Цель урока:
- познакомить детей с разнообразием лесных, полевых, садовых и комнатных цветов, с цветковой гаммой их окраски, со значением цветов в жизни человека;
- развивать речь и творческие способности учащихся;
- воспитывать доброту, отзывчивость и чувство прекрасного.
Оборудование:
- творческие работы детей “Любимый цветок мамы”;
- цветок-радуга, кроссворд, слайды с фотографиями цветущих растений в лесу, в саду, в поле, в горах;
- на доске изображения цветов: сирень, роза, пион, ромашка, тюльпан, ландыш.
Ход урока
1. Организация класса.
– Наш урок начнем с загадки.
Крашеное коромысло
Над рекой повисло. (Радуга.)
В небе радуга-дуга
Замыкает берега,
Расцветая все ясней
Чудо-краски светят в ней!
Пусть ответит, тот кто знает,
Или может сосчитать,
Сколько красок в ней играет,
Озаряя моря гладь?
– Кто видел радугу?
– Кто может назвать, сколько в ней цветов?
– А кто может назвать порядок цветов в радуге? (Есть предложение подсказка, которое помогает запомнить цвета радуги и их порядок: каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Первая буква в каждом слове обозначает цвет: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Вот в каком порядке располагаются в радуге цвета.)
– А что в природе раскрашено в цвета радуги?
2. Сообщение темы.
– Сегодня на уроке у нас с вами пойдет разговор о прекрасном царстве цветов.
– Итак, мы отправляемся сейчас в путешествие по царству Флоры, по царству цветущих растений.
3. Показ слайдов. (Приложение 1) (Лес. Поле. Луг. Березняк.) Рассказ учителя.
– Словно от прикосновения доброй волшебницы расцветают весной лес и поле. Не только деревья покрыты цветами, и под деревьями все цветет; и зелень лугов украшают пестрые цветы. Чем ближе лето, тем больше цветов. В хвойных лесах цветов лучше не искать, их там почти нет, зато в березовых и дубовых рощах их полным-полно. На горных склонах можно встретить голубые и желтые ирисы, бело-розовые цветки шиповника, желтые мальвы. А ромашки, колокольчики, васильки радуют нас в полях.
4. Рассмотрите этот радужный цветок. (Приложение 2)
– Как вы думаете, почему художник нарисовал такой символический цветок?
Цветы – одно из самых прекрасных созданий природы. Мы улыбаемся, глядя на роскошные пионы и розы, элегантные тюльпаны, прекрасные и скромные ромашки, буйные заросли сирени, белоснежный благоухающий ландыш. Как много цветов! Сколько радости приносит нам их разнообразная красота!
В природе больше всего зеленого цвета. Это замечательный цвет. Глаза наши не утомляются, глядя на него. Зеленый цвет очень важен и в жизни самих растений.
5. Физкультминутка.
Мы цветы в саду сажаем.
Их из лейки поливаем.
Астры, лилии, тюльпаны
Пусть растут для нашей мамы!
6. А сейчас настала пора загадок.
Правильно разгадав загадки и заполнив кроссворд, мы сможем прочитать ключевое слово. Откройте учебник на стр. 43 № 2.
- Красотой своей завлек
Невысокий стебелек:
Смотрят миленькие глазки
Фиолетовой окраски. (Фиалка.)
- В сентябре сажают,
В мае расцветает (тюльпан).
- Золотой и молодой
За неделю стал седой (одуванчик).
- На лугу и в поле
Мы ее встречаем,
Лепесточки белые
Мы на ней считаем (ромашка).
- С летней поры
Не забудутся мне
Капельки неба
В высокой траве (незабудка).
- Она в тенистом лесу
Раскрывает красу
Жарким летом
Оранжевым цветом (купальница).
– Прочитайте слово, которое у нас получилось в зеленой рамке. (Клумба.)
– Что такое клумба?
Люди устраивают клумбы, чтобы украсить свои сады, улицы, парки, города. (Показ фотографий с клумбами города.) Много времени отнимают цветы, ведь за ними нужно ухаживать. Но все это не напрасно, потому что цветы – лучшее украшение. Поэтому человек украшает ими не только улицы, скверы, парки, но и свои дома. Рассмотрите рисунки на странице 42.
– Назовите изображенные растения. Найдите для этих растений обобщающее слово.
– Почему мы их называем комнатными?
– Какие из этих растений вы выращиваете дома?
7. Итог урока.
Итак, завершился наш разговор о цветах.
– Что украшают дикорастущие цветковые растения?
– А что люди украшают декоративными растениями?