ВВЕДЕНИЕ
Сегодня приходится констатировать факт непрерывного роста количества детей, имеющих различные отклонения в развитии.
В связи с этим, важной государственной задачей является создание для них специальных условий обучения, профессиональной подготовки и дальнейшего трудоустройства, направленных на компенсацию пробелов в общеличностном развитии и обеспечении необходимых предпосылок для профессиональной и социальной адаптации.
Компенсации "нормализации", в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут. Принципы "нормализации" закреплены рядом международных правовых актов:
- Декларацией прав ребенка;
- Декларацией о правах инвалидов;
- Декларацией о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии.
Государственная политика Российской Федерации основывается на гуманистическом характере образования, его общедоступности, адаптивности к уровням, особенностям развития и подготовки обучающихся. Профессиональное образование для лиц с легкой умственной отсталостью предусматривает многоаспектное формирование личности (физическое, духовное, нравственное, профессиональное). Для людей с нарушениями в интеллектуальном развитии основой социализации и интеграции в общество является трудовая деятельность.
Трудовая деятельность служит одним из методов коррекции, основой социального приспособления, способствует накоплению социального опыта для лиц с легкой умственной отсталостью.
Профессиональное обучение и трудоустройство таких подростков всегда было сложной задачей для государства. Расширение частного предпринимательства в экономике всё более отодвигает их в разряд безработных, пополняющих криминогенную среду.
В соответствии с Законом РФ "Об образовании" профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ.
Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающихся. Профподготовка может быть получена в образовательных учреждениях Минобразования России, имеющих лицензию и прошедших государственную аккредитацию.
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ.
В настоящее время подростки после окончания вспомогательных школ VIII вида могут получить профессиональную подготовку по доступным для них профессиям в учреждениях НПО в специально организованных группах коррекционного обучения. Содержание профподготовки для лиц с отклонениями в развитии зависит от:
- возраста обучающихся
- разработки специальной учебно-программной документации
- учебных планов
- количества обучающихся в группе
- индивидуализации в обучении
- условий жизнедеятельности в учебном заведении
- уровня профессиональной компетенции педагогов, мастеров производственного обучения, психологов, социальных педагогов.
Часть общества, состоящая из лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии , многочисленна и постоянно увеличивается, поэтому разработка методических основ профессиональной подготовки является актуальной.
ЛЁГКАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ.
Несмотря на видимую задержку развития, дети в дошкольном возрасте часто неотличимы от здоровых. Они в состоянии усваивать навыки общения и самообслуживания, к позднему подростковому возрасту при благоприятных условиях они усваивают программу 5-6 классов общеобразовательной школы, в дальнейшем могут справиться с посильной работой, не требующей навыков абстрактного мышления, жить самостоятельно, нуждаясь в помощи взрослых лишь в ситуациях серьёзного социального или экономического стресса.
Личные интересы оказываются на первом месте. Наиболее характерная черта - сниженная самооценка.
Однако наиболее благоприятный трудовой прогноз отмечается у этой категории лиц. Они проявляют хорошую работоспособность, внимание, уравновешенность.
В период обучения они нуждаются в руководстве и помощи. У них постепенно формируются навыки физического труда. При трудоустройстве для них оптимальной является групповая форма труда с участием здоровых работников. В целях облегчения трудовой адаптации им рекомендуется выполнение однообразных операций.
Специфической особенностью является нарушение активного внимания, быстрая утомляемость, истощаемость волевого усилия. Навыки вырабатываются быстро, но они неустойчивы. Оптимальным обучением является индивидуальная форма организации труда. Она предусматривает выполнение отдельных операций.
Лица с умеренной умственной отсталостью могут работать по профессиям: швея, обувщик, садовник, штукатур, маляр, слесарь, горничная, роспись сувениров и т.д. В период трудовой адаптации подросткам требуется постоянная помощь старших. Необходимы многократные разъяснения смысла работы, наглядные повторения операций. А адаптация их к труду возможна только в особо созданных условиях под наблюдением мастера производственного обучения.
Выбор сфер трудовой деятельности должен осуществляться согласно нормативных документов:
- Медицинские показания для лиц с умственной отсталостью
- Перечень профессий для лиц с умственной отсталостью (всего 137 профессий)
- Профессиональные характеристики с использованием "Основных положений стандарта НПО".
"Чем ниже уровень психического развития ребенка, тем выше должен быть уровень образования учителя".
П. Шуман
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ.
Учебно-познавательная деятельность возможна при применении специальных образовательных технологий, методов и приемов обучения и воспитания.
Организация профессионального обучения лиц с интеллектуальными нарушениями с опорой на принципы коррекции и компенсации, индивидуализации и дифференциации требует выполнения следующих условий:
- Учет индивидуально-психологических особенностей и интересов обучающихся
- Ориентация на формирование социально- нравственного поведения обучающихся
- Охрана здоровья, предупреждение перегрузок и эмоциональных срывов
- Создание психологического комфорта
РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ.
Реализация педагогических условий возможна:
- при изучении контингента, с последующим делением на подгруппы;
- при выработке программ дифференцированного подхода к обучающимся;
- при составлении тематических и поурочных планов в соответствии с особенностями дифференцированного подхода;
- при выборе методов, средств, приемов организации учебных занятий;
- при осуществлении непрерывного педагогического наблюдения;
- при проведении текущего и итогового контроля;
- при подведении итогов профессиональной подготовки.
В процессе обучения учащихся с отклонениями в развитии выделяются следующие методы обучения:
- Перцептивные (словесные, слуховые, зрительные восприятия; наглядные и практические).
- Логические (индуктивные и дидуктивные).
- Гностические (репродуктивные, частично-поисковые).
К методам воспитания относятся:
- информационные (беседы, экскурсии, личный пример, консультирование, СМИ, литература, искусство)
- практико-действенные методы (приучение, упражнения, игры, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность, музыко-терапия)
- побудительно-оценочные (поощрения, наказания, осуждение).
При планировании учебной деятельности в коррекционных группах, необходимо учитывать замедленный темп формирования знаний, утомляемость, познавательную пассивность. Оптимальным является обучение в замедленном темпе, с использованием наглядных словесных методов, с показом приемов упражнений.
Отбор методов определяется рядом факторов:
1. В связи с отклонениями в умственном развитии у обучающихся сужены возможности восприятия учебной информации. Предпочтение отдаётся наглядным и практическим методам, методам словесной передачи.
2. Нарушения речи у подростка. Особые требования к речи преподавателя и мастера производственного обучения, словесным методам, объяснениям.
3. Нарушение словесно- логического мышления.
Предпочтение: индуктивному методу, объяснительно-иллюстративному, наглядным, репродуктивным и поисковым.
Поскольку у лиц с нарушениями интеллекта страдает наглядно- образное мышление, то в процессе формирования у обучающихся образа изучаемого предмета следует подключать: зрение, слух и осязание.
Любой предмет теоретического и производственного циклов характеризуется большим содержанием и многообразием форм и методов обучения. Особую значимость имеет наглядность, т.е. применение дидактических материалов. Материал можно разделить на 3 вида: предметный, изобразительный, словесный.
Предметный дидактический материал повышает эмоциональный настрой, позволяет сочетать зрительное восприятие, осязательное и кинестетическое, обеспечивает взаимосвязь умственной работы с практической деятельностью.
Изобразительный дидактический материал (рисунки, схемы, чертежи, технологические карты) способствует развитию внимания, наблюдательности, умению сравнивать, анализировать, выстраивать логическую последовательность.
Словесный дидактический материал - это карточки-задания, упражнения, задачи, словесные поручения, обеспечивает и развивает самостоятельность, способствует развитию речи, позволяет рационально использовать индивидуальную работу.
Сложность овладения речью связана с тем, что необходимо не только понять значение слов, но и научиться воспринимать их на слух, четко произносить. К средствам словесной наглядности относятся: записи на доске, словари, технологические карты, речевые высказывания на схемах.
Учебники, справочники и учебные пособия должны иметь свою специфику. К учебным пособиям предъявляются особые требования, их издают для специальных коррекционных школ.
В ходе организации коррекционно-образовательного процесса используются аудиовизуальные средства (кинофильмы, диапозитивы, диафильмы), которые повышают коммуникативную активность обучающихся.
В настоящее время всё шире применяются компьютерные средства, которые развивают психические процессы, развивают интерес к изучаемому предмету.
Учебная деятельность должна быть богатой по содержанию, требовать от обучающихся интеллектуального напряжения. Важно создать ситуацию успеха, который вызывает желание учиться.
Низкий уровень развития памяти, внимания требует постоянной активизации и концентрации натуральных объектов, показ практических приемов. При объяснении учебного материала необходимо отказаться от большого количества записей в тетрадях и лекционного материала. Успешным средством запоминания и закрепления памяти является многократное повторение. Учащиеся не могут делать записи под диктовку, вести конспекты. Отмечается замедленный темп записей, что вызывает у подростков приступы агрессии.
Рекомендации по ведению конспектов.
Поля в тетради должны быть широкими и с обеих сторон.
Писать через строчку.
Перед объяснением темы учителю записать на доске тему, план.
На доске применять опорные конспекты.
При объяснении нового материала ориентироваться на слабого обучающегося.
При объяснении нового материала применять наглядные средства, а при закреплении знаний переходить к словесным методам, т.к. наглядные методы преобладают над словесными.
Давая учащимся задание, преподавателю следует разбить его на логические части, выделить ключевые вопросы.
Составление конспектов бывает затруднено из-за плохого овладения учащимися техникой чтения, слабого понятия смысла прочитанного, поэтому для ликвидации трудностей, педагогу рекомендуется зачитывать вслух текст, или отдельные части из текста.
Для учащихся коррекционных групп характерна быстрая утомляемость, поэтому следует провести физпаузу, а затем перейти к следующему виду деятельности (записи, чтение, слушание).
При подготовке и проведении занятий эффективно использовать игровые ситуации, игровые упражнения. Это даёт положительный результат.
В период, когда учащийся не может получить хорошую отметку, важно создать ситуацию успеха другими методами, например: система поощрения "жетонами" за хороший ответ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Оптимальная практическая деятельность является компенсаторным механизмом умственной недостаточности. Успешность учебно- познавательнй и практической деятельности детерминируется не только уровнем интеллекта, но и такими факторами, как степень мотивированности, наличием и знаком эмоциональных реакций, возможностью волевого контроля поведения, личностными компенсаторными проявлениями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М. Просвещение 1990
2. Гладких В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений (VIII вида). М. Просвещение 2003
3. Климов Е.А. Как выбрать профессию. М. Просвещение 1991
4. Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. М. "Издательство НЦ ЭНАС" 2003
5. Безюлева Г.В. Малышева В.А. Паншина И.А. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. М. ИРПО 2003
6. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М. Издательсткий центр "Академия" 2002
7. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с давних времён до середины ХХ века. М. Просвещение. 1995
8. Коррекционные образовательные учреждения: нормативные правовые документы (серия "Правовая библиотека образования") М. ТЦ Сфера 2004.