Цель:
- сравнение числового ряда;
- повторение состава чисел;
- закрепление знаний о значении действий сложения и вычитания;
- взаимоотношение единиц измерения длины;
- развитие логического мышления, внимания;
- воспитание чувства товарищества и взаимовыручки.
Оборудование:
- картина “Лето”, сигнальные карточки с числами и знаками, демонстрационные таблицы;
- раздаточный материал, магнитофон, кассеты.
Ход урока
I. Организационный момент, психологический настрой.
Звучит тихая музыка “Песенка о лете”.
– Дорогие ребята! В эти первые зимние дни я предлагаю вам вспомнить о лете и отправиться в поход на лесную полянку. Как и в любом походе, сегодня нам необходимы будут дружба, взаимовыручка, взаимопомощь и, конечно же, хорошее настроение. В знак того, что вы готовы прийти товарищу на помощь протяните друг другу руки и улыбнитесь.
– Путешествуя в лес, мы повторим состав чисел до 10, вспомним единицы измерения длины, а чтобы никого не оставить, не потерять в лесу, нужно посчитать, сколько же человек идет в поход?
II. Устный счет.
- Порядковый счет цепочкой.
- Счет двойками – (построились по парам).
- Счет десятками в прямом и обратном порядке – (сколько чудес увидим вокруг).
- Счет пятерками до 50 (100) – (считаем кустики земляники по 5 ягодок на каждом).
- Ну вот, мы с вами и на полянке. Только чего-то не хватает… (цветов).
Реши пример на цветочке, который лежит на парте, найди нужный ответ и “посади” цветок. (На доске прикреплены цифры).
6. Сколько голубых цветов? Сколько оранжевых? Каких больше? Что нужно сделать, чтобы их было поровну?
7. Назовите соседей числа 6:
– перед числом 1 (4);
– после числа 9;
– какое число пропущено?
– Как называются числа от “0” до “9”? А число – 10?
– Какие еще двузначные числа вы знаете?
8. Эстафета. Состав числа 8. На подсолнухе обвести соседние числа, дающие в сумме 8.
9. Состав числа 9. На такую красивую яркую полянку прилетели бабочки. На крылышках принесли числа. Но с одного крылышка ветер сдул число. Ромашками сигнальными покажите, какое число улетело.
10. Беседа. Экологическое воспитание.
– К сожалению, на нашей планете с каждым годом становится все меньше и меньше этих прекрасных летающих цветов – бабочек. Занесены в Красную книгу (плакат). Что же нужно делать, чтобы они не исчезли навсегда?
11. Решение задач. (Рисунок насекомых на плакате “Красная книга”)
– Исчезают не только бабочки, но и другие насекомые. Мы их не будем уничтожать, а вот задачку о них решим.
Жук дубовой усач за 1 мин. пробежал 6 дм, а гусеница махаона проползла 10 см. Кто преодолел за 1 минуту большее расстояние и на сколько?
12. Сравнение величин.
Божьи коровки прилетели на полянку и закрыли знаки <, >, =.
Сравните и вставьте нужный знак.
13. Правила поведения в лесу (таблицы-знаки).
14. Работа в парах.
У вас на партах лежат цветочки. Но, увы, кто-то безжалостно наступил на них и повредил их. Работая в парах, решите примеры в квадратиках, найдите ответ на лепестках и соберите цветок.
15. Игра “Цепочка”.
Чьи-то следы на полянке. Кто бы это мог быть? Узнаем это, когда пройдем по “цепочке”. Работаем тихо с сигнальными “ромашками”, считаем быстро.
– Открываем волка на картине “Лето”.
16. Задание на логику и внимание.
– За кем же он бежал? Кто спрятался за кустиком? (Зайцы).
– Сколько, догадались? (Торчат ушки).
17. Составить задачу по картинке.
Добавить еще одного бегущего зайца – составляют и решают устно.
18. Физминутка. “Зайка”. (Дети выполняют движения по содержанию стихотворения.)
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки согреть.
Зайки холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
19. Работа в тетрадях.
Физминутка для пальчиков.
Решить задачу в тетрадях, зарисовав условие; поставить вопрос.
Зайчиха для своих зайчат принесла 5 морковок и 4 капустных листа.
Сколько всего овощей принесла зайчиха?
- Что известно в задаче?
- Как записать условие?
- Что нужно узнать?
- Запишем вопрос.
- Что теперь необходимо записать?
- Решение.
- Чего не хватает?
- Запишем ответ задачи.
20. Веселые задачи.
На полянку выходит медвежонок и предлагает решить веселые задачи. Но решать надо молча, самостоятельно. Ответ найти глазками на стенах класса.
- 6 веселых медвежат за малиной в лес спешат.
Но один малыш устал, от товарищей отстал.
А теперь ответ найди: сколько мишек впереди? - Один медвежонок съел 4 кг малины. Второй – на 2 кг
больше.
Сколько кг малины съел второй медвежонок? - Один медвежонок нашел 5 ульев диких пчел. Второй полакомился в 3 ульях.
- В скольких ульях плачут бедные пчелки?
- 3 яблока из сада ежик притащил.
Самое румяное белке подарил.
С радостью подарок получила белка.
Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке. - Ежик по лесу шел, на обед грибы нашел.
Два под березой, пять – у осины.
Сколько грибов в плетеной корзине?
21. Составить выражение по картинке с грибами. (Ежик принес задание).
(Задание на умение группировать предметы по различным признакам).
Комментированное письмо.
22. Работа с сигналами “ + ”, “ - ”.
– Какой знак закрыли грибочки?
22. Задание на внимание. “День – ночь”. Что изменилось?
Из каких геометрических фигур состоит птичка? Сколько ? ? ?
На сколько больше, чем ? На сколько меньше, чем ?
23. Самостоятельная работа на карточках.
“Закрой окошко”, чтобы лисичка не поймала птичку.
Взаимопроверка, 1 ученик читает вслух.
24. Реши и расшифруй.
Вот и закончилась наша прогулка в летний лес. Лесные жители на прощание предлагают вам выполнить еще одно задание: “Расшифруйте слово”. Нужно найти выражение, соотнести его с числом и составить верное равенство
М О Л О Д Ц Ы – с обратной стороны чисел 4 5 3 5 2 6 7
25. Итог. Психологическое задание.
– Понравилась прогулка?
– Что вспомнили во время прогулки?
– Что запомнилось?
– Покажите цветовым сигналом и свое настроение.
Солнышко улыбается.