Цель:
- Определить понятие «мораль».
- Развитие позитивных качеств личности воспитанника.
- Коррекция навыков поведения через конкретные примеры.
Задачи:
- Развивать систему умений и навыков: самостоятельно мыслить, работать с текстом, делать выводы.
- Способствовать осознанию необходимости самовоспитания, вызывать чувства неприятия аморальных поступков.
Основные понятия: мораль и нравственность, нравственные качества личности.
Оборудование:
- Словарик, пословицы, материалы учебника, тетрадь.
- Народная мудрость: «Мораль начинается там, где один человек позаботится о другом».
- Учебник Я.В.Соколова для 5 класса «Граждановедение», изд. Москва, НВЦ «Гражданин» 1998 года.
Ход урока:
I. Вводная часть:
- Ребята, вспомните сказку о Золушке.
- Кто из героев этой сказки вам больше всего нравится?
- Ведь мы любим не платье, а Золушку в платье; «встречаем по одёжке, а провожаем по
уму»
- Что хорошее ценим в людях?
- Посмотрите на схему:
Становление человека возможно только в обществе людей.
Поэтому он должен общаться с людьми.
Началом общения служат правила этикета, манера поведения, т.е.
правила морали.
Вывод: Признанные в обществе правила морали находят отражение в каждом человеке и формируют в нём личные нравственные качества.
II. Основная часть:
- Наши традиции складывались в течение многих веков. Вспомните былинных богатырей Илью Муромца, Добрыню Никитича. Русские воины отличались мужеством, удалью, стойкостью. А характер народа терпеливый, умеренный, выдержанный. Ведь люди селились у величавых рек, трудились на широком пространстве, где умеренный климат. Россияне трудились и выживали в общине. Это и формировало в них чувство коллективизма, уверенности, достоинства и свободолюбия. Герои сказок часто отказывались от полцарства, злата, серебра. Счастья они ищут не для себя, а для всех.
Русская пословица утверждает: «Денег ни гроша – да слава хороша»
- Как вы, ребята понимаете эти слова?
- Человек, который стремится к добру это человек, обладающий нравственными
качествами. Какие ещё вы знаете нравственные качества человека?
- Так вот: нравственные нормы поведения – это и есть мораль.
Правила морали – это правила человеческого общежития, которые регулируют поведение людей.
- Записываем в тетради определение:
«Мораль – это нигде не записанные нормы поведения в обществе, одобряемые большинством граждан. Норма морали – это правило, одобряемое большинством людей; это образец поведения, признанный обязательным в обществе».
III. Релаксация:
«Скажи обо мне правду»
Претендент на главную роль вызывается добровольно или выбирается. Учитель по одному называет позитивные и негативные качества личности. Участники игры высказывают свои соображения относительно наличия или отсутствия этих качеств у ученика, пожелавшего услышать о себе правду. Затем ему предоставляется ответное слово. Он может согласится с товарищами, или в вежливой форме возразить им.
IV. Закрепление материала:
- Чтение текста в учебнике страница 56 – 57 «цепочкой» и «выборочно».
- Почему нормальные люди не уважают тех, кто нарушает нормы поведения?
- Что такое мораль?
И пояснение учителя:
- А основные правила нравственности – это то, как мы должны поступать. А само слово «нравственность» состоит из слова «нравы» - привычный способ поведения, и «ответственность» - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек в своём поведении. Нравственная основа всех человеческих отношений – это мораль.
И новые слова «Мораль», «Нравственность» запишем в словарик и запомним их написание. А ещё народная мудрость гласит «Мораль начинается там, где один человек позаботится о другом»
- Как вы, ребята понимаете это выражение?
V. Подведение итога:
- Продолжи фразы: Я люблю в людях …
Я ненавижу в людях …
- Как известно Золотая Рыбка исполняет три желания своего избавителя. Если бы она выполняла твою просьбу, то какие три лучших качества личности ты бы пожелал для себя … (записать ответ в тетрадь). Сравнить ответы ребят.
VI. Домашнее задание:
стр.56 – 58 – читать. Знать определение, что такое мораль.