Социальная педагогика

Разделы: Социальная педагогика


Цель:

  • Определить понятие «мораль».
  • Развитие позитивных качеств личности воспитанника.
  • Коррекция навыков поведения через конкретные примеры.

Задачи:

  • Развивать систему умений и навыков: самостоятельно мыслить, работать с текстом, делать выводы.
  • Способствовать осознанию необходимости самовоспитания, вызывать чувства неприятия аморальных поступков.

Основные понятия: мораль и нравственность, нравственные качества личности.

Оборудование:

  • Словарик, пословицы, материалы учебника, тетрадь.
  • Народная мудрость: «Мораль начинается там, где один человек  позаботится о другом».
  • Учебник Я.В.Соколова для 5 класса   «Граждановедение», изд. Москва, НВЦ «Гражданин» 1998 года.

Ход урока:

I. Вводная часть:

- Ребята, вспомните сказку о Золушке.
- Кто из героев этой сказки вам больше всего нравится?
- Ведь мы любим не платье, а Золушку в платье; «встречаем по одёжке, а провожаем по  уму»
- Что хорошее ценим в людях?
- Посмотрите на схему:

Становление человека возможно только в обществе людей.
Поэтому он должен общаться с людьми.
Началом общения служат правила этикета, манера поведения, т.е. правила морали.

Вывод: Признанные в обществе правила морали находят отражение в каждом человеке и формируют в нём личные нравственные качества.

II. Основная часть:

- Наши традиции складывались в течение многих веков. Вспомните былинных богатырей Илью Муромца, Добрыню Никитича. Русские воины отличались мужеством, удалью, стойкостью. А характер народа терпеливый, умеренный, выдержанный. Ведь люди селились у величавых рек, трудились на широком пространстве, где умеренный климат. Россияне трудились и выживали в общине. Это и формировало в них чувство коллективизма, уверенности, достоинства и свободолюбия. Герои сказок часто отказывались от полцарства, злата, серебра. Счастья они ищут не для себя, а для всех.

Русская пословица утверждает: «Денег ни гроша – да слава хороша»
- Как вы, ребята понимаете эти слова?
- Человек, который стремится к добру это человек, обладающий нравственными качествами. Какие ещё вы знаете нравственные качества человека?
- Так вот: нравственные нормы поведения – это и есть мораль.
Правила морали – это правила человеческого общежития, которые регулируют поведение людей.

- Записываем в тетради определение:

«Мораль – это нигде не записанные нормы поведения в обществе, одобряемые большинством граждан. Норма морали – это правило, одобряемое большинством людей; это образец поведения, признанный обязательным в обществе».

III. Релаксация:

 «Скажи обо мне  правду»
Претендент на главную роль вызывается добровольно или выбирается. Учитель по одному называет позитивные и негативные качества личности. Участники игры высказывают свои соображения относительно наличия или отсутствия этих качеств у ученика, пожелавшего услышать о себе правду. Затем ему предоставляется ответное слово. Он может согласится с товарищами, или в вежливой форме возразить им.

IV. Закрепление материала:

- Чтение текста в учебнике  страница 56 – 57 «цепочкой» и «выборочно».
- Почему нормальные люди не уважают тех, кто нарушает нормы поведения?
- Что такое мораль?
И пояснение учителя:

- А основные правила нравственности – это то, как мы должны поступать. А само слово «нравственность» состоит из слова «нравы» - привычный способ поведения, и «ответственность» - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек в своём поведении. Нравственная основа всех человеческих отношений – это мораль.
И новые слова «Мораль», «Нравственность» запишем в словарик и запомним их написание. А ещё народная мудрость гласит «Мораль начинается там, где один человек позаботится о другом»

- Как вы, ребята понимаете это выражение?

V. Подведение итога:

 - Продолжи фразы: Я люблю в людях …
Я ненавижу в людях …

- Как известно Золотая Рыбка исполняет три желания своего избавителя. Если бы она    выполняла твою просьбу, то какие три лучших качества личности ты бы пожелал для  себя … (записать ответ в тетрадь). Сравнить ответы ребят.

VI. Домашнее задание:
  стр.56 – 58 – читать. Знать определение, что такое мораль.