Удивительный мир клетки

Разделы: Биология


Цель: изучить особенности строения эукариотической клетки, выявить признаки сходства и различия животной и растительной клетки.

Задачи:

Образовательная:  рассмотреть особенности строения эукариотической клетки, показать взаимосвязь строения и выполняемой функции на примере различных клеток; знать признаки сходства и различия эукариотических и прокариотических клеток.

Развивающая:

  • формировать умения и навыки самостоятельной работы, установления причинно – следственных связей;
  • совершенствовать у учащихся умения работать с дидактическим материалом, микроскопом;
  • развивать мышление учащихся, предлагая задания для сравнения клетки растений и клетки животных с выявлением схожих и отличительных признаков.

Воспитательная: воспитывать интерес к познанию живой природы.

Тип урока: комбинированный.

Методы проведения: словесный, наглядный, практический, проблемно - поисковый.

Оборудование: раздаточный материал, микропрепараты тканей животных и растений, микроскопы, мультимедийная презентация.

Ход урока

Презентация. Слайд 1

1.Организационный момент.

- приветствие;
- подготовка аудитории к работе.

2. Проверка знаний.

Метод: тестирование

Цель: определить  уровень знаний по теме «Прокариотическая клетка».

I. Выполните тестовое задание. Презентация.Слайд 2.

ТЕСТ

1. К прокариотическим организмам относятся :
А.  Бактерии                                       В. Животные
Б.   Высшие растения                         Г.  Вирусы

2. Бактерии относят к прокариотам, так как они:
А. Не имеют оформленного ядра          Б. Состоят из одной клетки
В. Имеют мелкие размеры                     Г. Не имеют пластид

3. Прокариоты – это организмы:
А.  Многоклеточные                В.  Неклеточная форма
Б.  Одноклеточные                   Г.   Все перечисленное

4. В клетках бактерий отсутствуют:
А. Рибосомы                            Б. Включения
В. ДНК и РНК                         Г. Эндоплазматическая сеть 

5. Шарообразные бактерии называются:
А.  Бациллами                            Б. Вибрионами
В.  Кокками                                Г.Спириллами 

II. Проверьте.  Ответы на экране. Презентация. Слайд 3. 

Ответ: 1А; 2.А; 3.Б; 4. Г; 5.В  Проанализируйте ошибки.  Нет ошибок – 5;1 ошибка -4, 2 ошибки -3, у кого ошибок больше поработать.

3. Мотивация к учебной деятельности.

- Нет ничего удивительного в том, что мы восхищаемся окружающей нас природой. Тихий шелест листвы деревьев, пение соловья, стрекотание кузнечиков…  Но все это видимая красота, ощущаемая, осязаемая. А давайте попробуем заглянуть во внутрь этой красоты, и может быть, эта невидимая внутренняя красота восхитит нас не меньше и даст нам возможность узнать больше об этой стороне живой природы. Клетка. Кто она такая? Задумываемся мы с вами, каждый наш урок. Маленький комочек слизи, который можно увидеть лишь в микроскоп или мельчайшая частица Вселенной, в которой умещается все понятия жизни?

Учитель задает вопросы:

О чем говорит многообразие форм клеток?
Что общего между ними и что различно?
На эти вопросы мы найдем сегодня ответы.
Сообщение темы, цели урока.

4. Изучение нового материала:

1. Методы  изучения клетки.

Учитель задает вопросы:

Благодаря чему стало возможно заглянуть в мир клетки?

Почему  успехи  современной биологической науки связаны с развитием химии, физики, техники?

Презентация. Слайд 4.

Основным современным методом изучения клетки является использование светового и электронного микроскопа, только с помощью этих приборов ученые смогли проникнуть в тайны клеток.
Сегодня используют такие методы изучения клеток:

  • дифференциальное   центрифугирование
  • рентгеноструктурный анализ
  • цито -  и  гистохимия

2. Многообразие клеток. Презентация. Слайд 5.

Мир клеток разнообразен. Эукариотические клетки самых разнообразных организмов от простейших до высших растений и животных отличаются сложностью строения. Типичных клеток в природе не существует: они отличаются друг от друга по форме.

Учебник Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. «Биология. Общие закономерности» стр. 125 рис.66

Учитель задает вопрос. Почему форма клеток разнообразна, чем обусловлено разнообразие форм клеток?

Что бы ответить на этот вопрос мы проведем маленькое исследование, выполним лабораторную работу.

 

Лабораторная работа.
«Особенности внешнего строения клеток в связи с выполняемыми функциями»

Презентация. Слайд 6,7.
Повторение правил работы с микроскопом и  предметными стеклами.
Презентация.  Слайд 8.
Выполняя работу, ответьте на вопросы, пользуясь справочным материалом:

  1. Какой микропрепарат вы рассмотрели.
  2. Каковы особенности формы клетки, с какими функциями это связано.
  3. Назовите исследуемую ткань.

3.Строение эукариотической клетки. Презентация. Слайд 9.

4. Сегодня на уроке мы познакомимся со строением цитоплазмы и  плазматической мембраны клетки. Презентация .Слайд 10
Откройте учебник стр. 127-128 прочитайте о строении плазматической мембраны, самостоятельно выполните задания  2,5 в рабочей тетради стр. 62,63.

Ответьте на вопросы:

1. Какое строение имеет  плазматическая мембрана?
2. Функции плазматической мембраны.

Учащиеся дают определения понятиям «Пиноцитоз», «Фагоцитоз». Презентация. Слайд 11

5. Сходство и различие клеток прокариот эукариот (растительных и животных) . Презентация. Слайд 12.
Сравните строение клеток прокариот и эукариот (растительных и животных клеток), пользуясь, рис. 67 , стр. 126 учебника. Заполните таблицу:

Структуры клетки

Прокариотическая
(бактериальная)

Эукариотическая

растительная

животная

Плазматическая мембрана

 

 

 

Клеточная стенка

 

 

 

Цитоплазма

 

 

 

Ядро

 

 

 

Рибосомы

 

 

 

Митохондрии

 

 

 

Эндо-плазматическая сеть (ЭПС)

 

 

 

Аппарат Гольджи

 

 

 

Лизосомы

 

 

 

Пластиды

 

 

 

Вакуоли

 

 

 

5. Обобщение знаний

«Построение модели клетки» (учащимся предлагается, из предложенных органоидов,  построить клетку растений, животных, прокариотическую клетку).

6. Сообщение домашнего задания: п. 26. стр. 125-129

Выполнить задания в рабочей тетради 1,3,4 стр. 62-63

7. Рефлексия. Выберите изображение соответствующее вашему настроению.

Приложение