Содержание
- Понедельник
- Комбинированный урок внеклассного чтения и русского языка.
- см. Приложение 1.
- Вторник.
- Комбинированный урок внеклассного чтения и математики.
- Среда.
- Комбинированный урок внеклассного чтения и окружающего мира.
- Четверг.
- Урок внеклассного чтения. 4 класс.
- Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «В океане света. Книга для чтения в 4 классе».
Тема: Мир детства на страницах книг писателей XIX – начала XX века.
Автор: Николаева Елена Викторовна, учитель начальных классов, стаж работы – 22 года.
Комбинированный урок внеклассного чтения и русского языка
Тема: Великий французский сказочник - сказки Ш.Перро. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
Цели:
- Воспитывать любовь к книге, интерес к чтению.
- Закрепить умение определять безударное падежное окончание имен существительных.
- Развивать устную и письменную речь детей.
- Воспитывать культуру речи.
- Развивать творческие способности детей.
Оборудование:
- Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева О.В.Пронина "Русский язык. Учебник для 4 класса"
- Сказки Ш.Перро (12.01 – 350 лет со дня рождения Шарля Перро).
Урок посвящен творчеству французского сказочника.
Ход урока:
- Языковая разминка.
Ко дню рождения 1 подарила бабушка девочке 2 красную шапочку 4.
(………………… , ……………………..)
Учитель: Узнали ли вы из какой сказки это предложение? Укажите название сказки и автора. Выполните разбор.
(Ученики по желанию учителя могут выполнить работу или на доске или в тетради)
1 – фонетический разбор слова
2 – морфологический разбор слова
4 – разбор предложения по членам предложения, в словах предложения определить части речи, нарисовать схему предложения, дать характеристику предложения.
1. рож-де́-ни-я - [ражд'эн'ий'а] – 4 слога.
р - [р] – согласный, твердый, звонкий
о - [а] – гласный, безударный
ж - [ж] – согласный, твердый, звонкий
д - [д'] – согласный, мягкий, звонкий
е - [э] – гласный, ударный
н - [н'] – согласный, мягкий, звонкий
и - [и] – гласный, безударный
я - [й'] – согласный, мягкий, звонкий
╲[а] – гласный, безударный
8 букв, 9 звуков
2. Девочке – (кому?), существительное, н.ф. – девочка, одушевленное, женский род, 1 склонение, единственное число, в Дательном падеже.
4. Ко дню рождения подарила бабушка девочке красную шапочку 4.
[═══ ━━━].
(Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, без однородных членов).
Учитель: На правописание каких слов вы обратили внимание?
(Орфографическая работа)
У.: Подчеркните опасные места и графически обозначьте знакомые орфограммы.
подари́ла – дар, приставка по-
девочке – буквосочетание ЧК, безударное падежное окончание, гласная о в суффиксе
красн – безударное окончание прилагательного и т.д.
У.: Предложение из какого произведения вы разбирали? Кто автор?
(Шарль Перро, "Красная шапочка")
А вы знаете, почему мы сегодня вспомнили этого замечательного французского сказочника?
(12.01.08 – 350 лет со дня рождения Шарля Перро).
- Сказки Перро.
Учитель: Сегодня к уроку я попросила учеников рассказать нам об этом удивительном человеке и вспомнить сказки, которые мы уже читали.
(Рассказы учеников о Ш. Перро, отрывки из сказок, можно использовать презентацию)
Слайд 1: (см. Приложение 2)
- Славу Перро принёс сборник «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями»
(1697).
Слайд 2:
- Сказки Перро - это сказки волшебные (содержащие магические или сверхъестественные элементы).
- Они восходят к народной традиции и впервые были записаны. Во многих странах существуют разные версии одной и той же сказки. Поэтому мы часто встречаем разные версии сказок Перро.
Слайд 3:
- На русском языке сказки Перро впервые вышли в Москве в 1768 году под названием "Сказки о волшебницах с нравоучениями».
Слайд 4:
Отгадай, как называется сказка сейчас:
- "Сказка о девочке с красненькой шапочкой",
- "Сказка о некотором человеке с синей бородой",
- "Сказка о батюшке котике в шпорах и сапогах",
- "Сказка о спящей в лесу красавице"
Слайд 5:
Шарль Перро был:
- поэт,
- академик французской академии наук
- писал поэмы, торжественные оды
- ученые трактаты
- тоненькая книжка сказок.
Слайд 6:
Любимые герои
- Все забудется, а тоненькая книжка сказок останется жить в веках. Потому что ее персонажи стали друзьями всех детей, — любимые герои замечательных сказок Шарля Перро.
У.: А как вы думаете, зачем на уроке русского языка мы говорим о литературном произведении?
(Все, что мы читаем, написано на русском языке, а значит, грамотность очень важна для любого человека).
У.: Вот сегодня мы и посмотрим, насколько вы у меня грамотные читатели.
- Славу Перро принёс сборник «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями»
- Повторение изученного материала – правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
(Запись на доске и в тетрадях под диктовку учителя по образцу, предположение из каких сказок данные словосочетания).
Образец: сходи к бабушк.. – бабушка – 1 склонение, слово – помощник – земля, к земле – окончание – е – сходи к бабушке – окончание выделяем, ставим ударение (Сказка "Красная Шапочка).
в той деревн .
в первом домик .
побежал по дорожк .
лежал в постел .
(Сказка "Кот в сапогах")
положил морков .
подошел к карет .
спустился с крыш .
(сказка "Мальчик – с – пальчик")
убежали по тропинк.
- Тема урока.
а) Выборочное списывание.
- Выпишите из предложений словосочетания прилагательное + существительное, устно поставьте вопрос, проверьте правописание окончаний, выделите окончания существительных и прилагательных, определите, из каких сказок Шарля Перро эти предложения.
- А Красная Шапочка пошла по самой длинной дороге.
- А голос у волка грубый, хриплый.
- Бабушка, почему у вас такие большие уши?
- Не горюй, хозяин, увидишь, что ты получил не такое плохое наследство.
- Кот получил от хозяина сапоги, он ловко надел их, повесил на шею старый мешок, положил в него свежей моркови и капусты и пошел в лес, где водилось много молодых кроликов.
- А кот спрятал платье хозяина под большим камнем.
- И, ударившись об пол, Людоед превратился в огромного льва.
- В большом зале их ждало великолепное угощение.
- Отец и мать завели детей в непроходимую, темную чащу дремучего леса.
б) Игра "Паучок".
- Читали ли вы сказку "Волшебница"? Кто был главной героиней сказки?
(Девушка, младшая сестра, красавица).
- Расскажите, как ей жилось?
(Мать ее не любила, было тяжело, но ее полюбил принц, и она вышла за него замуж).
- Подберите существительное – имя героини.
(девушка).
-Задайте вопрос, на который будут отвечать прилагательные – характеристики главной героини.
(Какая?)
- Подберите прилагательные.
(Запись на доске в виде "Паучка")
- Почему изменились ее характеристики? Что помогло ей из несчастной стать счастливой?
(Добрый характер).
- Можно ли сказки Перро назвать поучительными?
(Высказывания учеников. Сказками автор пытался объяснить, что добрые люди всегда становятся удачливыми).
- А Красная Шапочка пошла по самой длинной дороге.
- Итог урока. Рефлексия.
- К какой категории текстов относятся сказки Перро: повествование или описание? Почему? Чем отличаются тексты?
(Повествование, мало описаний, мало прилагательных, много событий).
- Как определить род, число и падеж имени прилагательного?
(По существительному).
- Домашнее задание. Выставление оценок.