Цели:
- Познавательная – рассмотреть понятия разложения многочлена на множители и вынесения общего множителя за скобки, научить применять эти понятия при выполнении упражнений.
- Развивающая – развитие мышления, речи, памяти, умение выделить главное, оценивать значения.
- Воспитывающая– воспитание общей культуры, активности, самостоятельности, умение общаться.
Тип урока: закрепление и совершенствование знаний.
Формы работы:
- устная работа;
- работа на доске и в тетрадях;
- фронтальная.
Методы работы:
- словесный;
- наглядный;
- практический.
Технологии:
- игровые;
- рефлексивные;
- здоровьесберегающие;
- информационные.
План урока:
- Организационный момент;
- Постановка цели урока;
- Вводная беседа учителя;
- Закрепление новой темы;
- Работа с учебником;
- Самостоятельная работа;
- Физкультминутка;
- Фронтальная работа;
- Подведение итогов урока.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Постановка цели урока.
Сегодня на уроке мы рассмотрим понятия разложение многочлена на множители и вынесение общего множителя за скобки, научимся применять эти понятия при выполнении упражнений. А также будем учиться умению общаться друг с другом, развивать мышление, речь, память.
III. Вводная беседа учителя.
1) Рассмотрите картинки и назовите то, что вы видите на ней одним словом.
1. Школа | Ш |
2. Телефон | Т |
3. Игра | И |
4. Фотоаппарат | Ф |
5. Ель | Е |
6. Лось | Л |
7. Степень, множитель, циркуль, конь | Ь |
Из первых букв названных слов получилась фамилия немецкого математика.
Историческая справка: Михель Штифель (1487-1567), немецкий математик и странствующий проповедник; автор книги “Полная арифметика»,
он ввёл термин «показатель степени», а также рассматривал свойства многочленов и внес существенный вклад в развитие алгебры.
Учитель: Когда человек узнает какую – то новую информацию, он воспринимает ее с помощью трех биологических анализаторов: зрительного, слухового и путем соприкосновения. Как это происходит?
Одним людям, чтобы лучше запомнить новую информацию нужно только увидеть. Другим недостаточно увидеть, им надо еще и услышать информацию. Ну а третьим надо увидеть, услышать и еще пощупать, чтобы они убедились в новой информации.
Я слышу и забываю.
Я вижу и запоминаю.
Я делаю и понимаю.
Конфуций.
IV. Закрепление новой темы.
Учитель:Давайте приступим к закреплению новой темы, которая называется: “Вынесение общего множителя за скобки ”.
Я ставлю перед вами задачу: рассмотреть понятие разложения многочлена на множители и правило вынесения общего множителя за скобки.
1) Для начала я предлагаю вам пример на умножение одночлена на многочлен:
2 х ( х2+4 х у – 3)= 2х3+ 8х2 у – 6х
2) Написать правило умножения одночлена на многочлен в виде схемы.
На доске появляется запись:
Учитель:Скажите, пожалуйста, какое свойство напоминает нам эта схема? Учитывая, что между выражениями стоит знак равенства, я могу написать это свойство в виде:
Какой анализатор здесь воспринимает информацию? (зрительный)
Оказывается, что разложение на множители выражения – это операция, обратная почленному умножению одночлена на многочлен. Рассмотрим тот же самый пример, который решал учащийся, но в обратном порядке. Разложить на множители – значит вынести за скобки общий множитель.
2 х3 + 8 х2 у – 6 х = 2 х ( х2 + 4 ху – 3).
Учитель: Я приведу пример вынесения множителя за скобки в русском языке. В выражении “Взять книгу, взять ручку, взять тетрадь” функцию общего множителя выполняет глагол “взять”, а книга, тетрадь и ручка – это дополнения.
Это же выражение можно сказать по другому “взять книгу, тетрадь и ручку”. Это то же, что 3а + 3в + 3с = 3 (а + в + с).
А в этом примере, какой биологический анализатор работает? (слуховой)
Итак, давайте подведем черту. Что значит вынести общий множитель за скобки? Отвечают учащиеся.
V. Работа с учебником.
Учитель: К какой главе, к какому параграфу, к какому пункту относится наша тема? Как найти ответ на этот вопрос?
Выполнить № 658 (з; и), № 664 (а; б).
Учитель: Вынесение общего множителя за скобки позволяет некоторые расчеты сделать более простыми, рациональными.
Найдите значение выражения:
2,28*3,57 + 6,43*2,28 = 2,28(3,57 + 6,43)=22,8
VI. Самостоятельная работа.
Вынести за скобки общий множитель.
1. 10 а – 10 в 2. 3 ху – х2 у2 . 3. 5 у2 + 15 у 3 4. авс + а2 в2 с2. 5. 3 а + 9 а в. |
1. 8 а + 8 в. 2. 4 х у + х3 у3. 3. 3 в у – 6 в. 4. х2 у2 z2 + х у z. 5. а2 – а в. |
VII. Физкультминутка.
Учащимся зачитываются высказывания. Если высказывание верно, то учащиеся должны поднять руки вверх, а если неверно, то присесть за парту.
- Многочленом называется сумма одночленов (Да).
- 30 = 3 (Нет).
- Наибольшим общим множителем многочлена 20ав+16в2 является 4в (Да).
- Наибольшим общим множителем многочлена 8ху+2ху2 является ху (Нет).
- 23=6 (Нет).
- 1,25ав*0,8=ав (Да).
- 22*23=32 (Да).
VIII. Фронтальная работа (на внимательность, на усвоение новых правил).
На доске записаны выражения. Найти в этих равенствах ошибки, если они имеются и исправить.
1) 2 х3 – 3 х2 – х =х (2 х2 – 3 х).
2) 2 х + 6 = 2 ( х + 3 ).
3) 8 х + 12 у = 4 (2 х - 3у).
4) а6 – а2 = а2 (а2 – 1).
5) 4 -2а = – 2 (2 – а).
Учитель: Это был урок – поиск. Мы с вами искали точки соприкосновения друг с другом, учились общаться, а также раскрыли один из методов объяснения и закрепления темы.
Благодарю всех за урок. Урок окончен.
Дополнительное задание:
«Любимая цифра»
Возьмите, пожалуйста, ручки и запишите свою любимую цифру. Умножьте эту цифру на 9. Полученное число умножьте на 12345679 . Если вы все сделали правильно, то у вас получится букет из ваших любимых цифр. Этот букет я дарю вам от нашего класса. А теперь припишите справа к полученному числу 9 нулей. Пусть у вас будет столько богатства и соответствующее здоровье!