Интеллектуальная игра "Химия – страна чудес и превращений" (8-й класс)

Разделы: Химия

Класс: 8


Цели мероприятия:

  • Расширить кругозор, активизировать опыт учащихся, развить логические и аналитические способности мышления.
  • Мотивировать учащихся на успех и индивидуальное и коллективное творчество.
  • Формировать и совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной творческой работы.
  • Формировать умения и навыки, которые носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер.
  • Воспитывать устойчивый интерес к изучаемому предмету - к химии. (Приложение 1)

Познание начинается с удивления. Аристотель

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Мы рады приветствовать всех, кто собрался сегодня на нашу интеллектуальную игру: зрителей, жюри, и, конечно же, команды. Цель нашей игры - расширить кругозор знаний, полученных на начальном этапе изучения химии, повысить эрудицию, в увлекательной форме провести конкурсы и викторины по предмету. Выступление команд будет оценивать жюри, которое состоит из лучших учащихся по химии.

Пи выступлении команд будет учитываться не только глубина знаний, но и остроумие, находчивость, оригинальность ответов, активность и сплоченность. Пусть этот праздник откроет для каждого что-то новое и интересное, пусть запомнятся улыбки и шутки, крепче станет дружба между вами. Итак, мы начинаем игру.

Для начала игры проведем жеребьевку, Командам предлагается назвать известные им предприятия химического производства Республики Татарстан.

1.Визитная карточка команд.

Чтобы дойти до цели, надо, прежде всего, идти. О.Бальзак

Основные задачи: связь названия команд с общим название игры, отражение в эмблемах команд химических терминов.

  1. 1 ряд - Команда "Аш-2-О"
  2. 2 ряд - Команда "Альхимики"
  3. 3 ряд - Команда "Титаны"

2. Разминка.

Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз. Античный афоризм

Разминка проводится в виде загадок о химических элементах, каждой команде задается по 3-й загадки, в случае отсутствия ответа возможность ответа переходит к команде, поднявшей руку. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Вопросы 1-й команде:

1.

В конце периода стоит,
В нем вода и та горит. (Фтор)

2.

Давно известно человеку:
Она тягуча и красна,
Еще по бронзовому веку
Знакома в сплавах всем она. (Медь)

Вопросы 2-й команде:

1.

К восьмой группе отнесен,
В честь России назван он. (Рутений)

2.

Сребристо-белый и активный очень,
Горит под водой, он, между прочим,
Сверканье бенгальским огням придает
И в Новый год детям радость несет. (Магний)

Вопросы 3-й команде:

1.

Седьмой группы элемент
И в природе его нет. (Астат)

2.

Был металл серебристо-белым,
В соединении стал мелом. (Кальций)

3. Литературный (Приложение 2)

Не могу представить себе химика, незнакомого с высотами поэзии, с картинами живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области. А.Е.Арбузов

Задание: О каком физическом или химическом явлении идет речь?

Каждая команда получает лист с заданиями, за каждый правильный ответ 1 балл.

Время работы - 3 мин.

№ п/п Литературное произведение Ответ
  Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвясь и играя,
Грохочет в небе голубом.
(Ф.Тютчев "Весенняя гроза")
А. Физическое явление

Б. Химическое явление

  Горе тебе, гроза-атаман,
Ты свой произнес приговор,
Средь пожаров ограбленных стран
Ты забудешь ли пламенный взор!..
(М.Лермонтов "Атаман")
А. Физическое явление

Б. Химическое явление

  Мой костер в тумане светит:
Искры гаснут на лету:
(Я.Полянский "Песни цыганки")
А. Физическое явление

Б. Химическое явление

  Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
(А.Пушкин "Сказка о царе Султане")
А. Физическое явление

Б. Химическое явление

  Тогда услышал я (о, диво)
Запах скверный,
Как будто тухлое разбилося яйцо,
Иль карантинный страж
Курил жаровней серной.
Я, нос, зажав, отворотив лицо:
(А.Пушкин, Стихотворение. 1832)
А. Физическое явление

Б. Химическое явление

  Дайте мне дворец высокий
И кругом зеленый сад,
Чтоб в тени его широкой
Зрел янтарный виноград.
(М.Лермонтов "Желанье")
А. Физическое явление

Б. Химическое явление

  Пламя рдеет, пламя пышет,
Искры брызжут и летят,
А на них прохладой дышат
Из-за речки темный сад.
(Ф.И.Тютчев "Пламя рдеет, пламя пышет")
А. Физическое явление

Б. Химическое явление

  Полдневный час. Жара гнетет дыханье;
Глядишь прищурясь, - блеск глаза слезит,
И над землею воздух в колебаньи, мигает быстро, будто бы кипит.
(К.Случевский "Полдневный час")
А. Физическое явление

Б. Химическое явление

4. Галерея русских химиков. (Приложение 3)

Овладевай всей широтой человеческих знаний, не замыкаясь в одной узкой специальности. Н.Д.Зелинский

Вопросы 1-й команде:

1. Какого русского ученого называли "дедушкой русских химиков" из-за создания целой школы ученых-химиков?

А) М.В.Ломоносова

Б) А.А.Воскресенского

В) Д.И.Менделеева

2. Этот ученый сочинил поздравительную оду императрице, и она распорядилась выдать ему награду - 2000 рублей. Деньги привезли на двух возах. Это были медные монеты, один килограмм которых приходился на один рубль. Кто был удостоен такой награды?

А) М.В.Ломоносов

Б) К.К.Клаус

В) Т.Е. Ловиц

3. Этот ученый выводил новые сорта роз, разводил пчел и оставил не только труды по химии, но и книги по цветоводству и пчеловодству. Назовите его имя.

А) А.М.Бутлеров

Б) М.В.Ломоносов

В) Д.И.Менделеев

Вопросы 2-й команде:

1. Этот знаменитый ученый в одиночку совершил полет на воздушном шаре для наблюдения солнечной короны во время солнечного затмения. Он за 4 часа пролетел путь в 100 км. Назовите его имя.

А) А.М.Бутлеров

Б) А.П.Бородин

В) Д.И.Менделеев

2. Его научное наследие составляет более 90 печатных трудов по органической химии, он автор оперы "Князь Игорь", "Богатырской симфонии" и других музыкальных произведений.

А) А.М.Бутлеров

Б) А.П.Бородин

В) Д.И.Менделеев

3. Д.И.Менделеев дал как ученому такую характеристику ":один из замечательных русских ученых. Он русский по образованию, и по оригинальности трудов. Ученик знаменитого нашего академика Н.Н.Зинина, он сделался химиком не в чужих краях, а в Казани: В химии существует его школа, его направление" О ком идет речь?

А) А.М.Зайцев

Б) А.П.Бородин

В) А.М.Бутлеров

Вопросы 3-й команде:

1. После очередного взрыва в гимнастической лаборатории учитель в качестве наказания повесил этому ученику на шею табличку "Великий химик" и поставил перед всем классом. Пророчество учителя сбылось. Имя этого ученика знает весь мир. Назовите имя этого ученого.

А) Н.Н.Зинин

Б) А.П.Бородин

В) А.М.Бутлеров

2. Этому ученому подарили набор столовой посуды из драгоценного металла - алюминия. (В 1889г. алюминий был в 9 (!) раз дороже золота). Кому торжественно вручили набор?

А) А.М.Бутлерову

Б) А.А.Воскресенскому

В) Д.И.Менделееву

3. Первый президент созданного в 1868г. Русского химического общества.

А) Н.Н.Зинин

Б) Д.И.Менделеев

В) А.М.Бутлеров

Металлы (Приложение 4)

Металлы подают крепление и красоту важнейшим вещам, в обществе потребным: М.В.Ломоносов

 Вопросы 1-й команде:

1. Какой из металлов режется ножом, плавает в воде, вспыхивает на ней с взрывом и горит?

А) литий

Б) натрий

В) калий

2. Известный "автомобильный король" Форд сказал "Если бы не было:, не было бы автомобиля". О каком металле идет речь?

А) железо

Б) цинк

В) ванадий

3.Какой самый твердый металл?

А) титан

Б) хром

В) вольфрам

Вопросы 2-й команде:

1. От названия какого металла произошло название одного из государств Южной Америки. Назовите металл и страну.

А) золото

Б) медь

В) серебро

2. Какой металл человек стал обрабатывать первым?

А) золото

Б) медь

В) железо

3.Какой металл называют "металлом хирургов"?

А) тантал

Б) серебро

В) ванадий

Вопросы 3-й команде:

1. Какой металл пришел на смену меди?

А) золото

Б) алюминий

В) железо

2.Какой самый тугоплавкий металл?

А) железо

Б) вольфрам

В) ванадий

3. Замечательной особенностью этого металла является его вес. Он - самый тяжелый металл на Земле.

А) железо

Б) осмий

В) свинец

6. Неметаллы (Приложение 5)

Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие:Куда ни посмотрим, куда не оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи ее прилежания. В.В.Ломоносов

Вопросы 1-й команде:

1. Название какого неметалла связано с именем богини Луны в греческой мифологии?

А) астат

Б) фтор

В) селен

2. Какой неметалл алхимики называли "желчью бога Вулкана"

А) мышьяк

Б) сера

В) иод

3. Название какого неметалла означает - разрушающий, смертоносный?

А) астат

Б) фтор

В) хлор

Вопросы 2-й команде:

1. У какого неметалла название полностью совпадает с фамилией знаменитого ученого?

А) А. Берклий

Б) Н.Бор

В) В.Эрбий

2.Какой неметалл получил свое название в связи с неприятным запахом его паров?

А) хлор

Б) иод

В) бром

3. Какой самый распространенный элемент-неметалл на Земле?

А) азот

Б) углерод

В) кислород

Вопросы 3-й команде:

1. Какой неметалл академик А.Е.Ферсман называл "Элементом жизни и мысли"?

А) азот

Б) углерод

В) фосфор

2. Какой неметалл регулирует процессы возбуждения и торможения нервной системы?

А) хлор

Б) фтор

В) бром

3 Какой неметалл придает твердость и белизну зубной эмали?

А) хлор

Б) фтор

В) бром

7. Занимательный

Мышление начинается с проблемной ситуации С.Л.Рубинштейн

Этот занимательный конкурс можно было бы еще назвать "Веселые перевертыши"

Основная задача этого конкурса - выявить эрудицию и смекалку участников игры. Итак, правильно прочитайте предложения:

1. Гладь металл, пока холодно.

Куй железо, пока горячо.

2. Не та грязь, что тусклая.

Не все то золото, что блестит.

3. Звери живут за неметалл.

Люди гибнут за металл..

4. Пролежал холод, сушь и оловянные трубы.

Прошел огонь, воду и медные трубы.

8. Жизнь моя в опасности без правил безопасности.

Воспитание - это наука, обучающая наших детей обходиться без нас. Э. Легуве

Как известно, что успех в выполнении лабораторной или практической работ зависит от соблюдения правил техники безопасности в кабинете химии. И в лаборатории, и в повседневной жизни возможны случаи поражения организма едкими веществами. Каждый из нас должны знать правила ТБ в химическом кабинете и оказания первой медицинской помощи пострадавшему. За правильный ответ команда получает 1 балл.

А.Теоретический этап.

Вопросы 1-й команде:

Что вы предпримете, если в глаз попал известковый раствор?

(Вначале глаз промыть струей чистой воды, затем нейтрализовать известковый раствор 1-3%-ным раствором борной кислоты)

2. Что нужно сделать в случае ожога щелочами?

(Промыть водой и нейтрализовать 1 - 2%-м раствором уксусной кислоты)

Вопросы 2-й команде:

Что вы предпримете, если на кожу попала кислота из автомобильной батареи?

(Пораженное место вытереть сухой тряпкой, промыть проточной водой и нейтрализовать 1 - 3%-ным раствором соды)

Что вы предпримете, если в рот или в желудочно-кишечный тракт попала кислота?

(Находясь в химической лаборатории, нейтрализовать кислоту суспензией оксида магния, в других условиях можно воспользоваться раствором пищевой соды - NaHCO3, гидрокарбонат натрия)

Вопросы 3-й команде:

1. Какие средства индивидуальной защиты следует применять при работе с кислотами и щелочами?

(Халат, очки, перчатки)

Что вы предпримете, если в глаз попал концентрированный уксус?

(глаз промыть струей холодной воды)

Б.Практический этап

Вниманию команд предлагается по 1-му видеофрагменту. Ваша задача - дать оценку соблюдения правил ТБ и качеству проведения опыта.

9. Конкурс юных лаборантов "Занимательные опыты".

Я слышу и - и я забываю, я вижу - и я запоминаю, я делаю - и я понимаю. Конфуций

10. Конкурс капитанов.

Задание 1. Химический элемент.

Ведущий зачитывает характеристику химического элемента. Капитаны должны угадать, о каком элементе идет речь. Ответ после первой подсказки оценивается в 6 баллов, после второй - в 5 баллов и т.д.

Этот элемент - аналог азота, электронные конфигурации их атомов сходны.

Залежи минерала, в состав которого входит этот элемент, находится на Кольском полуострове.

Он образует несколько аллотропных модификаций.

Одну из аллотропных модификаций применяют для изготовления спичек.

Он образует кислоты.

Этот элемент проявляет наивысшую валентность.

Задание 2.

Задача этого задания: выявить общую эрудицию капитанов, возможность проявления творческого начала, переставив буквы в каждом слове, надо получить название химического элемента.

Вопросы 1-му капитану:

1. СЛИКОДОР - без этого элемента не проживете и десяти минут. (кислород

2. МНИКРЕЙ - этот элемент ищите среди камней. (кремний)

Вопросы 2-му капитану:

ОРРЕБЕС - блестит, а не золото. (серебро)

ЦИНВЕС - у этого элемента действительно большой удельный вес. (свинец)

Вопросы 3-му капитану:

ЛЕОДРУГ - без этого элемента в печке не будет огня. (углерод)

2. ДОВОРДО - этот элемент входит в состав воздуха. (водород)

Подведение итогов

Знаем мы, что встреча ваша - лишь игра,
И расставаться нам пришла пора.
Будете с улыбкой вспоминать
Как пытались баллы добывать.
Но не важен в баллах результат,
Дружба побеждает - это факт.
А находчивость по жизни вас ведет,
Знатокам всегда, везде везет!

Вручение призов.