Уроки нравственности в начальной школе (культурные традиции разных народов)"

Разделы: Начальная школа


Основная часть

Современные условия развития общества стали одной из причин интенсивных нравственных поисков в стремлении к стабилизации общественно-политической жизни в стране, возрождению духовно-нравственных форм общения в духе гражданственности, демократизации. Нравственность - свойство личности, которое  регулирует поведение. Это её  внешнее проявление. Маленьким детям еще не доступны высокие понятия, но именно в детстве зарождаются многие качества, черты характера человека. И оттого, что будет слышать и видеть ребёнок с детства, зависит: формирование его отношения к окружающему миру. Никогда народная культура не учила злу и насилию. Вещи, созданные руками умельцев, музыка, созданная сердцем, восхищают своей красотой, и даже дети способны понять, что только доброе сердце может создать такое чудо.

Целью данной программы является формирование духовно-нравственных, эстетических и этических качеств личности у детей младшего школьного возраста, приобщая их к условиям общественной жизни.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Воспитание культуры поведения и общения в детском коллективе;
  2. Совершенствование таких нравственных качеств личности, как уважительное и заботливое отношение к старшим, кротость, терпение, трудолюбие, которое присуще народам Поволжья;
  3. Формирование толерантности (уважительное отношение к национальным и религиозным чувствам других народов);
  4. Приобщение младших школьников к  мировой культуре через знакомство с выдающимися архитектурными постройками и памятниками, традиционными праздниками народов мира.

Содержанием  и образовательно-воспитательными  целями  программы «Уроки нравственности в начальной школе»(культурные традиции разных народов) определяется и её структура. По характеру и смысловому наполнению конкретный материал распределён по четырем разделам (каждый раздел соответствует определённому классу   начальной школы)
Таким образом, отличительной чертой   данной программы  является то, что она вобрала в себя не только «малое» - вопрос о культуре речи, общения, внешнего вида человека – 1 год, но и «великое» - национально-культурные традиции сначала близкого круга общения (Татарстана) – 2 год, затем исторические сведения и национальные традиции народов России – 3 год и далее знакомство с культурным наследием народов мира – 4 год.
Ученик, который  сейчас приходит в первый класс, очень активен, требователен, открыт для всего нового. Мировоззрения и убеждения, манеры и привычки, характер и идеалы – основы всех этих социально-психологических параметров личности закладываются уже до первого класса. Поэтому педагогу важно на самых первых  порах понять и осмыслить, что ближе для  данного ребёнка, пришедшего к нему в класс: нравственная воспитанность ( задатки которой у него уже заложены ) или безнравственность.

 
Первый раздел: «Культура в нас» (программа 1 года обучения)

Как известно, наиболее благоприятным возрастом для усвоения нравственных основ является младший школьный возраст. Именно в детстве закладывается фундамент культурного и этического отношения к тому огромному миру, который нас окружает.  Далее с возрастом круг общения ребенка расширяется, формы общения усложняются, поэтому обучение жизненно важным навыкам общения может помочь ему справиться со многими проблемами. И чем раньше человек задумается о своих коммуникативных навыках, тем быстрее научится правильному общению, тем легче ему будет в решении сложных жизненных проблем. Данный раздел 1-го года  посвящен раскрытию вопроса о культуре поведения: это культура речи, культура общения и культура внешнего вида. Каждая сторона личности является  совокупностью ее нравственных и волевых качеств. Конечно, каждая сторона личности и любое ее качество не могут воспитываться изолированно и каким-то одним воспитательным средством. В процессе воспитания учащиеся должны овладеть системой научных нравственных убеждений, которые не могут складываться стихийно, только на основе личного опыта в силу его ограниченности. Кроме того, и свой личный опыт нравственного поведения учащиеся не всегда могут без помощи педагога правильно осмыслить, поэтому нужно руководить формированием их убеждений. А педагог, воспитывая детей, одновременно воспитывает и себя, будучи всегда рядом и ощущая свою причастность к их жизни. Понимание существа норм и принципов морали подводит учащихся к  нравственным суждениям, в которых они оценивают поступки других и собственные. При этом   отмечается, что вначале школьник учиться оценивать поведение других, а лишь потом задумывается о себе. На основе понятий, оценок и суждений формируются нравственные убеждения.

 Второй раздел: «Культурные традиции народов Татарстана» (программа 2 года обучения) 

В Татарстане живут народы с разным историческим прошлым и культурными традициями. Сочетание, по крайней мере, трёх основных типов культурных взаимовлияний (тюркского, финно-угорского и славяно-русского), а также двух религий (ислама и христианства) определяет уникальность этой земли, своеобразие живущих здесь людей, чтимых ими культурных и этических ценностей. Этот блок рассказывает об этническом составе населения республики, составляющие большинство: татары (52,9%)  и русские (39,5%).А также  чуваши (3,4%) сосредоточенные преимущественно в районах Предволжья и Закамья, марийцы (0,5%) и удмурты( 0,7%) – в Предкамье, башкиры (0,4%) – в восточных районах республики) и их исторически сложившихся традициях. Этика является неотъемлемой частью духовной культуры общества. Следовательно, и ознакомление с её нормами должно происходить на широком историко-культурном фоне. Национальная культура складывается из традиций народа. Она должна бережно копиться и передаваться из поколения в поколение.

Данная программа позволяет не только знакомить учеников с элементарными началами культурологии, этнографии и даже философии, но и извлекать нравственные уроки из накопленного человечеством опыта. Дети должны иметь представление о традициях и обычаях, будь эта игра, сказка или танец. Девочки мягко поправляют и поглаживают  фартучек – признак аккуратности. (Хозяйка раньше имела их несколько, в том числе и праздничный). Калфак - на голове украшение, под него должны быть спрятаны все волосы – признак послушания. Воланы на рукавах и воротничке говорят о мягкости и нежности женского сердца. Чувства, черты характера незаметно связывают человека со своим народом. Песни, танцы, сказки, бытовая утварь, народные инструменты, игрушки - все это богатство народного творчества и оно помогает усвоить язык народа, её нравы и обычаи. Следовательно, задача учителя в работе над данным блоком  программы  состоит не в том, чтобы дети «выучили историю» народа в датах и фактах. А в том, чтобы они поняли ее нравственный смысл. Именно это имел в виду выдающийся русский историк В. О. Ключевский, когда писал о том, что благодаря историческому воспитанию мы наследуем добрые понятия и навыки старины.

Для выбора тактичной и поистине культурной позиции учителю следует сначала самому освоить весь материал, а лишь затем  вводить в занятия с детьми  приемы и факты,  которые будут ориентироваться на познавательный интерес своих детей. Поэтому учителю и предоставляется право вариативной работы по программе, право выбора материала, к которому он внутренне готов по уровню своего образования и развития. Это могут быть и лекции, и исторические путешествия во времени, и уроки творчества (музыкально-изобразительные, хореографические) и практическое знакомство с краем (экскурсии),  и историческое знакомство ( посещение музеев  в каникулярное время) на основе данных исторических сведений.
На проведение занятий отводиться 16 часов в год, из расчёта 1 раз в две недели.

Третий раздел: «Культурные традиции ближайших к нам соседей. Многоликое соцветье» (программа 3 года обучения)

Возрождение национального самосознания, языка и культуры любой нации, проживающей на территории России, способствует возрождению и укреплению самой России. Этот блок посвящён многообразию  культуры народов России, которая отразилась в разных типах традиционного народного костюма, промыслов, говоров, музыкально-инструментальных, исторических преданий, важных событий и знаменательных дат для истории народов Украины, Грузии, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана и др. Мы – жители России, граждане своей страны, Гражданин, житель страны, который признаёт её законы, любит страну, гордиться ею, вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать её сильной и богатой.

С распадом СССР  всплыла очень болезненная проблема – национальные конфликты. То, что многие годы нам  твердили о «союзе» на каждом уроке, мероприятиях, вдруг в одночасье всё разрушилось.Казалось бы, в школах очень много делалось для того, чтобы воспитать детей в духе дружбы между народами, населяющими нашу страну. Создавались клубы интернациональной дружбы, кое-где были даже музеи дружбы народов, велась переписка ребят со сверстниками из других союзных или автономных республик, проводились встречи, фестивали дружбы, даже костры дружбы на границах между республиками. Входили во многих школах в традицию очные и заочные путешествия по союзным республикам, новостройкам, читательские конференции по произведениям писателей братских республик, вечера, посвященные музыке, поэзии братских народов, кинофестивали «По столицам союзных республик».  Восстанавливать и возрождать всегда намного труднее, чем разрушить. Вот сейчас и встал вопрос о том, что подрастающее поколение не имеет представление о традициях и культуре других наций. А незнание порождает неприязнь, распри, всплески национального движения, националистов. Только уважительное отношение к национальным и религиозным чувствам других народов является гарантом стабильности в обществе. Поэтому одной из задач данной программы является работа в этнокультурном направлении. Работая с данным разделом программы, учителю  предоставляется право вариативной работы по программе, право выбора материала, к которому он внутренне готов по уровню своего образования и развития. Это могут быть и лекции, и исторические путешествия во времени, и уроки творчества (музыкально-изобразительные, хореографические) и практическое  «виртуальное» знакомство с Россией (компьютер)… на основе данных исторических сведений. Знакомство  с каждой республикой можно начинать с музыкального фрагмента или видеоролика. Если в классе есть дети других национальностей, о которых будет идти речь на занятии можно заранее подготовить совместно занятие с данным ребенком (  чтение стихов на родном языке, исполнение песни или танца и т.п.) На проведение занятий отводиться 16 часов в год, из расчёта 1 раз в две недели.

Четвёртый раздел: «Культурные традиции народов мира»(программа 4 года обучения)

Воспитание любви  друг  к другу и к Человеку вообще, какой бы национальности он ни был – вот сложная задача, которую предстоит  решить по изучению программы 4 года обучения. Узы дружбы, связывающие ребенка с ребятами других национальностей, очень важны для воспитания чувства сердечного расположения ко всем народам, населяющим нашу Землю. Самый трудный участок нравственной  работы— формирование бережного, внимательного отношения к людям других национальностей, живущих рядом, в том же городе, селе,  на той же планете. Психология младших школьников такова, что их больше всего привлекает то, что выходит за рамки привычного, что будит воображение. Если они живут в равнинной местности, они очень любят рассказы учителя о горах и морях.. Привычное и близкое слабо возбуждает их мысль. Она, как бы сберегает себя для нового, необычного, резко расширяющего круг их впечатлений.  Вот почему учителю легче воспитать у детей любовь к народам, живущим  « далеко», к представителям национальностей, пока незнакомых детям.  В духе сегодняшнего информационного времени нам поневоле приходиться  часто слышать название таких стран, как Китай, Америка, Германия, Англия и др. Будь это фирма изготовитель – поставщик товаров на наш рынок,  или это страна, где будут происходить в ближайшем будущем глобальные события (например, Всемирная Универсиада 2013 г.). Поэтому и возникают такие вопросы: Что за люди там живут? Каковы их традиции? Отличается ли их жизнь от нашей? Какие праздники они справляют? Какие поют песни? и многие др. У каждого народа есть свои традиции – это бесспорно. Заглянуть, увидеть частичку культуры  других народов, населяющих нашу планету – вот одна из задач данного раздела  программы.

Предлагаемая программа  может успешно реализовываться в структуре внеклассной работы школьного коллектива. А также уроки нравственности можно проводить для учащихся начальной школы  во время классных часов из расчёта один раз в две недели. Всего 16 часов в год.

Примерное тематическое планирование 

Приложение1

Приложение2

Приложение3

Приложение4