Разработка урока по окружающему миру для 1-го класса по теме "Цветочная клумба"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • познакомить детей с разнообразием лесных, полевых, садовых и комнатных цветов, с цветковой гаммой их окраски, со значением цветов в жизни человека;
  • развивать речь и творческие способности учащихся;
  • воспитывать доброту, отзывчивость и чувство прекрасного.

Оборудование:

  • творческие работы детей “Любимый цветок мамы”;
  • цветок-радуга, кроссворд, слайды с фотографиями цветущих растений в лесу, в саду, в поле, в горах;
  • на доске изображения цветов: сирень, роза, пион, ромашка, тюльпан, ландыш.

 Ход урока

1. Организация класса.

– Наш урок начнем с загадки.

Крашеное коромысло
Над рекой повисло. (Радуга.)

В небе радуга-дуга
Замыкает берега,
Расцветая все ясней
Чудо-краски светят в ней!
Пусть ответит, тот кто знает,
Или может сосчитать,
Сколько красок в ней играет,
Озаряя моря гладь?

– Кто видел радугу?

–  Кто может назвать, сколько в ней цветов?

– А кто может назвать порядок цветов в радуге? (Есть предложение подсказка, которое помогает запомнить цвета радуги и их порядок: каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Первая буква в каждом слове обозначает цвет: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Вот в каком порядке располагаются в радуге цвета.)

– А что в природе раскрашено в цвета радуги?

2. Сообщение темы.

– Сегодня на уроке у нас с вами пойдет разговор о прекрасном царстве цветов.

– Итак, мы отправляемся сейчас в путешествие по царству Флоры, по царству цветущих растений.

3. Показ слайдов. (Приложение 1) (Лес. Поле. Луг. Березняк.) Рассказ учителя.

– Словно от прикосновения доброй волшебницы расцветают весной лес и поле. Не только деревья покрыты цветами, и под деревьями все цветет; и зелень лугов украшают пестрые цветы. Чем ближе лето, тем больше цветов. В хвойных лесах цветов лучше не искать, их там почти нет, зато в березовых и дубовых рощах их полным-полно. На горных склонах можно встретить голубые и желтые ирисы, бело-розовые цветки шиповника, желтые мальвы. А ромашки, колокольчики, васильки радуют нас в полях.

4. Рассмотрите этот радужный цветок. (Приложение 2)

– Как вы думаете, почему художник нарисовал такой символический цветок?

Цветы – одно из самых прекрасных созданий природы. Мы улыбаемся, глядя на роскошные пионы и розы, элегантные тюльпаны, прекрасные и скромные ромашки, буйные заросли сирени, белоснежный благоухающий ландыш. Как много цветов! Сколько радости приносит нам их разнообразная красота!

В природе больше всего зеленого цвета. Это замечательный цвет. Глаза наши не утомляются, глядя на него. Зеленый цвет очень важен и в жизни самих растений.

5. Физкультминутка.

Мы цветы в саду сажаем.
Их из лейки поливаем.
Астры, лилии, тюльпаны
Пусть растут для нашей мамы!

6. А сейчас настала пора загадок.

Правильно разгадав загадки и заполнив кроссворд, мы сможем прочитать ключевое слово. Откройте учебник на стр. 43 № 2.

  1. Красотой своей завлек
    Невысокий стебелек:
    Смотрят миленькие глазки
    Фиолетовой окраски. (Фиалка.)
  1. В сентябре сажают,
    В мае расцветает (тюльпан).
  1. Золотой и молодой
    За неделю стал седой (одуванчик).
  1. На лугу и в поле
    Мы ее встречаем,
    Лепесточки белые
    Мы на ней считаем (ромашка).
  1. С летней поры
    Не забудутся мне
    Капельки неба
    В высокой траве (незабудка).
  1. Она в тенистом лесу
    Раскрывает красу
    Жарким летом
    Оранжевым цветом (купальница).

– Прочитайте слово, которое у нас получилось в зеленой рамке. (Клумба.)

– Что такое клумба?

Люди устраивают клумбы, чтобы украсить свои сады, улицы, парки, города. (Показ фотографий с клумбами города.) Много времени отнимают цветы, ведь за ними нужно ухаживать. Но все это не напрасно, потому что цветы – лучшее украшение. Поэтому человек украшает ими не только улицы, скверы, парки, но и свои дома. Рассмотрите рисунки на странице 42.

– Назовите изображенные растения. Найдите для этих растений обобщающее слово.

– Почему мы их называем комнатными?

– Какие из этих растений вы выращиваете дома?

7. Итог урока.

Итак, завершился наш разговор о цветах.

– Что украшают дикорастущие цветковые растения?

– А что люди украшают декоративными растениями?

Приложение 1

Приложение 2