Тип урока урок обобщения и систематизации знаний
Образовательные задачи урока:
- обеспечить овладение умением работать с учебной литературой,
- последовательно, лаконично, аргументировано вести рассуждения.
Развивающие задачи урока:
- формировать умение систематизировать,
- устанавливать связи ранее изученного с новым,
- формулировать гипотезы на основе наблюдений, опытов, учебного материала.
Воспитательные задачи урока:
- Формировать мировоззрение, творческий подход к решению поставленных задач.
Методы
- организации: проблемно-поисковый, самостоятельная работа, словесный (беседа).
- стимулирования: показ значимости знаний, учебного материала, их применения.
- контроля: фронтальный устный опрос, лабораторно-практический.
Оборудование урока:
- иллюстрации,
- плакаты,
- таблица Д.И.Менделеева,
- справочники,
- лабораторное оборудование,
- химические реактивы,
- репродукции картин,
- музыкальное оформление.
Удивительная, парадоксальная, загадочная, неповторимая, непостижимая:Нет числа эпитетам, которые могли бы в полной мере охарактеризовать это уникальное вещество. Она была и остаётся музой, источником вдохновения не только поэтов, художников, композиторов, но и учёных-философов, естествоиспытателей, которые многие годы разгадывают тайны этого великого создания природы.
О каком веществе идёт речь?
Существует одно поучительное предание, которое напоминает нам о различии между ценностями истинными, вечными и мнимыми, преходящими. Царь Джатусена, правивший на острове Шри-Ланка в 5 веке нашей эры, в ответ на требования мятежников показать тайники, где спрятаны несметные царские сокровища, привёл своих неразумных врагов к созданному им искусственному озеру Калавена, имевшему 80 километров в окружности. Озеро спасало жителей острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: "Друзья мои, это и есть мое богатство."
Расскажите о гипотезах возникновения воды.
Изотерики утверждают: "Земля же была безвидна и пуста, и была тьма над бездною, и дух Божий носился над водой".
Многие учёные придерживаются мнения, что вода образуется в результате взаимодействия потоков протонов и водорода из космического пространства с кислородом воздуха. Конденсируясь на космической пыли, она выпадает на Землю.
По предположению академика В.И.Вернадского, земные породы ( например, гипс) содержат в связанном состоянии 1,3млрд.км? воды. В результате деятельности вулканов эта вода выбрасывается на поверхность Земли.
Закройте глаза и представьте воду. Какие ассоциации возникают? Каковы цвет, запах, вкус воды?
Проверим домашнее задание. Конкурс пословиц, поговорок, загадок о воде.
О воде мы часто говорим, а так ли хорошо мы знаем это вещество, все ли свойства изучены?
Опыт с водой и парафином (отвердевание).
Факт
Из 10 л воды образуется 11 л льда. При затвердевании 96 л жидкого железа его объём уменьшается на 1 л.
Известен ли аналогичный пример?
Что необходимо знать о воде?
Физические свойства
Химические свойства
Состав
Значение для живых организмов
Рациональное использование
Учащимся предлагается карта для отчёта.
1. Физические свойства воды
|
|
2. Строение молекулы воды | |
3.примеры веществ
|
|
4. Значение воды для живых организмов | |
5. Источники загрязнения воды |
Трудно найти в природе другое вещество, физические свойства которого были бы так необычны, своеобразны.
Определите цвет, запах, вкус воды.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. ( вода )
В каких агрегатных состояниях встречается вода?
(твёрдом, жидком, газообразном )
Задание группам: Объясните, как происходят превращения
лёд -> жидкость -> пар
пар -> жидкость -> лёд
Опыт - круговорот воды в природе.
Факты
Если всю воду распределить равномерным слоем по всему земному шару, то глубина "мирового океана" составит 4 км.
На Земле за 1 минуту испаряется 1 млрд. тонн воды. Поднимаясь в атмосферу, вода остывает и конденсируется, отдавая за минуту столько теплоты, сколько энергии производят 40 млн. электростанций.
Какова плотность воды, льда, водяного пара? (учащиеся определяют по таблицам)
Вспомните молекулярное строение веществ.
Задание группам: покажите строение жидкости, газа, твердого тела.
Как расположены молекулы в твёрдых телах, жидкостях, газах?
У веществ, в каком агрегатном состоянии, плотность должна быть больше?
Вода - исключение из правил.
Задание группам:
Почему плавают айсберги?
Что было бы с живыми организмами в водоёмах зимой, если бы ? льда > ? воды?
Оказывается, что наибольшей плотности вода достигает при +4оС, т.е. вода при этой температуре - самая "тяжелая", опускаясь на дно рек, озёр, она препятствует промерзанию до дна и позволяет обитателям дожить до весны.
Определите теплоёмкость воды.
У какого вещества самая большая теплоёмкость? Что это означает?
Опыт (горение платка, смоченного водой и ацетоном)
Задание группам: объясните, почему платок, смоченный разными жидкостями, в одном случае горит, а в другом - нет?
Какое значение имеет высокая теплоёмкость воды для нас, для нашей планеты?
Вода и здесь желает быть оригинальной. Обычно, при нагревании теплоёмкость веществ возрастает, но для воды нет никаких канонов: от 0о до 37о её теплоёмкость падает, достигая минимального значения около 37о, а от 37о до 100о начинает повышаться.
Хорошо это или плохо для человека? Напомню, что в человеке среднего роста около 5 ведер воды.
(хорошо, потому что в организме человека при температуре 36,6-37оС наиболее интенсивно идут важные биохимические реакции).
Какова температура кипения воды и температура плавления льда?
Оказывается, это также аномально высокие значения.
Найдите Мr вещества:
Демонстрация графика.
номер периода элементы 6 группы 2 О 3 S 4 Se 5 Te
Для нас неоспоримы известные с детства физические параметры воды: при давлении 1,033 МПа вода кипит при 100?С, замерзает при 0оС. Мы даже не задумываемся, что это аномалия. В ряду однотипных водородных соединений элементов главной подгруппы 6 группы H2S-H2Se-H2Te температуры плавления и кипения с увеличением относительной молекулярной массы возрастают. В соответствии с этой закономерностью вода должна замерзать около -100оС, кипеть - около -80оС.
Вода - Н2О, бинарное соединение, оксид водорода, бесцветная жидкость (слой более 5 м толщиной окрашен в голубой цвет), без вкуса и запаха, летучее вещество, термически устойчивое до 1000оС. Твёрдая вода - лёд легко возгоняется.
У воды один конец молекулы имеет небольшой положительный заряд, а другой - отрицательный. Такую молекулу называют диполем. Угол между атомами Н-О-Н - 105?. Между атомами кислорода одной молекулы и атомами водорода другой молекулы возникает взаимодействие, молекулы воды как бы "склеиваются". Эти взаимодействия, более слабые, чем ионные, называют водородными.
Каждая молекула воды образует 4 водородные связи.
Задание: сделать из пластилина, спичек, бумаги, клея молекулы воды.
В каких моделях вода находится в жидком, твёрдом, газообразном состоянии?
Большинство неорганических веществ в той или иной степени растворяются в воде: одни - хорошо, другие - очень незначительно.
Опыт : растворение веществ в воде.
Где используются водные растворы?
Вся практическая деятельность человека с самой глубокой древности связана с использованием воды и водных растворов. Разнообразными растворами пользовались при изготовлении строительных материалов, красок, стекла, керамики. Производство глиняных изделий, выработка цветной глазури, покрывавшей стены подземных гробниц фараонов, искусство бальзамирования, достигшее в Древнем Египте замечательного развития - всё это основано на растворах, сложных по составу и умело приготовляемых тогда, в глубине веков, первыми естествоиспытателями.
Значение воды для живых организмов очень велико, т.к. вода - это не только необходимый компонент клетки, но зачастую ещё и среда обитания ( таблица "Водная среда"). Без воды нет жизни. Взрослый человек на 64-68% состоит из воды, ребёнок - на 85%. Вода нужна каждой клетке организма. В клетках мозга содержится больше всего воды - 81%, в эмали зубов - 10%. Организм человека нуждается в постоянном восполнении запасов воды. Это можно сделать за счёт не только питья воды, но и приёма пищи.
Большинство веществ может проникнуть в клетку через мембрану только в растворённом виде. Люди способны прожить без пищи несколько недель, но без воды человек умрёт через несколько дней. Почки человека за сутки прогоняют до 100 кг жидкости. Вода в организме постоянно обновляется, в среднем за 70 лет жизни человек потребляет ? 80 т воды, в сутки необходимо примерно 2л. При потере 6% воды от массы тела наступает слабость, повышение температуры, головокружение, сердцебиение и учащение дыхания, а при потере 20-25% - наступает смерть.
Неоценима роль воды в сохранении здоровья человека. В средние века, например, люди совсем не уделяли внимания личной гигиене: не умывались, не мылись. Это было одной из причин распространения эпидемий чумы, оспы, холеры, брюшного тифа и других ужасных заболеваний.
Безгранично многообразие жизни. Она всюду на нашей планете, но жизнь есть только там, где есть вода.
Вода - это не только реки, озёра, океаны, ледники, облака, дождь, снег. Её находят в пустынях, называемых безводными. Вода содержится в горных породах, даже в растворимой магме она присутствует в незначительных количествах и выделяется в виде пара при извержении вулканов. Ни один процесс на Земле не происходит без участия воды. Да и сама жизнь на планете оказалась возможной только благодаря замечательным свойствам воды.
А всегда ли мы рационально используем воду? (выступают учащиеся)
Что служит источником загрязнения воды?
Каковы последствия загрязнения воды?
Промышленность : очень много расходуется воды, сбрасывая в водоёмы загрязнённую воду с большим содержанием вредных веществ и элементов.
Для производства бумаги на 1 учебник потребовалось 0,5 м3 воды.
Сельское хозяйство : это крупный потребитель воды, большой вред приносят дозы минеральных удобрений, вносимых на поля.
Сточные воды : на питьё и бытовые нужды 1 человеку требуется около 300-400 л воды в сутки. Особенно много тратится воды там, где есть водопровод. Очень тоненькая струйка воды течёт из плохо закрытого крана. Если подставить под этот кран 200 гр. стакан, то он наполнится за 1 минуту, за 1 час-12 л, за сутки- 300л чистой воды уйдёт в канализацию и смешается с грязью. А если таких кранов сотни и тысячи?
Нефть: это самый главный загрязнитель воды. В результате утечки нефти при её добыче, транспортировке и переработке в воду ежегодно попадает от 6 до 16 млн. тонн нефти и нефтепродуктов. Около 1/3 всей её поверхности покрыто маслянистой плёнкой, которая снижает испарение, угнетает развитие планктона и ограничивает взаимодействие океана с атмосферой. Ведь 1 гр. нефти может погубить 2 т воды.
Радиоактивные отходы : страны, которые не желая хранить отходы на своих территориях, грузили контейнеры с этими отходами на старые корабли, замуровывали их в трюмы, вывозили в нейтральные воды и затапливали вместе с грузом. Но годы шли, обшивки кораблей разрушались и отходы попадали в океан.
Опыт. На столах учащихся стоят стаканы с загрязнённой водой.
Задание: получить чистую воду.
Каковы основные пути решения проблемы загрязнения воды?
- рациональное использование воды,
- строительство очистных сооружений,
- разработка химических и биологических способов очистки воды от нефтяного загрязнения,
- введение запрета на хранение радиоактивных отходов.
Европейский Совет подписал 6 мая 1976 года Водную хартию.
1. Без воды нет жизни. Вода - ценный, необходимый человеку ресурс.
2. Запасы питьевой воды небесконечны. Поэтому их охрана и экономия - важное дело.
3. Загрязняя воду, человек вредит себе и всем живым организмам.
4. Количество воды должно соответствовать санитарным нормам при её использовании.
5. Использованную воду необходимо возвращать в водоёмы в таком состоянии, чтобы она была пригодна к дальнейшему использованию.
6. Значительную роль в сохранении водных запасов играет растительный покров, особенно лес.
7. Водные ресурсы необходимо учитывать и регистрировать.
8. Каждый из нас обязан ради блага всех расходовать воду экономно.
9. Вода не знает границ. Поэтому в её охране и использовании необходимо международное сотрудничество.
Задание группам: закончите фразу "Вода - это:"
Учащимся предлагается анкета " Карта отслеживания эффективности урока"
1. Отношение к уроку.
2. Вспомнили тему урока
3. Какая цель стояла на уроке?
4. Каков был план урока?
5. Какие события, факты, закономерности, формулы, явления, правила усвоил?
6. Чему новому научился на уроке?
7. Каковы были главные мысли, идеи на уроке?
8. Какие ранее полученные знания ты использовал на уроке?
Подводится итог урока, выставляются оценки.