Теоретическая часть
Не секрет, что все мы были детьми и очень любили играть. Через игры проходят практически все люди. Нам еще по детству известны такие игры как «дочки-матери», игра в школу, в парикмахерскую или в больницу и т.п. И многие дети, идя в школу после детского сада, расстраиваются, наверное, больше всего из-за того, что заканчивается время развлечений и начинается серьезная работа. Нередко желание учиться у ребенка быстро заканчивается, так как надоедают нудные и неинтересные уроки.
Для того, чтобы вовлечь детей в процесс обучения необходимо как можно чаще использовать игровые моменты, но с условием, что это не просто развлечение, а обучающая, развивающая форма работы, которая непосредственно связана с темой урока. Главная задача любого учителя – добиться, чтобы у детей не пропал интерес к предмету, чтобы предлагаемый ученику материал был доступен по трудности. Большую помощь в решении данных вопросов оказывает игра. Ее использование дает хорошие результаты, повышает интерес детей к уроку, позволяет сконцентрировать внимание на самом главном.
На уроках я очень часто стараюсь применять игры. Конечно, не все уроки можно провести с помощью игры. Мне могут возразить многие учителя, например, математики, физики, что здесь не до веселья и нужен серьезный настрой и серьезная работа. Однако, где это возможно, необходимо разнообразить уроки с помощью игр. В последнее время, на уроках, очень часто приходится слышать от учеников «А давайте лучше поиграем!». Так почему же «лучше поиграем?»
Во-первых, наверное, потому, что ученику по своей природе нравится играть. Игра — это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. В игре мотивов гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности. Л. П. Борзова, исследуя мотивы участия школьников в играх на уроках истории, отмечает: «Некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои потенциальные возможности и способности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности. Другие — чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвёртые решают свои коммуникативные проблемы и т.п.»[1].
Во-вторых, уникальная особенность игры состоит в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, вообразить то, чего он не видел. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.
В-третьих, в игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока противостоит пассивному слушанию или чтению. Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. Порой, в процессе игры некоторых детей узнаешь с другой стороны, раскрываются скрытые таланты, застенчивые дети проявляют незаурядные способности, пассивный ребёнок способен выполнить такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.
В- четвёртых, мы знаем, что дети энергичны и подвижны и невозможно заставить их «тихо посидеть» в течение всего урока. И поэтому всю неисчерпаемую энергию можно направить в нужное русло. Таким образом, совместив полезное с приятным. А. Я. Гуревич справедливо заметил, что: «Умело организованная учебная игра позволяет задействовать в учебных целях энергию, которую школьники расходуют на «подпольную» игровую деятельность. Последняя, ведётся на уроках всех (без исключения!) преподавателей…
Способы «конспирации» оттачивались сотнями поколений школьников, а обмен опытом подпольных проделок налажен с завидной оперативностью. При этом, если педагог войной пошёл на такие игры своих учеников, он сам же ставит их в роль «подпольщиков», — и тогда найдите для подростка более привлекательную игру! Не лучше ли использовать игровую энергию учеников в мирных целях? Умело направив этот интерес и эту активность в нужное русло, учитель может извлечь из них немалую педагогическую пользу»[2].
В-пятых, игра положительно влияет на формирование познавательных интересов. Она содействует развитию таких качеств как самостоятельность, инициативность. На уроках дети активны, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей. Факторы, сопровождающие игру – интерес, чувство удовольствия, радость. Все это вместе взятое, несомненно, облегчает обучение.
Кроме этого, игра создаёт особые условия, при которых развивается творчество учащихся. Суть этих условий заключается в общении на равных, где исчезает робость, возникает ощущение — «я тоже могу», т.е. в игре происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения очень важно то, что игра является классическим способом обучения действием. В ней органично заложена познавательная задача и осуществляется самостоятельный поиск знаний. «Овладение знаниями в игре — новое, уникальное условие сплачивания сверстников, условие обретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу - и обретение себя»[3], таким образом, помимо всего прочего, в игре происходит и огромная воспитательная работа.
Практика показывает, что уроки истории с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. «На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы»[4]. Таким образом, реализуется принцип развития, который выражается не только в развитии интеллекта, но и в обогащении эмоциональной сферы и становлении волевых качеств личности, формировании адекватной самооценки.
Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего. Игровое состояние, возникающее у школьников в ходе игрового урока – специфическое, эмоциональное отношение к исторической действительности. Ученики заполняют «безлюдную» историю персонажами, которые они сами же и изображают в исторических играх разного типа.
Через понимание мыслей, чувств и поступков героев, которых учащиеся изображают в игре, школьники моделируют историческую реальность. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше «почувствовать» изучаемую историческую эпоху.
Игра на уроке истории создает условия для того, чтобы учащиеся могли вообразить то, чего в их непосредственном жизненном опыте не было. Проигрывание какой-либо роли раскрепощает ребёнка, что создаёт условия для развития творческой личности.
«Исторические игры полнофункциональны. Они очень гармонично объединяют фактический и теоретический материал, обычное восприятие информации и творческую работу, эмоциональный и логический способы восприятия – словом, заставляют активно функционировать разные уровни познавательной деятельности учащихся»[1].
Естественно, такая трудная задача требует от ученика мобилизации всех умений, побуждает осваивать новые и углублять полученные знания, расширять кругозор, а самое главное, заставляет овладевать целым комплексом важных умений, в первую очередь – коммуникативных. Так же исторические игры развивают способности школьников к критическому восприятию окружающей действительности и сопереживанию.
Конечно, легче всего просто провести урок в форме лекции, но это для детей очень скучно, хотя и самый легкий вариант. Многие учителя считают, что игра требует больших усилий и подготовки, что дети после игры долго не могут «придти в себя». Лично я так не считаю. Вот несколько правил, которых я придерживаюсь при проведении игр:
- учитываю возрастные особенности.
- стараюсь вовлечь в игру всех детей без исключения.
- не провожу специальной подготовки, репетиций, не требую от детей заучивания текста.
И если проводить игры не сложные и, что самое главное, периодически, то дети легко привыкают к этому и затем без особых усилий могут сконцентрироваться после игры.
Игра – это обучение в действии, она требует полной отдачи от участников, в ней используется полный запас умений и знаний. Игра способствует развитию внимания, познавательного интереса, помогает созданию благоприятного психологического климата на уроке. Самое главное, у детей получается хорошо тогда, когда они делают все с желанием и только через игру можно достичь успехов.
Конечно же, игра - это не единственное средство повышения интереса к предмету, это одно из средств. Мы знаем, что на уроке можно использовать и технические средства обучения (в наше время это не проблема!), и учебник; проводить уроки в форме диспутов, дискуссий, лекций и т.д. Однако известно, что при использовании игры на уроках усвояемость материала учащимися повышается от 50 до 100 %. Эффект поразительный! Наверное, поэтому дети говорят: «А давайте лучше поиграем!»
Практическая часть
Класс: 5
Предмет: история
Тема урока: Общество Древнего Египта.
При объяснении материала на середину вызывается любой ученик, который выступает в роли фараона и должен продемонстрировать как, по его мнению, выглядел фараон и какие функции выполнял. Остальные учащиеся внимательно слушают, затем читают учебник и таким образом соглашаются, опровергают или дополняют ученика.
Затем по очереди, но уже по несколько учеников, на середину выходят ученики, которые изображают чиновников, писцов, воинов, жрецов, землевладельцев, ремесленников.
Таким образом, каждый ребенок принял участие в игре и мысленно перенесся в другую эпоху.
Класс: 9
Предмет: обществознание
Тема урока: Конституция РФ
Оборудование: карточки со статьями Конституции РФ.
Класс делится на группы по 3 человека. И получает карточки со статьями Конституции РФ, которые должны продемонстрировать перед остальными учащимися класса. Но продемонстрировать так, чтобы остальным учащимся было сложно догадаться о какой статье идет речь. Остальные учащиеся угадывают, какая статья Конституции была представлена их вниманию
Класс: 11
Предмет: обществознание
Тема: Уголовная ответственность
Оборудование: карточки-мозаики с понятиями признаков состава преступления
Учащиеся делятся на 4 группы. Им предлагаются 4 карточки, мозаики, которые сначала нужно собрать и узнать слово, которое получилось «Объект», «Субъект», «Объективная сторона», «Субъективная сторона». Затем инсценировать слово, которое получилось. Остальные участники угадывают, какое понятие представили учащиеся. Группа, которая угадывает признак состава преступления, дает полное определение понятию.
Список использованной литературы
- Борзова Л. П. Игры на уроках истории. М.: Владос-пресс, 2001. С.23.
- Гуревич А. Я. История конца XX века в поисках метода. М., 1999. С. 15.
- Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр // Преподавание истории в школе. 1997. № 3. С. 38.
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогических технологий. М.: Владос, 1998. С. 47.