В последние годы стало явно заметно, что дети, приходящие в первый класс, слабо владеют мыслительными операциями (сказывается отсутствие практики дворовых игр)
Три года назад я, опираясь на упражнения Семенович по развитию межполушарных связей головного мозга, начала проводить ежедневные 5-7 минутные гимнастические паузы с первоклассниками. Дети очень любят эти занятия, т.к. проходят они в игровой форме (мы путешествуем в различные страны и города)
Результаты порадовали. Мыслительные процессы окрепли и ускорились.
Комплекс упражнений проводится ежедневно в первом полугодии,
- 3 раза в неделю в 3 четверти и
- 2 раза в неделю в 4 и 5 четвертях.
Всем родителям были выданы на дом распечатанные комплексы. 1, 9, 10 и 11 упражнения рекомендовано выполнять дома. С родителями проведён тренинг, чтобы избежать неверного выполнения упражнений.
ЕЖЕДНЕВНО
1. Упражнение "КАПЕЛЬКИ"
Утром в ванной на зеркало пускаем капельки.
Руки намочить, кулаки сжать и резко выбросить пальчики вперёд, растопырив их насколько возможно.
Весёлые капельки
С пальчиков скачут,
Они нам с тобою
Готовят удачу!
2. Перекрёстный шаг.
Ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны
Ладонь хлопает по противоположенной коленке. 16 раз.
Калинка, калинка, калинка моя,
В саду ягода малинка, малинка моя!
Эх, калинка, калинка, калинка моя,
В саду ягода малинка, малинка моя!
3. Упражнение "Поезд"
Руки сжаты в кулачки. Лежат на коленях. Под слова песенки начинаем движения: кулак, ребро, ладонь и т.д. до конца куплета.
Поём песенку:
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Весёлые соседи,
счастливые друзья и т.д.
Движения руками выполняем до конца первого куплета.
4. Упражнение "Лезгинка"
РАЗ - Сжатый кулак левой руки пальчиками вверх, большой палец отведён в сторону, к ребру кулака приставлена ладонь правой руки тыльной стороной вниз, все пальцы вместе.
ДВА - меняем положение рук с точностью до наоборот. Под припев песенки:
Тра-та-та, тра-та-та,
мы везём с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку - забияку,
Обезьяну, попугая,
Вот компания какая
Вот компания какая!
5. Упражнение "Качели"
На столе - ладонь одной руки плашмя, другая рука - в кулаке, меняем положение рук.
Со словами:
Кач, кач, кач, кач,
Кушай бабушкин калач.
Кач, кач, кач, кач,
Вот сидит на ветке грач.Кач, кач, кач, кач,
Он болеет. Нужен врач!
Кач, кач, кач, кач,
У врача пусть будет мяч!
6. Упражнение "Колечки"
Замыкаем в кольцо с большим пальцем каждый пальчик по очереди. С мизинцем и указательным повторяем колечко дважды.
Поём:
Колечко, на память колечко!
Теперь не свободно сердечко!
Скажи ты мне речка,
Cкажи мне рябина
За что я его полюби - и - ла!
7. Упражнение "УхоНос".
Правая рука - за мочку левого уха, левая - за кончик носа, хлопок, левая рука - за мочку правого уха, правая - за кончик носа, хлопок и т. д.
Жил на свете УХОНОС,
Задавал он всем вопрос:
"Кто ни разу не собьётся,
За нос правильно возьмётся?"
Это я, это я, это вся моя семья!
8. Упражнение "Ёлочка".
Под песенку "В лесу родилась ёлочка" Выполняем движение сначала вправо, затем влево - носки вместе, пятки врозь, пятки вместе - носки врозь.
9. Зеркальное рисование.
Одна буква алфавита в день на листе, поделённом пополам, одновременно двумя руками. Следить, чтобы руки двигались в разноимённом направлении!
10. Упражнение "Брёвнышко".
Лечь на пол на спину, ноги вытянуты, но не скрещены, руки прижаты к груди.
Брёвнышко в лесу срубили, (ребёнок покачивается из стороны в сторону)
брёвнышко в лесу забыли, (продолжает раскачиваться, но уже сильнее)
ну-ка, брёвнышко, давай,
в дом скорей само шагай. (слегка подтолкнуть, чтобы ребёнок покатился вперёд. Катиться нужно, по возможности, прямо!)
В доме брёвнышко лежало, (ребёнок покачивается из стороны в сторону)
брёвнышко лежать устало. (продолжает раскачиваться, но уже сильнее)
Ну-ка, брёвнышко, катись,
в лес скорее воротись! (слегка подтолкнуть, чтобы ребёнок покатился в обратном направлении. Катиться нужно, по возможности, прямо!)
11. Упражнение на гимнастическом мяче:
Движение вперёд - лицом вперёд, назад - спиной вперёд. Под речёвку:
Скачем, скачем мы вперёд,
На лошадке в огород!
А теперь наоборот
Скачем задом наперёд!
Скакать в любых количествах и направлениях.
КОММЕНТАРИИ:
- Необходимо овладевать упражнениями постепенно
- Не отработав до автоматизма первые 2-3 упражнения к следующим приступать не рекомендуется.
- Новое упражнение вводить сначала без речевого сопровождения со стороны детей.
Речёвки дети запоминают легко и с удовольствием, поэтому особое внимание следует уделять чёткости и скоординированности движений.