Цели и задачи:
- выявить отличительные признаки сложноподчиненных предложений с придаточными образа действия и степени;
- формировать навыки исследовательской деятельности учащихся;
- воспитывать интерес к учению.
Тип урока: урок-исследование.
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Сегодня мы продолжим изучение типов сложноподчиненных предложений и познакомимся с новым видом придаточных. Но вначале повторим то, что нам уже известно.
2. Актуализация опорных знаний.
1) Работа со схемой, спроецированной на экран: [ ( ) ]
- Определить, какую информацию дает нам эта схема?
- Есть ли ошибка в этой схеме? Исправить ее.
- Достаточно ли этой информации для характеристики сложноподчиненного предложения?
- Дополните эту схему так, чтобы получилась схема сложноподчиненного предложения с придаточным определительным (1 вариант), с придаточным изъяснительным (2 вариант).
- Записать предложения по составленным схемам.
- Какие второстепенные члены предложения являются синонимами придаточных определительных? изъяснительных?
2) Графический диктант с последующей самопроверкой.
Задание: построить схемы данных сложноподчиненных предложений. (Предложения проецируются на экран). Определить виды придаточных предложений.
а) До самой смерти, пока бьется сердце, ни минуты не стоять на месте.
б) Хороша земля, если рук не жалеть.
в) Жизнь будет еще удивительней, потому что человеческий гений не знает границ.
г) Чтобы быть счастливым, надо верить в возможность счастья.
Самопроверка (проецируется на экран)
а) [, (союз пока),] – придаточное времени.
б) [ ], (союз если) – придаточное условия.
в) [ ], (союз потому что) – придаточное причины.
г) (союз чтобы), [ ] – придаточное цели.
- Определить, в чем сходство и различие придаточных предложений в данных сложноподчиненных предложениях?
- Какой второстепенный член предложения является их синонимом?
3. Работа по теме урока.
1) Вступительная беседа.
Тема сегодняшнего урока (проецируется на экран) «Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени». Это тоже обстоятельственные придаточные.
- Как бы вы сформулировали цель нашей дальнейшей работы на уроке? (Научиться отличать придаточные образа действия и степени от других обстоятельственных придаточных).
- Что для этого нужно? (Знать отличительные признаки этих придаточных предложений).
- Каким образом можно это узнать? (Обратиться к учебнику или справочной литературе).
Учитель: Мы попробуем сами определить отличительные признаки новых придаточных, не обращаясь к учебнику. Для этого проведем небольшое исследование.
2) Организация исследовательской деятельности.
Предметом нашего исследования будут предложения, которые вы видите на экране:
а) В лесу надо действовать так, чтобы растерянность никогда не приходила к тебе.
б) Надо жить и поступать так, как будто на тебя смотрит следующее поколение.
в) На улице стало так светло, словно ее осветили тысячами прожекторов.
г) Воздух так прозрачен и густ, что пейзаж теряет перспективу и кажется как бы плоским.
Какие методы исследования вы будете использовать? (наблюдение, анализ, обобщение)
Определите последовательность ваших действий, необходимых для достижения цели – выявить отличительные признаки придаточных образа действия и степени. Путем обсуждения определяются следующие задачи:
- Найти главное и придаточное предложение.
- Определить, к чему относится придаточное: ко всему главному предложению или к какому-то слову.
- Определить средство связи. Есть ли указательные слова в главном предложении?
- Задать вопрос от главного предложения к придаточному.
4) Отчет о результатах исследования.
а) Выступление ученика с мини-исследованием на тему «Роль союза И в названии «Придаточные образа действия и степени » (Индивидуальное домашнее задание)
(В результате исследования нужно было сделать вывод: придаточные образа действия и степени – это один вид придаточного или два отдельных вида?)
б) Выступления учащихся по результатам анализа языкового материала.
в)Выступление ученика с мини-исследованием «Роль сложноподчиненных предложений с придаточными образа действия и степени в речи». (Индивидуальное домашнее задание).
4. Итог урока.
Обобщить результаты исследования, записать выводы в виде тезисов. В результате обсуждения были сделаны следующие выводы:
- несмотря на то что авторы учебника считают придаточные образа действия и степени одним видом придаточных предложений, их следует разграничивать, так как придаточные образа действия относятся в главном предложении к глаголу и отвечают на вопрос как? каким образом?, придаточные степени относятся к прилагательному или наречию и отвечают на вопрос как? в какой степени?;
- придаточные образа действия и придаточные степени чаще встречаются в художественном стиле, служат для создания зримых картин и ярких образов.