Цели урока:
Обучающая:
- формировать знания детей о том, что гласная буква Э не пишется после согласных Ч, Ш, Ц,Ж
- учить детей читать, соблюдая орфографические нормы, прививать любовь к чтению.
Развивающая:
- укреплять навыки работы с книгой
- учить понимать «язык» мультимедийной доски
- развивать речь, логическое мышление, обогащать словарный запас учащихся
Воспитательная:
- Воспитывать чувство патриотизма, любви к родному краю через знакомство с богатством природы малой Родины, любить и изучать свой край
Оборудование: мультимедийный проектор, диск с запланированным материалом, учебник «Азбука», набор открыток «Туапсинский район».
Литература: Учебник «Азбука», «Праздник Букваря» Валентины Волиной, «Путеводитель» 25 тур. маршрутов, «Кубанская Азбука» О. Хамцовой, методическая литература.
Методическая концепция урока: Урок рассчитан на учеников 1 класса. Это их первый урок с использованием мультимедийного проектора
Предполагаю, что: Запланированный материал и его подача, учебно-методические ситуации урока будут способствовать закреплению знаний по теме «Звук [э], буквы Э, э расширит представление о богатстве природы своей малой Родины.
План проведения урока
1. Организационный момент
(1 мин)
2. Вступительное слово учителя
(1 мин)
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валентина Владимировна. Сегодня у нас необычный урок.
3. Основная часть
1) Объявление темы урока
(1 мин) Слайд 1
Тема нашего урока: Звук [ э ] и буквы Э,э
2) Сообщение о форме урока
Урок-путешествие. Мы побываем на страницах «Азбуки» и попутешествуем по нашему родному краю
3) Повторение изученного:
(2 мин) Слайд 2
Мы сейчас почитаем «Волшебную книгу», которая помогает в обучении чтению
4) Работа над новым материалом стр. 183 «Азбуки»
(4 мин)
Откройте страницу 183 «Азбуки»
Где находится девочка?
Почему она приложила руку к лицу?
Что случилось?
Где бывает эхо?
Правильно. А теперь давайте прочитаем эту страницу.
О чём вы прочитали?
Об эхо.
Произнесите э-э-э-эхо.
[э] – какой звук? Гласный или согласный?
Звук [э] находится в начале слова, поэтому он обозначается буквой «э». Вы уже знакомы со звуком [ э ] и буквой «э».
Звук [ э ] обозначается буквой «э» тогда, когда он находится в начале слова и после гласных.
Например : аэропорт, аэроплан, эскимос
Представьте, что мы с вами в горах. А в горах раздаётся…?
Эхо!
5) Игра «Поиграем в эхо» КУБАН
Часть класса читает слово, а вторая часть класса читает «эхом».
Машина – шина – шина.
Смех – мех – мех.
Коса – оса – оса.
Экран – кран – кран.
Олень – лень – лень.
Найдите слова с буквой «э»
Эхо, экран.
Звук [э] находится в начале слова, поэтому он обозначается буквой «э»
Посмотрите внимательно на слово «смех», прочитайте шёпотом его, вслушайтесь в звучание каждого звука: [ с] [мۥ ] [э] [ х ].
Начинается оно со согласного звука, который сливаясь с гласным, всё больше уступает ему место и если мы потянем подольше, то в конце ясно слышим звук [э] обозначается буквой «е»
6) Ребята, я вам предлагаю интересное задание.
Посмотрите на этот слайд
На нём необычная лесенка.
Задание: Вы должны внимательно посчитать, сколько букв спряталось в каком слове и поселить его на своём этаже расположите данные лова, начиная с верхнего этажа.
Э … …
Э … … …
Э … … … …
Э … … … … …
Э … … … … … ….(ЭСКИМОС), (ЭСКИМО), ( ЭКРАН), (ЭТАЖ), (ЭХО)
А теперь задание на вашу внимательность.
Какие слова спрятались в слове «ЭСКИМОС»
Эскимо, оси, экс, соки и т.д.
7) Следующее задание «Бюро находок»
Если вы услышите в слове звук [э] хлопните в ладоши
книга высокие эскимо
смех дом ели
стены экран ваза
Остановимся на слове «ЕЛИ»
Вспомните, что обозначает буква «е» в этом слове
Буква «е» обозначает слияние двух звуков [й], [э],
То же самое наблюдается, когда буква «е», стоит после гласной буквы:
Высокие. В конце слова то же слияние [й], [э].
8) Ребята, а где мы с вами живём?
В Краснодарском крае, возле моря.
Вы хорошо поработали. Пора и отдохнуть.
Физминутка.
Мы на море.
Подышим морским воздухом.
Пройдём по горячему песку.
Покидаем гальку в море.
Присядем, посмотрим камешки на дне.
Встанем. Потянемся.
Как хорошо кругом!
8) Элемент кубановедения
(2 мин) Слайд 7
Следующая остановка в нашем путешествии называется «Это ты, это я, это всё – вокруг меня».
Мы живём в таком замечательном районе.
Посмотрите, какое завораживающее побережье!
Кто прочитает стихотворение?
Звенит ручей –
Поёт ручей
О малой Родине моей.
Где я живу,
Где я учусь,
Люблю свой край и им горжусь.
9) Не успеем оглянуться, как наступит лето.
(2 мин) Слайд 8
Как вы летом отдыхали,
В каком месте побывали?
Интересно будет знать,
Как и где нам отдыхать?
Вам знакомы эти места?
– Аквапарк, дельфинарий, а ещё построили ледовый дворец. А где они находятся?
– В Небуге.
А в слове «Небуг» есть звук [э] или буква «э»
– Да, звук [э] спрятался в букве «е»
Правильно. Вспомнили мы о лете. А теперь давайте вернёмся к странице 185 «Азбуки».
На странице 185 буква «э» заняла свою квартирку. А почему она заняла красную квартирку на верхнем этаже?
– Потому, что она гласная.
– Потому, что буквой «э» мы обозначаем один звук [э]
А | О | У | Ы | Э | Н | М | Р | Й | Б | В | Г | Д | Ж | З | |||||
Я | Ё | Ю | И | Е | П | К | Т | Ш | С | Х | Ц | Ч | Ь |
Итог урока
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Буква «е» в начале слова обозначает слияние двух звуков [й], [э], [й ۥ ,э]
А в каких словах слышится звук [э], но пишется буква «е»?
– Мел, ели, в лесу, дерево, Небуг и т.д.
Рефлексия
Что вам понравилось на уроке?
(2 мин) Слайд 9
Учитель произносит:
Урок окончен, всех благодарю,
А на последок вам я подарю
Скромное напоминание
О нашей встрече вам
Напоминание. (вручаются небольшие сувениры)