Неделя интересного урока в рамках Недели детской книги

Разделы: Начальная школа


Содержание

Понедельник
Комбинированный урок внеклассного чтения и русского языка.
см. Приложение 1.
Вторник.
Комбинированный урок внеклассного чтения и математики.
Среда.
Комбинированный урок внеклассного чтения и окружающего мира.
Четверг.
Урок внеклассного чтения. 4 класс.
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «В океане света. Книга для чтения в 4 классе».
Тема: Мир детства на страницах книг писателей XIX – начала XX века.
Автор: Николаева Елена Викторовна, учитель начальных классов, стаж работы – 22 года.

Комбинированный урок внеклассного чтения и русского языка

Тема: Великий французский сказочник - сказки Ш.Перро. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Цели:

  1. Воспитывать любовь к книге, интерес к чтению.
  2. Закрепить умение определять безударное падежное окончание имен существительных.
  3. Развивать устную и письменную речь детей.
  4. Воспитывать культуру речи.
  5. Развивать творческие способности детей.

Оборудование:

  1. Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева О.В.Пронина "Русский язык. Учебник для 4 класса"
  2. Сказки Ш.Перро (12.01 – 350 лет со дня рождения Шарля Перро).

Урок посвящен творчеству французского сказочника.

Ход урока:

  1. Языковая разминка.
    Ко дню рождения 1 подарила бабушка девочке 2 красную шапочку 4.

    (………………… , ……………………..)

    Учитель: Узнали ли вы из какой сказки это предложение? Укажите название сказки и автора. Выполните разбор.

    (Ученики по желанию учителя могут выполнить работу или на доске или в тетради)

    1 – фонетический разбор слова
    2 – морфологический разбор слова
    4 – разбор предложения по членам предложения, в словах предложения определить части речи, нарисовать схему предложения, дать характеристику предложения.

    1. рож-де́-ни-я - [ражд'эн'ий'а] – 4 слога.
    р - [р] – согласный, твердый, звонкий
    о - [а] – гласный, безударный
    ж - [ж] – согласный, твердый, звонкий
    д - [д'] – согласный, мягкий, звонкий
    е - [э] – гласный, ударный
    н - [н'] – согласный, мягкий, звонкий
    и - [и] – гласный, безударный
    я - [й'] – согласный, мягкий, звонкий
      ╲[а] – гласный, безударный

    8 букв, 9 звуков
    2. Девочке – (кому?), существительное, н.ф. – девочка, одушевленное, женский род, 1 склонение, единственное число, в Дательном падеже.
    4. Ко дню рождения подарила бабушка девочке красную шапочку 4.

    [═══ ━━━].

    (Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, без однородных членов).

    Учитель: На правописание каких слов вы обратили внимание?
    (Орфографическая работа)

    У.: Подчеркните опасные места и графически обозначьте знакомые орфограммы.
    подари́ла – дар, приставка по-
    девочке – буквосочетание ЧК, безударное падежное окончание, гласная о в суффиксе
    красн – безударное окончание прилагательного и т.д.

    У.: Предложение из какого произведения вы разбирали? Кто автор?
    (Шарль Перро, "Красная шапочка")
    А вы знаете, почему мы сегодня вспомнили этого замечательного французского сказочника?
    (12.01.08 – 350 лет со дня рождения Шарля Перро).

  2. Сказки Перро.

    Учитель: Сегодня к уроку я попросила учеников рассказать нам об этом удивительном человеке и вспомнить сказки, которые мы уже читали.
    (Рассказы учеников о Ш. Перро, отрывки из сказок, можно использовать презентацию)

    Слайд 1: (см. Приложение 2)
    • Славу Перро принёс сборник «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями»
      (1697).

    Слайд 2:
    • Сказки Перро - это сказки волшебные (содержащие магические или сверхъестественные элементы).
    • Они восходят к народной традиции и впервые были записаны. Во многих странах существуют разные версии одной и той же сказки. Поэтому мы часто встречаем разные версии сказок Перро.

    Слайд 3:
    • На русском языке сказки Перро впервые вышли в Москве в 1768 году под названием "Сказки о волшебницах с нравоучениями».

    Слайд 4:
    Отгадай, как называется сказка сейчас:
    • "Сказка о девочке с красненькой шапочкой",
    • "Сказка о некотором человеке с синей бородой",
    • "Сказка о батюшке котике в шпорах и сапогах",
    • "Сказка о спящей в лесу красавице"

    Слайд 5:
    Шарль Перро был:
    • поэт,
    • академик французской академии наук
    • писал поэмы, торжественные оды
    • ученые трактаты
    • тоненькая книжка сказок.

    Слайд 6:
    Любимые герои
    • Все забудется, а тоненькая книжка сказок останется жить в веках. Потому что ее персонажи стали друзьями всех детей, — любимые герои замечательных сказок Шарля Перро.


    У.: А как вы думаете, зачем на уроке русского языка мы говорим о литературном произведении?
    (Все, что мы читаем, написано на русском языке, а значит, грамотность очень важна для любого человека).

    У.: Вот сегодня мы и посмотрим, насколько вы у меня грамотные читатели.

  3. Повторение изученного материала – правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

    (Запись на доске и в тетрадях под диктовку учителя по образцу, предположение из каких сказок данные словосочетания).
    Образец: сходи к бабушк.. – бабушка – 1 склонение, слово – помощник – земля, к земле – окончание – е – сходи к бабушке – окончание выделяем, ставим ударение (Сказка "Красная Шапочка).
    в той деревн .
    в первом домик .
    побежал по дорожк .
    лежал в постел .
    (Сказка "Кот в сапогах")
    положил морков .
    подошел к карет .
    спустился с крыш .
    (сказка "Мальчик – с – пальчик")
    убежали по тропинк.

  4. Тема урока.
    а) Выборочное списывание.
    - Выпишите из предложений словосочетания прилагательное + существительное, устно поставьте вопрос, проверьте правописание окончаний, выделите окончания существительных и прилагательных, определите, из каких сказок Шарля Перро эти предложения.
    1. А Красная Шапочка пошла по самой длинной дороге.
    2. А голос у волка грубый, хриплый.
    3. Бабушка, почему у вас такие большие уши?
    4. Не горюй, хозяин, увидишь, что ты получил не такое плохое наследство.
    5. Кот получил от хозяина сапоги, он ловко надел их, повесил на шею старый мешок, положил в него свежей моркови и капусты и пошел в лес, где водилось много молодых кроликов.
    6. А кот спрятал платье хозяина под большим камнем.
    7. И, ударившись об пол, Людоед превратился в огромного льва.
    8. В большом зале их ждало великолепное угощение.
    9. Отец и мать завели детей в непроходимую, темную чащу дремучего леса.

    б) Игра "Паучок".
    - Читали ли вы сказку "Волшебница"? Кто был главной героиней сказки?
    (Девушка, младшая сестра, красавица).
    - Расскажите, как ей жилось?
    (Мать ее не любила, было тяжело, но ее полюбил принц, и она вышла за него замуж).
    - Подберите существительное – имя героини.
    (девушка).
    -Задайте вопрос, на который будут отвечать прилагательные – характеристики главной героини.
    (Какая?)
    - Подберите прилагательные.
    (Запись на доске в виде "Паучка")



    - Почему изменились ее характеристики? Что помогло ей из несчастной стать счастливой?
    (Добрый характер).
    - Можно ли сказки Перро назвать поучительными?
    (Высказывания учеников. Сказками автор пытался объяснить, что добрые люди всегда становятся удачливыми).

  5. Итог урока. Рефлексия.
    - К какой категории текстов относятся сказки Перро: повествование или описание? Почему? Чем отличаются тексты?
    (Повествование, мало описаний, мало прилагательных, много событий).
    - Как определить род, число и падеж имени прилагательного?
    (По существительному).

  6. Домашнее задание. Выставление оценок.

Приложение 1, Приложение 2.