СТЦ), дзю-до (СДЮШОР), волейбол (СДЮШОР «Старт»), скоростное плавание (СТЦ), плавание (СДЮШОР)
В нашей школе ведут спортивные секции представители от всех спортивных организаций города.
Результатом работы наших кружков и секций являются призовые места в спортивных соревнованиях, различных выставках, проводимых на уровне города и края и конечно призовые места в олимпиадах и творческих конкурсах.
На основе программы «Дети» в школе организовано спортивно-туристское направление, в январе 2007 года был создан спортивно-туристский клуб «Бригантина» руководителями являются по спортивному направлению – Сидоров О.В., по туристскому направлению – Дирявка Л.Ф.
Основной деятельностью клуба является привлечение учащихся и широких масс населения микрорайона в работу клуба, а так же наша гордость - спортивно-оздоровительный лагерь «Бригантина», тесно сотрудничающий с городским клубом горного туризма «Фирн». Деятельность работы лагеря представлена сплавам по рекам (Канн, Енисей и др.), категорийными походами повышенной сложности по реке Рыбная, одно-двух-трех дневными походами выходного дня, в которых участвуют учащиеся школы, руководители физического воспитания, учителя школы, тренеры-общественники, родители, увлекающиеся туризмом.
Результатом деятельности лагеря «Бригантина» является участие в городских спортивных соревнованиях, спортивно-массовых мероприятиях.
Вот уже второй год подряд наша школа выигрывает грант по 150 тыс. руб. в конкурсе туристско-спортивных клубов среди школ города.
В течение всего года проводились спортивные игры по параллелям с 5 по 11 классы.
Уже стало доброй традицией проведение веселых стартов «Папа, мама, я – спортивная семья». В веселых стартах приняли участие все классы начальной школы. Соревнования проходили по параллелям, где определялся победитель, который выходил в финал, а затем уже в финале определялся абсолютный победитель. Каждый участник соревнований получил памятный приз. Веселые старты были организованы на достаточно высоком уровне. Соревнования нравятся и участникам, и болельщикам и в новом учебном году мы продолжим проведение веселых стартов «Папа, мама, я – спортивная семья».
И все же, несмотря на то, что у нас в школе есть, чем заняться детям остается 43 учащихся, которые нигде не заняты, что составляет 9% от общего числа учащихся, по сравнению с прошлым годом это число снизилось – было не занято 58 учащихся.
Из диаграмм видно, что больше всего занято детей в 1-4 классах 97 %, в 5-8 классах 96%, а в 9-11 классах 13 %, по сравнению с прошлым годом произошло снижение занятости в 1-4 классах на 2% , в 5-8 классах увеличение на 24%, а в 9-11 классах снизилась занятость на 66 %. Из вышеизложенного следует, что в этом году мы поработали хуже, чем в прошлом году так как допустили снижение занятости, поэтому в этом учебном году постараться охватить как можно больше детей кружками и секциями. Занятость в старшем звене резко снизилась в связи с тем, что начиная с 9 класса старшеклассники начинают посещать предпрофильные курсы и профильные подготовку, больше посещают факультативные и подготовительные курсы в ЦО «Перспектива», ЦЭКиТе и других учреждениях дополнительного образования.
Но все же в течение года происходит отток детей из секций и кружков и к концу года остается иногда половина списочного состава или этот список практически полностью изменяется, хотя можно сказать, что это нормально когда ребенок, походив в один кружок, решил перейти в другой (ищет занятие по душе). Поэтому руководителям кружков и спортивных секций обратить особое внимание на сохранность числа учащихся, посещающих кружки и секции.
Воспитательная работа заключается в педагогически целесообразной организации жизни детей. Вот почему от классного руководителя, прежде всего, требуется план воспитательной работы с классным коллективом, составленный в соответствии с конкретным классом, с конкретными личностями учеников, с конкретными задачами, которые ставит перед собой педагог.
Анализ планов воспитательной работы классных руководителей за прошлый год показал, что часть учителей, как и прежде, подходит к составлению плана формально, но число их снизилось. Не все классные руководители сдают на проверку планы ВР вовремя, и бывает в недоработанном виде. В этом году не сдали анализ работы за год Билисенко В.В., Андреева Н.В., Сургучева Т.В., Миронова Н.А., остальные классные руководители сдали анализ воспитательной работы за год и с учетом этого анализа поставили цели и задачи на новый учебный год. В планах работы на год отражалась индивидуальная работа с учащимися, родителями, спланированы заседания родительского комитета, темы классных часов и родительских собраний. Был определен уровень воспитанности учащихся по классам.
В основном в классах средний уровень воспитанности – 52%, 32% с высоким уровнем и есть еще много детей с низким уровнем -15%.
Сравнивая с результатами прошлого года можно сделать вывод, что уровень воспитанности с высоким уровнем -снизился, хотя со средним уровнем – вырос, поэтому классным руководителям нужно продолжать работу по повышению уровня воспитанности детей.
В этом году мы продолжили реализацию программы «Самовоспитание школьников» в соответствии с программой должны были проводиться классные часы во всех классах. В достаточном объеме проводятся часы в начальной школе и практически во всех классах среднего и старшего звена.
Схема проведения классного часа следующая - в четверть – 1 кл.час тематический, 2,3 - согласно программе (организационный, беседы и т.д.), 4 – итоговый.
Следует отметить содержательную, интересную воспитательную работу в классах начальной школы (экскурсии в ММВЦ, музей боевой славы, пожарную выставку, поездки в Роев ручей, Красноярск, Цирк, походы в лес и т.д.). Что касается 5 - 11 кл., то воспитательная работа ведется в них по-разному. Особенно среди них выделяется работа в 5А,5Б, 6А, 7А, 8Б, 9Б.
В отчетах все классные руководители отмечают, что сплочению класса способствуют классные часы, беседы, но больше всего походы на природу, коллективные дела, подготовка к общешкольным мероприятиям, уборка территории не только на территории школы, но и за ней, поэтому это необходимо учитывать при планировании своей работы с классом и стараться участвовать во всех школьных делах, а не находить отговорок.
По работе с родителями можно сказать следующее, что классные руководители работают с родителями в частном порядке, проводят заседания родит. комитета и родит. собрания, тематические родительские собрания проводят все. Но все же работа с родителями оставляет желать лучшего.
В прошедшем учебном году прошло много традиционных мероприятий,
- праздник первого звонка;
- День учителя и самоуправления;
- Посвящение в 5-кл, и 1-классники;
- Утренники по ПДД;
- Прощание с азбукой;
- Осенние праздники;
- День Матери;
- Новогодние праздники;
- Вечер встречи выпускников;
- День святого Валентина;
- Рыцарские турниры, посвященные Дню защитника Отечества;
- Конкурсные программы для девочек к празднику 8 марта;
- Праздник последнего звонка;
- Выпускной вечер «Алый парус».
- день рождения «Цветочного городка»;
- заключительная линейка по итогам года;
В соревновании между классами за звание «Самый классный город класс» в этом году победителем оказался 6Акласс кл. рук. Булевич С.М., второе место занял 7А класс – Новоселова Т.И., и 3 место занял 8Б класс кл. рук. Швыдченко Е.И.. В начальной школе первое место занял 3А класс- классный руководитель Сургучева Т.В., второе место – 4б класс- классный руководитель Миронова Н.А., и третье место – 3Бкласс – классный руководитель Дмитриева Т.А. Все классы были награждены сладкими призами.
В школе постоянно ведется работа по социальной адаптации трудных подростков. На беседы с учащимися приглашается инспектор по делам несовершеннолетних Скомороха М.В.. Совместно с ней составляется план работы на учебный год. Проводится работа по выявлению трудных подростков и семей, не обеспечивающих воспитания. С неуспевающими учащимися и их родителями проводится профориентационная работа. Примерно один раз в четверть проводится день правовых знаний, на который приглашаются работники милиции, они беседуют с детьми на правовые темы всего проведено 15 лекций. Были проведены основные мероприятия по профилактике противоправных поступков среди несовершеннолетних: заседаний Советов по профилактике -7, день Инспектора в школе- 9,индивидуальные профилактические беседы- 47, проведено лекций на правовую тему -15, рейдов по месту жительства-4, проведено мероприятий, совместно ГНАРК-4, КБ-42-2, ОВД, следствие, дознание, уголовный розыск -4. На административном контроле состояло 25 человек, 10 человек на учёте в ГУО. По классам проводилась систематическая профилактическая работа по коррекции различных девиаций, конфликтных отношений «ученик-ученик», «ученик-учитель». По результатам учебного года все допущены к итоговой аттестации, все переведены в следующий класс.
Еженедельно проводилась индивидуальная работа с данными учащимися, по проблемам учебной и поведенческой деятельности, по занятости во внеурочное время. Из числа учащихся «группы риска» сняты с учёта ОДН ОВД 3 человека, 6 человек сняты с внутри школьного учёта. В летний период не организовано 5 человек, родители под свою ответственность и контроль взяли занятость своего ребёнка в летний период. На комиссии по отсеву и второгодничеству ГУО в течение года заслушали: 7 человек На КДН в течение года заслушали: 17 человек, из них дважды 2 человека. На внутри школьном учёте на начало учебного года состояло 9 человек. На конец учебного года состоит 16 человек. На учёте в ОДН ОВД на начало года – 5 человек; снято 5 человек.
В июне 50 детей смогли отдохнуть в лагере «Школьник», в июле 12 детей нашей школы и 4 детей из 161 школы в составе спортивно-оздоровительного лагеря «Бригантина» сплавлялись по реке Кан и 10 человек сплавлялись по реке Куанда в Читинской области. В течение лета работало 5 смен (это 90 учащихся) в трудовом лагере «Рабочий».
Несмотря на то, что в течение года план воспитательной работы был осуществлен, у нас существует некоторые затруднения, для разрешения которых предлагается следующее:
- продолжить реализовывать программу «Самовоспитание школьников»;
- классные часы проводить согласно программе «Самовоспитание школьников»;
- руководителям кружков и спортивных секций не допускать отсева учащихся;
- продолжить работу по овладению родителями психолого-педагогическими знаниями, привлечь их к организации жизни и деятельности школы ;
- продолжить работу по КЦП «Дети».
Исходя из выше изложенного, считаю необходимым определить цель воспитательной работы на 2008-2009 уч. год:
«Создание оптимальных условий для всемерного развития личности.»
Задачи, с помощью которых будет достигаться цель, следующие:
- Поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих развитию общешкольного коллектива, общественной активности учащихся, организации сотрудничества и сотворчества педагогического и ученического коллективов, через проведение КТД, проектов.
- Создание условий для сохранения здоровья учащихся, формирования потребности здорового образа жизни и здоровых взаимоотношений с окружающим миром, обществом и самим собой, через реализацию программы «Здоровье».
- Совершенствование методического мастерства классного руководителя, способного компетентно заниматься осуществлением воспитательной деятельности и эффективно решать вопросы воспитания школьников, через организацию работы МО классных руководителей .