Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей. Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становиться интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребенка остается все меньше времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр негативно сказывается как на состояние здоровье, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников. Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения их здоровья, снижения жизненного тонуса. Таким образом, назрело проблема поиска путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению как к жизненной потребности. Работая с детьми, определила, что наиболее эффективной формой физического развития и воспитания ребенка дошкольника является использование на физкультурных занятиях игр и игровых упражнений с мячом, элементов спортивных игр.
Выбор основного направления работы не случаен, а связан со спецификой работы образовательного учреждения, так как детский сад является ДОУ комбинированного вида, где воспитываются и обучаются дети седьмого вида, с нарушением зрения, речи. Как правило, такие дети характеризуются низкой познавательной активностью, нарушением зрительного восприятия, общим недоразвитием речи различной степени выраженности, недоразвитием тонких движений пальцев рук.
Игры с мячом - это своеобразная комплексная гимнастика.
Любые действия с мячом оказывают положительное влияние на способность к точным движениям. Бросание, катание, метания мячей способствуют развитию глазомера, согласованности движений,
ритмичности, координации выразительности движений, пространственную ориентировку.
Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, и развивая моторику мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов, улучшается внимание и память, формируются пространственные представления.
Подвижные игры с элементами спорта, как вид деятельности, как правило, предполагает изменения условий тех или иных действий, поэтому большинство этих игр связано с проявлением двигательных способностей: скоростно-силовых, требующих выносливости, силы, гибкости, совершенствуются “чувство мышечных усилий”, чувство пространство, чувство времени, функции различных анализаторов. Кроме того, подвижные игры с элементами спорта позволяют ребенку овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчества, развивают физические качества ребенка: быстроту, прыгучесть, силу.
Упражнения с мячами различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для детей, так как развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев рук. Развитие кисти рук преналежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. При ловле бросании мяча ребенок действует обеими руками, что способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.
В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных, нравственно – волевых черт детей и коммуникативных навыков, и такие игры приучают детей преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку, четность, находчивость, смелость, желание оказать помощь товарищу.
Обучая детей элементам спортивных игр и развивая их двигательные способности, систематизировала методические материалы, включающие перечень основных приемов поэтапного владения мячом.
Внедрила в практику разнообразные подвижные игры с мячами разных размеров и элементами спортивных игр, таких как футбол, пионербол, баскетбол.
Анализ диагностических результатов, проводимых два раза в год, позволило отметить качественный рост показателей.
Повышать двигательную активность детей с помощью игр и игровых упражнений с мячом, обеспечить такой уровень подготовки детей, при котором ребенок чувствует себя комфортно, обладает высоким уровнем работоспособности – вот главная задача, которая стоит передо мной.
Литература
- Л.И. Волошина «Играйте на здоровья»
- Т.Б. Курилова, Л.И., Волошина «Игры с элементами спорта»
- Э.Й. Дашкявичене «Баскетбол для дошкольников».