Физическая подготовка студентов через систему упражнений с отягощениями

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Здоровье молодого поколения является важной составляющей учебного и трудового процесса. Эффективная подготовка специалистов среднего профессионального образования требует создания условий для интенсивного и напряженного творческого труда без перегрузки и переутомления в сочетании с активным отдыхом и физическим совершенствованием. Этому требованию должно отвечать использование средств физической культуры и спорта, способствующее поддержанию достаточно высокой и устойчивой учебно-трудовой активности и работоспособности студентов. На сегодняшний день задача учебной дисциплины «Физическая культура» профессионального образования не только закрепить сформированные за школьные годы физические качества студентов и создать условия для дальнейшего их развития, но и способствовать сохранению здоровья. Существует множество средств для улучшения составляющих здоровья студентов, одним из которых является система упражнений с отягощениями, при помощи которой можно добиться положительных сдвигов в развитии силовых качеств и улучшить физическое здоровье учащихся.

В настоящее время заболевания, связанные с позвоночником, имеют большую распространенность, и сколько бы об этом не писалось и не говорилось, а проблема остается насущной. Каждый раз повторяется, что позвоночник страдает от слабости мышц спины. Даже юноши, занимающиеся различными видами спорта, имеют проблемы со спиной. Напрашивается вопрос, как изменить ситуацию? Одними упражнениями по укреплению мышц спины не сделать того, что могут сделать упражнения с отягощениями.

Программа по физической культуре в среднем профессиональном образовании предусматривает вариативный процесс обучения. Раздел «Гимнастика» примерной программы предмета «Физическая культура» предлагает либо акробатику либо атлетическую гимнастику.. Атлетическая гимнастика – это система физических упражнений с отягощением (гантели, штанга, тренажерные аппараты, гири) оздоровительно-спортивного характера для развития силы и увеличения объема мышц. Методика атлетической гимнастики предусматривает планомерную проработку всех мышечных групп тела. Упражнения с отягощениями, в частности, с гирями, являются основным фактором в профессионально-прикладной физической культуре, формирующие основные двигательные навыки для будущей профессии и развивающие физические качества (силу, силовую выносливость, координацию движений). В настоящее время гиревой спорт становится популярным, и наиболее доступным видом спорта по развитию силовых качеств. Гиревой спорт вводится в программу во многих средних профессиональных и в высших учебных заведениях (открываются факультативы, проводятся занятия по обучению упражнений с гирями). В Пермском крае проводятся соревнования различного уровня по гиревому спорту. ГОУ СПО «Кунгурский колледж промышленных технологий, управления и дизайна» не исключение. В программу по физической культуре в раздел «Гимнастика» в качестве общей и профессионально-прикладной физической подготовки была введена силовая подготовка студентов, по-другому – атлетическая гимнастика, которая включает в себя систему упражнений с гирями. Давно известно, что занятия с отягощениями (гирями) являются эффективным средством гармоничного развития мышечной системы, с их помощью можно исправить как врожденные, так и приобретенные дефекты телосложения (узкие плечи, сутулость, непропорциональность развития отдельных мышечных групп и т.д.). Хилость и неразвитость мышц обычно способствует неправильной осанке, искривлению позвоночника, заболеваниям вызванных искривлением позвоночника, быстрому физическому утомлению. Стало быть, изменив состояние мышц в сторону силы, мышечной активности, мы преграждаем путь дальнейшему регрессу, поворачиваемся лицом к здоровью и силе, учимся на практике и в профессиональной деятельности применять то, что дают нам занятия с гирями. Правильный подход к использованию гирь на уроках физкультуры дает хороший результат в формировании осанки, укрепления мышц спины и развития силы.

Почему мы говорим правильный подход? С одной стороны, можно сразу распределить гири по весо - ростовым и силовым показателям студентов и это даст результат, но какой? С другой, посмотреть на состояние здоровья, на развитость мышц спины, и увидим у многих студентов слабый «мышечный корсет», что приводит к сутулости и некрасивой осанке.

Первоначально уроки физкультуры с применением гирь предполагалось проводить только для развития силовых и других физических качеств. Но, когда нами были визуально осмотрены студенты первых и вторых курсов, обнаружилось, что около 35% из них имеют искривления позвоночника, сутулость, слабые мышцы рук и спины. Что соответствует анализу состояния здоровья студентов первых курсов по медицинским показателям.

  • 35% студентов абсолютно здоровые;
  • 37% с заболеваниями опорно-двигательного аппарата;
  • 20% с заболеваниями сердечно-сосудистой системы;
  • 14% с заболеваниями ЖКТ;
  • 12% с заболеваниями ЦНС;
  • 7% с заболеваниями эндокринной системы;
  • 2% с заболеваниями мочеполовой системы.

Этот анализ показывает, что визуальный осмотр студентов перед занятиями с тяжестями сам по себе важен и объективен. Данные осмотра подтолкнул сменить направленность занятий с гирями на формирование правильной осанки, укрепление мышц живота и спины, а также на профилактику сколиоза. Исправляя эти дефекты, мы способствуем оздоровлению многих систем организма.

Атлетический тренинг с гирями на длительное время стабилизирует или понижает кровяное давление, снижает вероятность болей в пояснице и других проблем со спиной, изменяет осанку. Однако, если поднимать чрезмерно большого веса гири, возрастает опасность различного травматизма. Поэтому в основу занятий с гирями вводится индивидуальный подход с постепенным увеличением нагрузки. Контроль веса гири и силовых возможностей студентов на уроке позволяет им осваивать основные упражнения и технические приемы с гирями. Добиться успеха в формировании «мышечного корсета», осанки просто волевым усилием невозможно, необходимо работать с отягощениями, применяя повторные серии с паузами отдыха. Число повторений в каждой серии, количество самих серий и продолжительность отдыха между ними зависят от веса используемых отягощений, задач проводимого занятия, а также возраста и уровня подготовленности занимающихся. Студенты осваивают, как правильно держать спину, приобретают привычку правильно поднимать тяжести, получают умения в наращивании мышечной массы при работе с гирями, получают знания о множестве упражнений, которые формируют красивую осанку.

Упражнения на формирование осанки с гирями выполняются после общей и специальной разминки, а завершаются упражнениями на растягивание позвоночника, расслабление утомленных мышц и суставных связок, что, по законам физиологии обеспечивает более высокую результативность проводимых занятий. После серии занятий с гирями был достигнут реальный результат в изменении осанки: юноши уже не сутулятся при ходьбе и в положении стоя, достаточно подтянут живот, походка более свободная и легкая; сформировался навык поднятия тяжестей (при подъеме тяжелого веса студенты не наклоняются, а приседают и держат спину прямо); мышцы спины заметно окрепли (это видно когда студенты поднимают гири с пола на грудь); студенты безболезненно переносят нагрузки с отягощениями, что положительно сказывается на самочувствии организма в целом.

Изложенный материал следует рассматривать не как готовый рецепт, а как идею, которую можно использовать для физического оздоровления молодежи, - это возможность скорректировать физическую подготовку студентов, направленную на повышение работоспособности, на формирование эстетической составляющей будущих специалистов, на создание условий для сохранения здоровья молодежи.