Урок чтения. Тема: «А.С. Пушкин "Зимняя дорога"»

Разделы: Начальная школа


Данный урок проводится в 4-м классе по программе 1–4 в главе “Авторская поэзия: мастерская стиха” (автор учебника Н.А. Чуракова, часть 1) по теме А.С. Пушкин “Зимняя дорога” и является первым уроком по изучению и анализу данного произведения.

Урок по подходу к ребенку личностно-ориентированный, по преобладающему методу – частично поисковый, по типу управления познавательной деятельностью – система фронтальной (частично парный) работы, по концепции усвоения – развивающая технология. Изучение этой темы значимо для развития у учащихся умения использовать полученные ранее знания при изучении нового материала, понятия им содержательности особенностей поэзии (в данном случае рифмы), понимания содержания художественного произведения (в данном случае лирического).

В уроке четко просматриваются такие принципы дидактики, как научность, доступность, последовательность.

Введение в урок психологического настроения способствует нацеливанию детей на работу, дает возможность почувствовать себя личностью.

Ход мыслей, рассуждений идет от учащихся. Коллективный поиск истин художественного слова пробуждает самостоятельную точку зрения по поводу поставленных на уроке вопросов.

Преобладающий на уроке частично-поисковый метод воспитывает в детях свободу мысли, самостоятельность, гармонию чувств и состояния души.

Для развития внимания и повышения интереса к предмету в урок введены различные блоки вопросов, способствующие художественно-эстетическому развитию ребенка. Анализ художественного произведения способствует развитию ребенка как личности. Для формирования самооценки своих чувств, эмоций, отношения к поэтическому образу в урок плавно введены необходимые обращения учащихся к произведению. В уроке прослеживаются внутрикурсовые связи, связи с жизнью, межпредметные.

Дифференциация домашнего задания способствует развитию индивидуальных особенностей и способностей.

Самостоятельность в поисково-исследовательской деятельности помогает в формировании умения работать с учебной информацией.

Технология сотрудничества реализует равенство, партнерство в субъективных отношениях учителя и ученика

Каждый из данных этапов урока вносит свой специфический вклад в развитие личности.

(См. урок в Приложении. С видеофильмом (Рефлексия) можно ознакомиться, связавшись с автором статьи.)