Урок по физике. Тема: "Рычаг. Равновесие сил на рычаге"

Разделы: Физика


План-конспект урока

Цели урока:

Образовательные:

  • Вызвать объективную необходимость изучения нового материала;
  • способствовать овладению знаний по теме «Рычаг»;
  • продолжить закрепление навыков решения задач.

Развивающие:

  • Дать возможность детям быть активными участниками целеполагания;
  • развивать речь учащихся через организационно-диалогическое общение на уроке;
  • включать детей в разрешение учебных проблемных ситуаций для развития их логического мышления;
  • поддерживать внимание учащихся через силу учебной деятельности и рефлексию отдельных этапов урока.

Воспитательные:

  • формировать добросовестное отношение к учебному труду,  положительной мотивации к учению;
  • воспитывать коммуникативные умения, гуманность, дисциплинированность.

Тип урока: Урок изучения нового материала (комбинированный)

Действия учителя

Действия учеников, их предполагаемые ответы

1. Организационный момент. Самооценка домашнего задания.

Ставят самооценку на полях тетради, аргументируют оценку.

2. Ориентировочно-мотивационный этап.

Фронтальный опрос:

 

- Какая сила действует на падающий предмет?

Сила тяжести

- Какой буквой обозначается сила тяжести?

F

- Чему равна сила тяжести?

F=mg

- Куда направлена сила тяжести?

Вниз

- В каких единицах измеряется сила?

в Ньютонах

- Каким прибором измеряется сила?

динамометром

Кроме знаний по физике, у каждого из вас есть жизненный опыт. Помогите мальчику Пете в следующих ситуациях.

 

- Петя собирал грибы и вдруг увидел лисенка, нога которого застряла под упавшим деревом? Как помочь лисенку?

Надо найти большую палку, подсунуть под дерево и приподнять дерево.

- Набрав в лесу большую корзину грибов, Петя выбился из сил.  Надо идти домой, но не бросать же корзину с грибами? Как облегчить груз Пете?

Положить палку на плечо,
корзину одеть на нее сзади,
а спереди придерживать
рукой.

- Придя домой, отдохнув, набравшись жизненного опыта, Петя решил удивить своих друзей и удержал гирю массой 16 кг на весу одним пальцем! Как он это сделал? Начертить чертеж на доске. Сможем ли мы повторить опыт Пети?

Он надел гирю на палку,
один конец которой
закрепил о твердую опору, а за другой конец взялся одним пальцем.

- Ближе или дальше следует повесить гирю от точки опоры?
Поднимать тяжести нужно всегда с прямой спиной!

Ближе.

- Друзья спросили у Пети, а может ли он удержать гирю массой 30 кг? Петя задумался, какой же длины ему нужна палка?
Можно ли помочь Пете?

 

Дети затрудняются ответить на этот вопрос.

-Значит, надо знать что-то, чего мы еще не знаем? Сформулируйте учебную задачу? Что мы должны узнать? (Учитель фиксирует УЗ, предложенную детьми на доске.

У3:-Узнать правило рычага. -Дать определение рычага.
-Узнать физические величины, характеризующие рычаг.
-Применение рычагов
-Применять правило рычага при решении задач.

3. Операциоино-исполнительский этап

 

Откройте тетради. Запишите число.Ответьте на вопросы.
- Рычаг-это вещество, физическая величина, тело или явление?
- Какое тело: твердое или жидкое?

 

Тело
Твердое

Дадим определение рычага.
- Рычаг - представляет собой твердое тело, способное вращаться вокруг неподвижной опоры. Запишите в тетради.

Дети записывают определение рычага.

 

- Сила человека ограничена, поэтому он часто применяет приспособления (механизмы), которые преобразовывают его силу в силу существенно большую, т.е. получают выигрыш в силе. Рычаг относится к простым механизмам. К ним же относятся ворот, блок, наклонная плоскость.

 

- Для расчета выигрыша в силе, получаемого с помощью рычага, следует знать правило, открытое Архимедом еще в III в до н. э. Увлеченный силой доказательств Архимед писал Сиракузскому царю Гиерону « Если бы была другая Земля, я перешел бы на нее и сдвинул бы нашу Землю».

 

Задание 1
Для установления этого правила проделаем следующий опыт. К установленному на штативе рычагу по обе стороны повешаем грузы. Учитель вешает груз, весом 4 Н., спрашивает, а можно ли уравновесить рычаг меньшей силой, например в 2 Н? Куда я должна повесить грузы, дальше или ближе от точки опоры? Рычаг уравновешен. Рисуется чертеж, на чертеже показываются силы, дается определения плечам силы.

 

 

Можно

Дальше

Итак, для того, чтобы уравновесить меньшей силой большую силу, необходимо чтобы ее плечо превышало плечо большей силы.
Во сколько раз отличаются силы в нашем опыте?

В два раза

А их плечи?
Попробуем выдвинуть гипотезу, что отношение сил равно обратному отношению их плеч. Проверим наше предположение.

В 1\2 раза

Задание 2:
Уравновесьте силу F1=2Н силой F2=1Н, тогда F1\ F2 =2\1=2, L1\L2=1\2;
Уравновесьте силу F1=3H силой F2=1Н, тогда F1\F2=3\1=3, L1\L2=1\3 .Учитель наблюдает за детьми, помогает выполнять задание.

Дети работают в группах с рычагами.

Подтверждается ли гипотеза?

Да

ЗаданиеЗ:
Запишите свои выводы в тетради, пользуясь учебником стр.138-139, и познакомтесь самостоятельно с
видами рычагов.
Учитель следит за процессом, консультирует, если кому, что непонятно.

 

Дети работают в тетрадях самостоятельно

Подводим предварительные итоги: Что мы уже узнали?
(отслеживаем выполнение учебных задач и отмечаем их
галочкой)
Дали определение «Рычага», узнали физические величины,
необходимые для формулирования правила рычага, в чем
заключается правило рычага, какие бывают рычаги.

Дети произносят вслух, все что им удалось узнать.

В каждом доме есть множество различных рычагов, например у ваших пап есть ящики с инструментами. Заглянем в них
 Задание4
Демонстрируются различные инструменты.
- Какие из инструментов вы знаете?
Для чего они предназначены?
Мамы тоже пользуются простыми механизмами. Какими? Что есть на кухне? Молодцы!.

 

 

 

Дети называют инструменты (гвоздодер, плоскогубцы, кусачки и т. д.)

Решение задачи:
Приступим к решению Петиной задачи. Сформулируем ее и запишем дано в тетради. Учитель решает задачу на доске с помощью учащихся.

Дано:
m=30кг
F2=15H
L1=10см=0,1м
L2=?

4. Рефлексивно-оценочный этап.

 

Поставьте себе оценку за работу на уроке на полях тетради. Обсуждение оценок, что понравилось на уроке, а что нет.

 

Запишем домашнюю работу: 1 уровень: п.55,56,упр30 №1,2,3 2 уровень:+ упр30 №4, 3 уровень:+творческое задание.
На следующем уроке мы познакомимся с понятием момент
сил и выполним лабораторную работу.

Решать задачи можно вечно,
Вселенная ведь бесконечна.
Спасибо всем вам за урок,
А главное, чтоб он был впрок.