Цель: обобщить знания по теме "Осень"
Задачи:
Образовательная:
- Закрепить знания об осенних изменениях в живой и неживой природе на материале уроков природоведения и чтения;
- Обобщение наблюдений за природой осенью.
Воспитательная:
- Воспитание интерес к учёбе, к предмету;
- Воспитание нравственных качеств (любовь и бережное отношение к природе).
Коррекционно-развивающая:
- Развитие слухового восприятия на материале пройденных тем;
- Развитие речи, познавательной деятельности.
Тип урока: интегрированный урок обобщение знаний.
Оборудование: календарь погоды, компьютер, проектор, экран, презентация "Осень", книга для чтения 3 класс (для школ II вида) Л.В. Андреева, Т.М. Нисневич.
План урока:
- Орг. момент.
- Фонетическая зарядка.
- Минутка календаря.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Проверка домашнего задания.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
Орг. Момент
Фон. Зарядка
О-сень о-сени о-сенью
О-сен-н-ий о-сен-н-яя
Весь урок сопровождается презентацией (Приложение)
Минутка календаря
- Какая сегодня погода?
Слайд № 2
Работа по сводной таблице календаря погоды
- Сколько тёплых дней было в сентябре?
- Когда был самый тёплый день осени?
- Сколько холодных дней было в сентябре?
- Когда был самый холодный день осени?
- Был ли туман? Когда? (23, 24, 25 сентября)
- Был ли иней? Когда ? (2 октября)
- Прочитайте + 5?, -5?, +25?, -25?
- Какая температура воздуха бывает осенью?
- Какой воздух?
- Какое небо бывает осенью?
- Как о небе говорили ребята из рассказа В.Сухомлинского "Я хочу сказать своё слово"?
Обобщение
Слайд № 3
Приметы осени
- Какие приметы осени вы знаете?
- В каких стихах и рассказах вы читали о них?
Слайд № 4
В народе говорят.
Сентябрь - : (листопад).
Сентябрь холоден да:(сыт).
Сентябрь плачет .. (холодными ) слезами.
Октябрь - ..(грязник).
(Ноябрь) .. - сумерки года.
Ноябрь зиме :(дорожку) топчет.
В :(ноябре) зима с осенью борются.
В ноябре рассвет с сумерками среди дня (встречаются).
Осень непогодь несёт.
Слайд № 5
Природа осенью
- Сегодня мы с вами вспомним, что происходит с природой осенью.
Слайд № 6
Растения
Падают с ветки жёлтые монетки.
- Как называется это явление природы?
- Что остаётся на деревьях после листопада?
- Как называются семена берёзы, липы, клёна, дуба, сосны?
- О каком из семян говорится в рассказе Г. Снегирёва "Кто сажает лес"?
Слайд № 7
В лесу горит костёр рябины красной
- Какие ягоды на экране?
- Как о ягодах говорят писатели в рассказах "Осень в лесу", "Поздняя осень"?
Слайд № 8
Грибы.
1.
Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных издали заметных.
Собирай не мешкай, это :
2.
Я в красной шапочек расту среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту, зовусь я :
3.
Нет грибов дружней, чем эти - знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу.
4.
Под опавшие листочки дружно спрятались грибочки,
Очень хитрые сестрички эти жёлтые :
5.
Как бы ни был он опрятен и красив и свеж на вид.
Всё равно он не приятен, потому что ядовит.
- Какие грибы ещё знаете?
- Какие грибы собирал Дима из рассказа А.Гарфа "Гнёздышко"?
- Какие грибы нашёл Витя?
- Что принёс Витя домой?
- Что делали с гнёздышком?
Слайд № 9
Птицы
- Вспомним рассказ Соколова-Микитова "Осень в лесу".
- Что говорится о птицах?
- Какие птицы готовятся к отлёту?
- Кто уже улетел?
- В каком стихотворении Е. Благининой говорится об отлёте птиц?
- Какие птицы остаются? Как мы можем помочь им?
Слайд № 10
Звери.
Загадки
- Кто в лесу орехи прячет, сушит на зиму грибы?
- Не найти среди зверей никого её хитрей.
- Серовато, зубовато по лесу рыщет зайчат ищет.
- Он длинные уши на солнышке сушит, храбрец и красавец. Зовут его :.
- Летом бродит без дороги между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. - На тёплых листьях крепким сном он спит в норе под старым пнём.
- Какие авторы описывали в своих произведениях о том, как звери готовятся к зиме? "Ёж" И.Соколов-Микитов, "Осень" Н. Сладков.
Проверка домашнего задания
Слайд № 11
Домашние животные
Проверка домашнего задания; сначала дети загадывают друг другу загадки про домашних животных, затем учитель загадывает загадки:
Рыжий молокозавод день жуёт и ночь жуёт.
Ведь траву не так легко переделать в молоко!
Дважды - трижды в день завод
Молоко нам выдаёт из особого мешка,
Из мешка для молока. (корова)Даже по железной крыше ходит тихо - тише мыши
На охоту ночью выйдет, и как днём она всё видит
Часто спит, а после сна, умывается она. (кошка)Проживает во дворе в личном доме - конуре
И на всех кого не знает, то рычит она, то лает (собака)
- Кто готовит домашних животных к зиме?
- Где живут домашние животные зимой?
Слайд № 12
Труд людей осенью.
После того, как дети вспомнят, чем занимаются люди осенью, на экране появляется список занятий.
- Что сказано о труде людей в рассказе И. Соколова-Микитова "Поздней осенью"?
Подведение итогов урока
- Что делали на уроке?
Слайд № 13