Новый подход к вопросам формирования здорового человека предполагает, что ребёнку уже в период начального обучения будут заложены основные навыки поведения для реализации позиции здорового образа жизни, позиции признания необходимости сохранения здоровья и навыков гигиенической культуры.
Вопросы здоровья требуют самого пристального внимания. С первых дней пребывания ребенка в школе мы проводим большую работу по изучению мнения родителей. Из анализа ответов на вопросы анкеты «Отношение к своему здоровью» выявилось, что больше половины родителей мало уделяют необходимое внимание своему здоровью. Родители, которые негативно относятся к своему состоянию здоровья, имеют низкую валеологическую культуру, не в состоянии оценить свой вклад в формирование у детей установки на здоровый образ жизни, и не могут быть созидателями их здоровья. Но, так как семья ответственна за состояние генетического, физического, психического и социального здоровья детей, то она создает материально-бытовые и гигиенические условия для нормального развития детей. Семейный микроклимат, культурно - образовательные возможности семьи, ее отношение к здоровью, здоровому образу жизни влияют на состояние и отношение детей к собственному здоровью и здоровью окружающих. Главное же, чтобы слова родителей, их пример, а также оценки детского поведения совпадали и тем самым закрепляли у ребенка понятия, «что такое хорошо» и «что такое плохо» как изначальное в выработке у него мотивов к здоровому образу жизни.
При всем том, что родители, несомненно, уделяют внимание данному вопросу и стараются прививать ребенку необходимые навыки, следят за сохранением его здоровья, осуществление формирования привычки к здоровому образу жизни требует тщательного внимания и со стороны педагогов, особенно в начальной школе.В этой связи в начальной школе большое внимание следует уделить созданию здоровьесберегающей среды, задачами которой являются:
- формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасности жизни, нравственно-психологического компонента здорового образа жизни, полового и физического воспитания
- обеспечение физического и психического саморазвития.
Рекомендовано с первых дней ребенка в школе включать занятия по валеологии. Эти занятия должны содержать познавательный материал в соответствии с возрастом ребенка. Игровые моменты и театрализованные этапы делают их желанными, понятными, интересными. Уроки валеологии требуют творческого подхода. Следует обратить внимание, что данный предмет включает в себя не только темы заботы о своем физическом здоровье, но и необходимость учить детей вопросам духовного здоровья. Ребенок должен научиться любить и себя, и людей, и жизнь.
Занятия с детьми могут быть различных видов: представление, игра, беседа, конкурсы, оздоровительные минутки, экскурсии и др. Вопросы гигиены, закаливания, питания, о вреде курения и других факторов, разрушающих здоровье, лучше всего включить в беседы. В одной беседе могут быть представлены не одно, а несколько направлений. На уроках валеологии не следует увлекаться нравоучениями. Эти уроки с первых минут должны нравиться детям. На данных уроках не стоит ставить оценки. Нужно учить детей давать любой ответ, включаться в обсуждения без страха, совместно искать истину.
В итоге учащиеся считают, что они сами являются строителями своего здоровья, поэтому должны заниматься спортом, много дышать свежим воздухом, хорошо питаться, но не переедать, чистить зубы, не бояться делать прививки, не иметь вредных привычек, и тогда здоровый образ жизни станет и отдыхом, и трудом.
Стержнем всей данной работы является индивидуальный план оздоровления, разработанный для каждого ребенка в начале учебного года совместно с родителями на основе диагностики состояния его здоровья и психомоторного развития, которая включает:
- анализ заболеваемости за предыдущий период времени;
- осмотр ребенка «узкими» специалистами и общее обследование (заключение педиатра).
- анализ навыков детей по основным видам движений;
- анализ физического развития ребенка;
- анкетирование родителей по вопросам воспитания здорового ребенка.
Здоровье воспитанников – один из основных показателей работы ОУ. Состояние здоровья воспитанников оценили по результатам изучения внутришкольной и медицинской документации по различным направлениям.
Следовательно, основной путь укрепления здоровья детей и подростков – создание благоприятных социально - педагогических условий.
Итак, главная задача педагогической валеологии – создать в образовательном учреждении условия, гарантирующие формирование, сохранение и укрепление здоровья воспитанников и учащихся. Очевидно, что ОУ сможет успешно решить поставленную валеологией задачу при условии, если оно станет «школой здорового стиля жизни» учащихся, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет соответствовать возрастно-половым физиологическим нормативам и осуществляться в допустимых санитарно-гигиенических условиях.