Конспект урока по информатике и ИКТ обобщение знаний по теме "Логические основы ЭВМ"

Разделы: Информатика


План – конспект урока

Тема урока: закрепление и обобщение знаний по теме «Логические основы ЭВМ».

Цели урока:

  • обучающие:
    • контроль уровня теоретических знаний по данной теме;
    • контроль за умением применять теоретические знания на практике (решение задач);
  • развивающие:
    • развитие познавательного интереса;
    • развитие у учащихся умения обобщать и систематизировать полученные знания;
    • развитие умения работать в группе;
  • воспитательные:
    • воспитание умения высказывать свое мнение и слушать других;
    • воспитание аккуратности в работе;
    • воспитание чувства товарищества;
    • создание необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и стимулирования творческого труда учащихся.

Тип урока: урок закрепления знаний учащихся (автоматизации материала) с доминированием развивающей цели.

Возраст учащихся: 9 класс.

Оборудование урока:

  • презентация (см. приложение 1);
  • план урока на доске;
  • ПК, тест (см. приложение 2);
  • листы с логическими схемами, лампочки, магниты.

Раздаточный материал:

  • опорный конспект с заданиями;
  • схемы + набор лампочек (распечатанный материал).

План.

№ п/п Ход урока Время

1

Организационный момент

1 мин

2

Проверка домашней работы

2 мин

3

Закрепление полученных знаний по теме «Логические основы ЭВМ» с ведущей игровой мотивацией «На пути к истине»

39 мин

1 этап «Черный ящик» - повторение в форме теста на ПК

7 мин

2 этап «Истинность данных» - самостоятельная работа со взаимопроверкой

12 мин

3 этап «Время не ждет» - работа с высказываниями

7 мин

4 этап «Электроник» - работа в парах

6 мин

4

Рефлексия деятельности – выставление оценок по шкале

2 мин

5

Бонусный этап – задания на развитие логического мышления

5 мин

6

Домашнее задание

2 мин

7

Итоги урока

1 мин

Конспект.

  1. Проверить готовность учащихся к уроку.
    - Здравствуйте! Садитесь.
    Учащимся объявляется план урока.
    В течение урока каждый учащийся набирает баллы за выполнение очередного задания, отмечает их на шкале, которые в конце урока переводятся в оценку. Максимальное количество 29 баллов.
    Критерии оценки: «5» - 24-29 баллов, «3» - 10-15 баллов, «4» - 16-23 баллов, «2» - меньше 10 баллов.
  2. Отмечайте набранные вами баллы на шкале.

  3. Сегодня на уроке вам представится возможность проверить себя. Мы будем преодолевать винтовую лестницу «На пути к истине», тем самым проверим наши знания по теме «Логические основы ЭВМ». Лестница содержит 4 основных этапа и 1 дополнительный (бонусный).

    1 этап «Черный ящик» - повторение в форме теста на ПК
    Тест см. приложение 2 (оценивание: максимальный балл за выполнение теста 5).

    2 этап «Истинность данных» - самостоятельная работа со взаимопроверкой
    Класс делится на два варианта ИСТИНА и ЛОЖЬ.

    Задания.
    Вариант ИСТИНА Вариант ЛОЖЬ
    1. Построить таблицу истинности для следующей функции:
    A∧B∨Ᾱ B∧(Ᾱ∨B)
    2. Записать высказывание на языке алгебры высказываний и вычислить значение выражения:
    (А или В) и не В
    если А=1, В=0
    не А или В и А
    если А=1, В=1
    3. Построить логическую схему по логическому выражению и вычислить значение выражения:
    не 1 или 0 и 1 не (1 и 0 и 1)

    Ответы.
    Вариант ИСТИНА Вариант ЛОЖЬ
    1

    А

    В

    A∧B

    F

    0

    0

    1

    0

    1

    0

    1

    1

    0

    1

    1

    0

    0

    0

    0

    1

    1

    0

    1

    1

    1

    А

    В

    A∧B

    F

    0

    0

    1

    1

    0

    0

    1

    1

    1

    1

    1

    0

    0

    0

    0

    1

    1

    0

    1

    1

    2 F = (A∨B)&¬B
    F = (1∨0)&¬0 = 1 & 1 = 1
    2 F = ¬A∨B∧A
    F = ¬1∨1∧1 = 0 ∨ 1 = 1
    3 3

    (оценивание: 2 балла за правильный ответ, если задание неверно или верно частично баллы не начисляются)

    3 этап «Время не ждет» - работа с высказываниями
    Каждый из учащихся работает с таблицей. После выполнения задания устная проверка: по цепочке – каждый учащийся встает, читает полученное высказывание в 1-ой части задания, или определяет истинность высказывания с пояснением своего ответа во 2-ой части (оценивание: 1 балл за правильный ответ, если ответ неверен, то баллы не начисляются).

    Задание.
    Высказывание Ответ

    1. Из двух простых высказываний постройте сложное высказывание, используя логические связки НЕ, И, ИЛИ.

    A

    Все ученики изучают математику. Все ученики изучают литературу.

    Все ученики изучают математику и литературу.

    B

    Эта ночь звездная. Эта ночь не холодная.

    Эта ночь звездная и не холодная.

    C

    Марины старше Светы. Оля старше Светы.

    Света младше Марины и Оли.

    Марина и Оля старше Светы.

    D

    Одна половина класса изучает английский язык. Вторая половина класса изучает немецкий язык.

    Половина класс изучает английский или немецкий язык.

    E

    Часть туристов любит пить чай. Остальные туристы любят молоко.

    Туристы любят пить чай или молоко.

    F

    Синий кубик меньше красного. Синий кубик меньше зеленого.

    Синий кубик меньше красного и зеленого.

    2. Определите значение истинности следующих высказываний с точки зрения алгебры логики.

    G

    Один бит есть наименьшая единица измерения информации, и он равен 10 байт.

    1 и 0 = 0 => ложное высказывание

    K

    Рыбу ловят сачком или ловят крючком, или мухой приманивают, или червяков.

    0 или 1 или 1 или 1 = 1 => истинное высказывание

    L

    Квадрат любого числа есть величина положительная и из любого числа можно извлечь корень квадратный.

    1 и 0 = 0 => ложное высказывание

    M

    2*3=5 или 2 + 3 = 5

    0 или 1 = 1 => истинное высказывание

    N

    Приставка есть часть слова, и она пишется раздельно со словом.

    1 и 0 = 0 => ложное высказывание

    P

    Компьютер – это универсальное устройство для работы с информацией и элементной базой третьего поколения ЭВМ являются интегральные схемы.

    1 и 1 = 1 => истинное высказывание


    4 этап «Электроник» - работа в парах
    По схемам определить будет гореть лампочка или нет.

    Задание Результат
    Вариант 1
    1
    0
    2
    1
    3
    1
    Вариант 2
    1
    1
    2
    1
    3
    0
    Вариант 3
    1
    0
    2
    0
    3
    1

    (оценивание: 2 балла за правильный ответ, если ответ неверен, то баллы не начисляются)

  4. Рефлексия деятельности. Итак, проверим на сколько вы близки к истине. Подсчитайте сколько баллов вы заработали и поставьте соответствующую оценку. Встаньте, кто получил “5”, “4”. Те, кто получил “3” я вижу. Садитесь. Что понравилось? Что было трудно?

  5. Бонусный этапзадания на развитие логического мышления
    Каждый из учащихся может получить дополнительную оценку, выполнив верно предложенные задания. Задания нестандартного типа, которые направлены на формирование логического мышления.

    Задание Ответ
    1

    Расставьте недостающие знаки логических операций:
    1̅ ? (0 ? 1)=1

    1̅ ∧ (0 ∨ 1)=1
    2

    Из приведённого ниже списка:

    1) A ∨ B ∧ A
    2) A̅ ∧ B ∨ C
    3) A ∧ B̅ ∧ C
    4) A̅ ∧ C ∨ B

    найти логическое выражение для логической схемы

    2) A̅ ∧ B ∨ C
    3

    Какая комбинация сигналов

    1) (0;0;1) 
    2) (0;1;1) 
    3) (1;0;1) 
    4) (1;1;0) 
    5) (1;0;0)

    невозможна при F = 0 для данной схемы


    5) (1;0;0)
    4

    В очереди за билетами в кино Юра, Миша, Володя, Саша и Олег. Известно, что:

    • Юра купил билет раньше, чем Миша, но позже Олега;
    • Володя и Олег не стояли рядом;
    • Саша не находился рядом ни с Олегом, ни с Юрой, ни с Володей.

    Кто за кем стоит?

    Олег ⬅ Юра ⬅ Володя ⬅ Миша ⬅ Саша

    (оценивание: «5» - все или 3 задания выполнены верно, «4» - два задания выполнены верно, «3» - одно задание выполнено верно – по желанию)

  6. Домашнее задание

    Подготовится к контрольной работе.

    1. Повторить тему «Системы счисления» и произвести вычисления.
      а) 100112 → А10
      б) 7368 → А10
      в) 65710 → А16
      г) 11012 + 10112
      д) 11112 * 10012

    2. Повторить тему «Логические основы ЭВМ» и выполнить задания.
      а) Запишите высказывание на языке алгебры высказываний и составьте таблицу истинности:
      (А и не А) или В
      б) Произвести вычисления по логической схеме:



      в) Построить логическую схему по логическому выражению: не1 или (не 0 и 1).

    * Задания на дополнительную оценку.

    а) Из приведенного ниже списка

    1) A ∨ B ∧ A
    2) A̅ ∧ B ∨ C
    3) A̅ ̅∨̅ ̅B̅ & C
    4) A̅ ̅&̅ ̅B̅ ∨ C

    найти логическое выражение для логической схемы



    б) Какая комбинация сигналов
    1) (0;0;1)  2) (0;1;1)  3) (1;0;0)  4) (1;0;1)  5) (1;1;0)
    невозможна при F = 1 для данной схемы



    в) Виктор, Роман, Леонид и Сергей заняли на олимпиаде по информатике четыре первых места. Когда их спросили о распределении мест, они дали три таких ответа:
    • Сергей — первый, Роман — второй;
    • Сергей — второй, Виктор — третий;
    • Леонид — второй, Виктор — четвертый.

    Известно, что в каждом ответе только одно утверждение истинно. Как распределились места?

    г) Младший брат учится в 110 классе, старший на 10 лет старше. В каком классе учится старший брат?

    Сдайте тетради, я проверю как вы работали на уроке.

  7. Итоги урока.
    - Сегодня на уроке мы закрепили и обобщили знания и умения по теме «Логические основы ЭВМ». На следующем уроке контрольная работа по теме «Арифметические и логические основы ЭВМ».
    - Спасибо за урок.

Приложение 1, Приложение 2.

Литература

  1. Информатика в школе: Приложение к журналу «информатика и образование». №5 – 2007. – М.: Образование и Информатика, 2007. – 96 с.: ил.
  2. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л. А. Залогова, М. А. Плаксин, С. В. Русаков и др. Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том 1. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 304 с.: ил.
  3. Тучкова Т.У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя. – М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2003.-64 с.