Внеклассное мероприятие по окружающему миру. Проект "Лесная газета" (презентация)

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • углубление знаний учащихся по теме «Природа, наш дом, нуждается в защите»;
  • развитие навыков экологического мышления, умения применять полученные знания в жизни;
  • формирование основ экологической грамотности;
  • воспитания любви и уважения к природе.

Оборудование : мультимедийный экран, компьютер, рисунки о природе, фотографии птиц, животных, плакаты «Мы – защитники природы», грамзапись песен, голоса птиц, «Лесная газета».
Класс разбит на крупы-корреспондентов. Они готовят, подбирают материал, каждый для своей страницы газеты. На занятии они представляют презентацию «Лесной газеты».

1 страница: «Земля наш дом родной».
2 страница : «Природа-здравница жизни».
3 страница: «Кто как весну встречает?»
4 страница: «Мы в ответе за нашу природу»

Под музыку П. Чайковского «Времена года. Весна» звучат слова учителя

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром , туманы и роса.
Человек и время года-
Это все вокруг …….(природа).

Сегодня мы с вами отправимся в храм природы, поговорим о разнообразии жизни растений и животных, о пользе, которую они приносят человеку, о необходимости беречь и охранять природу. А поможет нам в этом новый выпуск «Лесной газеты». Наши корреспонденты подбирали и готовили материал к своей странице. И сегодня они представят вам презентацию газеты.

1 страница « Земля наш дом родной ! ». (На фоне музыки  Грига «Утро»).
1 корреспондент:  Вы хотите узнать о фауне и флоре, о животных и растениях, о жителях лесов и полей, поучаствовать в конкурсах и викторинах о природе, в этом вам поможет «Лесная газета». Читайте её- и вы откроете для себя таинственный мир природы.
Сегодня мы представляем вам первый весенний номер нашей газеты. Мы вас заинтриговали- тогда оставайтесь с нами.
2 корреспондент. Мы представляем вам первую страницу нашей газеты «Земля наш дом родной».
Природа земли – прекрасна ! Она восхищает нас своей красотой. Нам нравится смотреть на пушистые облака в небе, любоваться цветущим лугом. Мы с радостью слушаем пенье соловья, журчание ручейка. Весной природа особенно прекрасна. Она пробуждается после долгого зимнего сна.
3 корреспондент: О, человек! Природа – мать ни рек и не морей от глаз твоих не прячет. Ни росных трав, ни голубых озер. Цени её доверие!

1 корреспондент: 
О люди, мыслю я, у всех у нас
Есть мать одна
По имени природа!
У ней для всех хватает доброты
И мы живем, запечатлев навеки
В душе её прекрасные черты-
Поля, луга, леса, моря и реки.

2 корреспондент:  
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток!
Не оскверняй её святынь.

3 корреспондент:
Утром солнышко встает,
Всех на улицу зовет.
Выхожу из дома я:
Здравствуй , улица моя!
Я пою и в вышине
Подпевают птицы мне,
Травы шепчут мне в пути:
- Ты скорей, дружок, расти.
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветрам я,
Отвечаю солнцу я:
-Природа! Я люблю тебя

1 ученик.Почему мы с лесом дружим?Для чего он людям нужен?
2 ученик.Лес- это наше богатство. Лес-это зеленый наряд нашей земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.
3 ученик. Лес-это дом для зверей и птиц. Лес- это кладовая, щедро отдающая свои дары.
В лесах и на полях с ранней весны до поздней осени цветет много цветов и поют птицы.

Здравствуй лес, здравствуй лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?

 2 страница: «Природа-здравница  жизни». 

1 корреспондент. Природа нашей планеты кормит, поит, согревает и лечит нас от разных болезней.
2 корреспондент. Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им  излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками». Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.
3 корреспондент. Мы представляем вам рубрику « Природа – здравница жизни!» Эпиграфом нашей рубрики мы взяли слова :
« Все горы высокие будут исхожены,
Все тайны природы будут раскрыты».

1 корреспондент:
Когда ты входишь в лес,
Где всё нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех, умеющих их тайну разгадать.

2 корреспондент:
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке-
И микстура, и таблетки.
Ну а чем и как лечиться,
Мы вас можем научить.
Все целебные растения
Знаем мы без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться,
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
- С некоторыми из них мы вас сейчас познакомим.

3 корреспондент.
Белая рубашечка,
Желтенький платок,
Как зовут целебный
Полевой цветок. (ромашка)
Под музыку появляется Ромашка.

Ромашка.
Если случится тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.

Подорожник:  
С названьем простым и тревожным,
Зовущим за отчий порог,
Невзрачный цветок-подорожник
Растет у российских дорог.
Дороги спешат за курганы,
Дорогам конца не видать,
И важно, что путникам раны
Умеет цветок врачевать.
Листок оторви осторожно
И жгучую боль утоли….
Невзрачный цветок-подорожник,
Растет у дороги в пыли.

Если вдруг зуб заболел, глаз воспалился, сердце болит, десны кровоточат, беги ко мне срочно. Я помогу!

Тысячелистник.
Белый щит на тысяче листьев,
Расту на бугре, помогу в беде.

- Я, как и подорожник, людям помогаю: раны заживляю, аппетит улучшаю, разные воспаления снимаю.

Шиповник.
Где-то в чаще, дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка,
Есть волшебная аптечка:
Там красные таблетки
Развешаны на ветке. 

Малина.
Меня зовут царем кустов
За вкус моих ягод и запах листьев.
Хоть куст мой зеленый
Вас ранить готов,
Но я помогу всем больным
И тем, кто здоров.

-Пейте наш чай для профилактики и от простуды. Он очень вкусный и полезный. В нем содержится витамин С.
-Его применяют как потогонное средство при высокой температуре и О.Р.З
Береза.  
На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокурая березка-
Символ Родины моей.

Целебными свойствами обладают молодые листья березы, нераскрывшиеся почки, гриб- тутовик- чага. Почки березы используют, как мочегонное и желчегонное средство.
3 корреспондент. Ромашка, малина, зверобой, тысячелистник, подорожник… Все эти растения лекарственные и у каждого свои свойства.
2 корреспондент. А знаете ли вы, что зеленый цвет листьев травы благотворно влияет на зрение человека. Если ваши глаза устали на уроке, то полезно посмотреть на зелень за окном.
1 корреспондент. Для витаминного чая вам нужны плоды шиповника, черной смородины, рябины, земляники, листьев мяты, ежевики.
А для аппетитного чая вам нужна : полынь горькая, тысячелистник.
2 корреспондент. Запомните все следующие правила:
- Нельзя срывать растения для букетов.
- Собирать лекарственные растения можно в тех местах, где их много.
3 корреспондент. - Собирая лекарственные растения нужно обязательно часть их оставлять в природе, чтобы они размножались.
- Есть редкие растения, их рвать совсем нельзя.
- Нужно знать, какие части растений имеют лечебное значение.

Физкультминутка.

 3 страница « Кто как весну встречает».
1 корреспондент. Природа- это богатство человечества. Её необходимо беречь, как жизнь человека.
Мы не можем себе представить жизнь лесов, полей, лугов без птиц, животных.
Люди издавна наблюдали за полетом птиц и мечтали подняться в воздух.
Мы представляем вам рубрику « Первые вестники весны».
2 корреспондент. Мы получили телеграмму от лесных корреспондентов. В ней сообщается, что прилетели в наш лес птицы. Путь их был тяжелым: в дороге сотни птиц погибли. Первыми долетели самые сильные и выносливые. Они по праву заслужили отдых.
3 корреспондент. Экстренное сообщение. Прилетели скворцы и жаворонки. На льду появилась вода. Снег рушится. Глухари токуют, дятлы барабанят. Прилетела  белая трясогузка, ласточка. А это значит, наступила настоящая весна.
2 корреспондент. Рассвет . С реки незаметно ползет, надвигается голубой туман. Но вот туман розовеет… Восходит солнце. И с первыми лучами просыпаются птицы. Их голосами наполняется лес.

1 корреспондент. Сегодня с утра собираются к нам гости.  Встречайте их.
«Весенняя песенка» (Белоусова, Кюн)

Скворец:
Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
Я выступаю перед вами как молодой весны гонец.
Я рад увидеться с друзьями! Ну а зовут меня…….(скворец)

- Верно! Из года в год, из века в век живу я там, где человек. Селюсь с полями и садами рядом, очищаю растения от вредных букашек, поедаю бабочек, жучков. И поэтому я не просто скворец, а скворец-молодец! Я очень полезная птица, с которой вам надо сдружиться.
Звучит песня «Жаворонок» муз . Глинки, слова Кукольника.

Жаворонок:
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий.
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
-Весна пришла к нам молодая!
Я здесь пою приход весны!

Ласточка.

Пригревает жаркое солнце,
На дворе журчат ручьи.
А у нашего оконца
Стайка ласточек кричит.
Подлетели…Тише, тише…
С криком вьются у крыльца.
Это ласточки под крышей
Строят гнездышки птенцам.
Скоро пестрые яички
Будут в гнездышках лежать.
Согревать их станут птички,
Малых деток поджидать.

Соловей.  В лесном оркестре я первая скрипка- самая трепетная, самая звонкая и самая нежная. Но на вид я скромен и неприметен: маленький, серенький, с большим и длинным хвостом и немного грустными глазами.
Учитель:  Чем ближе к рассвету, тем звонче песни. Предлагаю вам закрыть глаза. Представьте, что вы в весеннем лесу и послушайте лесной концерт.
( Звучат голоса птиц)
2 корреспондент. Представляем рубрику «Телеграммы из леса».

Птицы принесли из леса телеграммы.
« Снег тает и тает. Жителям лесных подвалов плохо приходится: кроты, землеройки, мыши, полевки, лисы и другие зверьки и звери, живущие под землею, уже сейчас страдают от сырости. Что же будет с ними, когда весь снег превратиться в воду».
«Мы ждали выхода медведя из берлоги. Вдруг снег зашевелился. Но из под него вылез совсем не медведь, а зверь ростом большого поросенка, весь в шерсти, с черным брюхом и двумя темными полосами на беловатой голове. Оказывается, это не медвежья берлога, а барсучья нора, и вылез из неё барсук.
Теперь он больше не заснет и будет по ночам собирать в лесу улиток, личинок, жуков, ловить мышей.
А медведь еще спит в своей берлоге. Но он скоро тоже проснется и будет бродить по весеннему лесу.»

4 страница «Мы в ответе за нашу природу!» 
1 корреспондент. Человек! По твоей вине гибнут не только птицы, звери, но и вся природа. Однако, то, что сделано нельзя исправить никаким раскаянием. Раскаяние очищает душу и закаляет её против новых искушений. Но прошедшее неповторимо. Мало не делать зла: нужно  делать добро. Только тогда ты будешь счастлив и спокоен. В мире и так слишком много страданий, причиняя зло хотя бы самому незначительному существу, ты увеличиваешь это зло. А назначение человека совсем иное.
2 корреспондент. Много разных зверей и птиц истребили люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили клочка леса и степи, где они могли бы жить, третьих выловили хищники. Немало исчезло и растений с лица Земли. Их срывали, выкорчевывали, сжигали.
Ученик 1. За год человек вырубает 331 миллион кубометров лесов.
Ученик 2. За год в море сбрасывают 50 миллионов тонн химических отходов, а также отходов очистки вод и ядовитых шлаков.
Ученик 3. В последнее время регулярно поступают сообщения о крупных авариях нефтяных танкеров в самых разных частях света.
3 корреспондент. В конце концов люди поняли: если не помочь природе, животных будет гибнуть все больше, а растения больше не смогут расти. Чтобы этого не случилось, ученые составили  Красную книгу.
Идея Красной книги- спасти весь животный и растительный мир. А наша главная задача- чтобы ни одно живое существо не попало в черные списки черных страниц.
Песенка защитников природы. (На мотив песни про красную шапочку.) Приложение 1

1. Птица.
Моя планета- человечий дом.
Но как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава- океан,
Где вся природа поймана в капкан!
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: «Больше не могу!»

2птица.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

3 подорожник 
Увидел молодой росток.
Не трогай и не рви.
Пройди-ка мимо, улыбнись.
Пройдут года и вырастет там
Целебная трава.

4 ромашка 
Лес зеленый охраняй,
Никого не обижай!
Не губи деревья ты,
Сохрани в лесу цветы!

5 тысячелистник
Ты пришёл за помощью к природе?
Добрым будь и береги её.
Ветки не ломай, не трогай.
Помни, нужно много лет,
Чтобы кустик снова мог помочь тебе.

Ученик
С целым миром спорить я готов.
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди плачут,
И росу роняют на песок.

Ученик.
Поют щегол и соловей,
Малиновка и дрозд:
« Ты гнезда разорять не смей!
Не трогай птичьих гнезд!»
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.

Ученик
Птицы, рыбы и звери
В душу людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птицы – не небо!
А море без рыб – не море!
А земля без зверей- не земля!

Ученик .
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце. Сердце человечье!

Ученик.
Люди- человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться…
Пусть расправит крылья раненая птица!

Ученик.
Давайте будем беречь планету!
Во всей Вселенной красивей нету.
Во всей Вселенной совсем одна!
Что будет делать без нас она?

На мотив песни «Солнечный круг». Приложение 2