План-конспект урока
Цели урока:
Образовательные:
- Вызвать объективную необходимость изучения нового материала;
- способствовать овладению знаний по теме «Рычаг»;
- продолжить закрепление навыков решения задач.
Развивающие:
- Дать возможность детям быть активными участниками целеполагания;
- развивать речь учащихся через организационно-диалогическое общение на уроке;
- включать детей в разрешение учебных проблемных ситуаций для развития их логического мышления;
- поддерживать внимание учащихся через силу учебной деятельности и рефлексию отдельных этапов урока.
Воспитательные:
- формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению;
- воспитывать коммуникативные умения, гуманность, дисциплинированность.
Тип урока: Урок изучения нового материала (комбинированный)
Действия учителя |
Действия учеников, их предполагаемые ответы |
1. Организационный момент. Самооценка домашнего задания. |
Ставят самооценку на полях тетради, аргументируют оценку. |
2. Ориентировочно-мотивационный этап. Фронтальный опрос: |
|
- Какая сила действует на падающий предмет? |
Сила тяжести |
- Какой буквой обозначается сила тяжести? |
F |
- Чему равна сила тяжести? |
F=mg |
- Куда направлена сила тяжести? |
Вниз |
- В каких единицах измеряется сила? |
в Ньютонах |
- Каким прибором измеряется сила? |
динамометром |
Кроме знаний по физике, у каждого из вас есть жизненный опыт. Помогите мальчику Пете в следующих ситуациях. |
|
- Петя собирал грибы и вдруг увидел лисенка, нога которого застряла под упавшим деревом? Как помочь лисенку? |
Надо найти большую палку, подсунуть под дерево и приподнять дерево. |
- Набрав в лесу большую корзину грибов, Петя выбился из сил. Надо идти домой, но не бросать же корзину с грибами? Как облегчить груз Пете? |
Положить палку на плечо, |
- Придя домой, отдохнув, набравшись жизненного опыта, Петя решил удивить своих друзей и удержал гирю массой 16 кг на весу одним пальцем! Как он это сделал? Начертить чертеж на доске. Сможем ли мы повторить опыт Пети? |
Он надел гирю на палку, |
- Ближе или дальше следует повесить гирю от точки опоры? |
Ближе. |
- Друзья спросили у Пети, а может ли он удержать гирю массой 30 кг? Петя задумался, какой же длины ему нужна палка? |
Дети затрудняются ответить на этот вопрос. |
-Значит, надо знать что-то, чего мы еще не знаем? Сформулируйте учебную задачу? Что мы должны узнать? (Учитель фиксирует УЗ, предложенную детьми на доске. |
У3:-Узнать правило рычага. -Дать определение рычага. |
3. Операциоино-исполнительский этап |
|
Откройте тетради. Запишите число.Ответьте на вопросы. |
Тело |
Дадим определение рычага. |
Дети записывают определение рычага. |
- Сила человека ограничена, поэтому он часто применяет приспособления (механизмы), которые преобразовывают его силу в силу существенно большую, т.е. получают выигрыш в силе. Рычаг относится к простым механизмам. К ним же относятся ворот, блок, наклонная плоскость. |
|
- Для расчета выигрыша в силе, получаемого с помощью рычага, следует знать правило, открытое Архимедом еще в III в до н. э. Увлеченный силой доказательств Архимед писал Сиракузскому царю Гиерону « Если бы была другая Земля, я перешел бы на нее и сдвинул бы нашу Землю». |
|
Задание 1 |
Можно Дальше |
Итак, для того, чтобы уравновесить меньшей силой большую силу, необходимо чтобы ее плечо превышало плечо большей силы. |
В два раза |
А их плечи? |
В 1\2 раза |
Задание 2: |
Дети работают в группах с рычагами. |
Подтверждается ли гипотеза? |
Да |
ЗаданиеЗ: |
Дети работают в тетрадях самостоятельно |
Подводим предварительные итоги: Что мы уже узнали? |
Дети произносят вслух, все что им удалось узнать. |
В каждом доме есть множество различных рычагов, например у ваших пап есть ящики с инструментами. Заглянем в них |
Дети называют инструменты (гвоздодер, плоскогубцы, кусачки и т. д.) |
Решение задачи: |
Дано: |
4. Рефлексивно-оценочный этап. |
|
Поставьте себе оценку за работу на уроке на полях тетради. Обсуждение оценок, что понравилось на уроке, а что нет. |
|
Запишем домашнюю работу: 1 уровень: п.55,56,упр30 №1,2,3 2 уровень:+ упр30 №4, 3 уровень:+творческое задание. Решать задачи можно вечно, |
|