Из опыта работы краеведческого объединения средней школы № 22 по теме "65 лет битве под Москвой"

Разделы: Внеклассная работа


Любить свой край, знать его богатства, его особенности его историю - вот те основные задачи воспитательного процесса современной школы. На этих чувствах к родным местам воспитывается подлинный патриотизм, гражданственность, героизм; т.е. то, что всегда составляло непреходящие ценности России. Сегодня, мы гордимся старшим поколением, его подвигами и победами в Великой Отечественной войне. Одной из великих побед войны была победа под Москвой. В преддверии 65-летия Битвы под Москвой, я, Клементьева Ольга Кузьминична – учитель географии, руководитель краеведческого объединения школы №22 в 2006-07 учебном году организовала работу юных краеведов по изучению истории окрестных деревень Сельского поселения «Сафоновское», жители которого осенью 1941 года приняли активное участие в защите Москвы от немецко-фашистких захватчиков.

В начале сентября я организовала запись в кружок. Туда вошли учащиеся 5-9 классов в количестве 24 человек. Собравшись на первое занятие, мы вместе составили план работы по теме «65 лет Битве под Москвой».

Рис. 1. Заседание кружка

  1. Устное объявление по классам, с вручением заданий по сбору информации о жителях окрестных деревень, принявших участие в Обороне Москвы осенью 1941 года. 2-3 нед. сент.
  2. Консультации с классами по заданиям. 3-4 нед. сент.
  3. Встречи с ветеранами, сбор материала по направлениям «Защитники Москвы», «Труженики тыла», «Дети войны». Октябрь
  4. Работа над мультимедийным проектом « Живая память». ноябрь
  5. Встреча с ветеранами. Презентация проекта «Живая память». 1 нед. декабря
  6. Экскурсия в Ленино – Снегирёвский Мемориальный комплекс. 15 декабря
  7. Анализ и подведение итогов проделанной работы по теме.

Разработав план, приступили к его выполнению. В канун юбилейной даты юным краеведам удалось встретиться с некоторыми защитниками столицы, тружениками тыла, «детьми войны».

Рис. 2. В гостях у Гребневой М.И.

К сожалению, живых защитников столицы остаётся всё меньше и меньше. Ведь им сейчас 80 и более лет. Ребята с большим интересом слушали ветеранов и сделали видео запись их интервью.

Рис. 3. Румянцева В.М.

Румянцева Вера Матвеевна

1921 года рождения, житель д. Литвиново. До войны работала на фабрике «Красное Знамя» в г. Раменское табельщицей и контролёром. Затем перешла на работу кассира сберегательного банка. Когда началась война. Ушла добровольцем на фронт. Её воинская часть стояла в г. Химки под Москвой. Вера Матвеевна воевала в составе ПВО, защищая небо столицы от налётов авиации противника. Она была старшим телескопистом дальномерной установки «Ефрейтор». На этой установке она определяла марку вражеского самолёта, высоту и дальность полёта и передавала полученные сведения командиру огневого взвода. От правильности представленных ею данных зависела точность попадания.

(воспоминания Румянцевой В.М.)

...до войны я работала в Раменской районной сберкассе старшим кассиром. В начале войны нас призвали в Армию. Привезли нас на распределительный пункт в Красногорск. Меня назначили дальномерщицей, так как хорошее было зрение. Жили в землянках до конца войны. Тренировки проходили на Речном вокзале, очень уставали.Учили Уставы, опознавательные знаки, марки самолётов как советских так и фашистких.Всю войну провела на одном рубеже, под Химками. Домой вернулась в июле 1945 года.

За заслуги перед Отечеством награждена «Орденом Отечественной войны 2-й степени», Медалью Жукова «Фронтовик 1941-1945гг», Юбилейными Медалями, Медалью «Отличный артиллерист».

Гребнева Мария Ильинична 1922 г., житель д. Сафоново.

Рис. 4. Фронтовые подруги Гребневой М.И.

Рис. 5. Гребнева М.И.

Сирота с 12-летнего возраста. В1941 году была призвана для боевой подготовки в качестве снайпера. От неё мы узнали

...в 1941 году, когда началась война, военкомат меня поставил на учёт. В группе были только девушки. Нас учили стрелять, копать траншеи. Мы копали траншеи вокруг москвы.Два года обучались в военкомате: по-пластунски ползали, в полном боевом прыгали с вышки,ходили на лыжах, бегали.Вначале 1943 года призвали на фронт.Из д. Сафоново нас было трое: я,Солодкова А.И. и Суслова Н.П..Сначала нас привезли в д.Щербинка Подольского района.Нам выдали боевые снайперские винтовки, начали готовить к фронту. Условия как на войне. Целый день, в любую погоду на стрельбище. Учили выбирать позицию, маскироваться, стрелять. Ночь в бараке на полу. Летом 1943 года отправили на фронт в Прибалтику в 10-ю Гвардейскую армию под командованием генерала М.Г. Казакова. Участвовала в освобождении многих городов Прибалтики. У меня на счету 16 убитых немцев. За заслуги перед Отечеством меня наградили медалью « За Отвагу», орденом Отечественной войны второй степени и многими Юбилейными медалями.

Рис. 6. Шевченко А.И.

Шевченко Анна Ивановна

1922 года рождения, житель д. Литвиново. До войны работала кассиром в Раменской сберкассе. Когда началась война, добровольцем ушла на фронт. Воевала в войсках ПВО зенитчицей, защищала небо Москвы от фашистких бомбардировщиков. Вот что мы узнали от неё

...Москва так была окружена орудиями, что ни один самолёт не мог пробраться к столице. В ноябре, когда немцев отогнали от Москвы, наши ПВО имели защитную артиллерию. Эти орудия обслуживали приборы. Мы девчонки, попав в 53-ю артиллерийскую дивизию, в начале 1942 года стали работать с этими приборами. Так мы охраняли Москву. У меня была очень хорошая память. Нас было 7 прибористов. Была жёсткая дисциплина. Мы должны были знать Устав, свои обязанности, марки всех самолётов.

Большая часть населения Сафоновского поселения - участники трудового фронта. О трудностях военного времени рассказала нам жительница д. Сафоново

Рис. 7. Данилина К.С.

Данилина Клавдия Сергеевна

1921 года рождения.

...20 октября 1941 г. по радио объявили, чтобы все заняли свои места, приступили к работе. Рабочий день был неограничен, начинался рано, заканчивался поздно. Выходных не было. С 20 ноября 1941г. в нашу деревню Сафоново, соседние деревни Дергаево и Поповку поставили десантные войска, распределили по домам. Потом вышло такое распоряжение по городу Раменское, чтобы каждое учреждение выделило людей на заготовку леса. Была холодная, морозная зима. Мне сейчас вспоминать страшно, как мы в чулочках пилили деревья. Мне в ту пору было 19 лет. Пилили, обрубали сучья, распиливали на 2-х метровые поленья, складывали в кладницы. Норма была по 2 куб. м на человека.

Это трудное время хорошо помнят и дети войны, те, которые встретили войну подростками. Им приходилось с утра учиться в школе, а потом помогать взрослым заготавливать дрова, работать в колхозе, чистить дороги. Вечерами обходить деревни, чтобы проверить, все ли соблюдают светомаскировку. О трудностях войны вспоминают:

Рис. 8. Шмелева М.М.

Шмелёва Мария Михайловнажитель д. Сафоново . . . начало войны помню себя школьницей. Помогала, как и все другие подростки, взрослым работать в колхозе, чистила грунтовую дорогу. В то время когда в деревне стояли десантники, они оставили нам слабенькую лошадь. Мы её выходили и назвали « Электричкой», так как электрички на Москву отменили. Это была единственная тягловая сила в деревне. Осенью 1943г пошла учиться в Раменское медучилище. Только начали учиться, эвакуировали завод РПЗ. Все корпуса превратились в госпиталя. На каждом этаже ставили титаны, нужен был кипяток. Титаны нужно топить. Мы студенты 1,5 часа учились, а потом пилили лес на 42 км. Лесник наметит нам деревья, подрубит, а дальше мы пилили. Злая, снежная зима была.

До этого в 1942г. торф заготавливали, где аэродром Раменское. Снимем парусиновые тапочки и босиком месим торф. Помню, как приехал большой начальник и говорит, что этим девочкам надо рабочую карточку(650 г хлеба), а не иждивенца(150г).

Рис. 9. Володина Н.М.

Володина Нина Михайловна-житель д. Литвиново

...В моей родной деревне Литвиново жили по основному принципу «Всё для фронта, всё для победы». Люди трудились не жалея сил, ни здоровья. Многие жители деревни работали на комбинате «Красное Знамя», которое выпускало ткань для пошива солдатских шинелей. Остальные жители работали в своём колхозе. Это в основном женщины, инвалиды, подростки. Зимой женщины ходили пилить лес. Это очень тяжёлая работа. Освобождали только кормящих матерей. Также расчищали железнодорожные полотна от снега, чтобы составы уходили на фронт. Весной, летом, осенью работали на полях, выращивали сельскохозяйственные культуры, выращивали животных. Им активно помогали дети.

Казаков Владимир Васильевич – житель д. Сафоново

...война началась, мне было 13 лет. Закончил 5 класс в д. Старково, потом школа сгорела. Мать была председателем сельского Совета. Летом пас коров. Однажды прилетал военный самолет. Летчику я помог запустить двигатель, а он за это прокатил меня над деревней. По вечерам ходил с матерью по деревне с собакой вылавливать дезертиров. Были такие люди, которые ждали немцев. Осенью пошёл учиться в Загорновскую школу. После школы помогали взрослым работать в колхозе, рубили лес, собирали тёплую одежду на фронт. За один трудодень нам платили по 200-300 г ржи.

Рис. 10. Встреча с Казаковыми К.В. и В.В.

Казакова Лидия Васильевна – житель д. Сафоново

...учились в неотопленном помещении, света не было, не было тетрадей, писали на рыхлой бумаге. Учителница всё равно учила нас писать красиво. Один учебник выдавали на несколько человек. Учили много стихов, читали классиков: Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого. Изучали большие тексты.

Итог проделанной работы - мультимедийный проект «Живая память». Презентация проекта состоялась на встрече ветеранов в начале декабря, посвящённой 65-летию Битвы под Москвой.

Рис. 11. Встреча с защитниками Москвы

Посетив Ленино-Снегирёвский Мемориальный комплекс, краеведы обогатили свои знания дополнительной информацией о подвигах советских людей, защищавших столицу своей Родины.

Рис. 12. Экскурсия в Музей

В результате таких встреч с ветеранами, ребята стали лучше понимать то, что пережили люди в годы войны. Какой ценой они завоевали Победу. Вот эти простые люди одолели врага и дали возможность всем нам учиться. Война оставила неизгладимый след в каждом доме, в памяти не только тех, кто непосредственно сражался на фронтах Великой Отечественной, но и в памяти тружеников тыла, их детей и внуков.

Таким образом, моя задача учителя-краеведа состоит в том, чтобы научить подростка повседневно думать над фактами жизни, анализировать, рассуждать, оценивать и делать правильные выводы о виденном. В такой деятельности и происходит формирование патриотических чувств, впоследствии перерастающих в сознание, а последние – в убеждения.

Приложение. Презентация.

Видеозаписи к презентации вы можете получить у автора статьи.