Открытый урок по разделу "Металлообработка". Тема: "Опиливание" (6-й класс)

Разделы: Технология

Класс: 6


Теоретической базой опыта являются:

  • Психологические аспекты проблемы активизации учения (Н.Ф. Талызина, М.Н. Скаткин);
  • Анализ особенностей познавательной активности (У.В. Коротаева. И.Ф. Харламов, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина);
  • Методические теории использования игры в процессе обучения (С. А. Шмаков. Д.Б. Эльконин);
  • Овладение компьютерной грамотностью и новыми информационными технология;
  • Формирование умений. Необходимых для эффективной трудовой деятельности в условиях рыночной экономики: выявлять потребности в товарах и услугах. Организовать их производство и сбыть.

Очевидно. Что значительная часть названных задач решалась и в прошлые годы, но переход к рыночной экономике требует смещение акцентов и пересмотра иерархии и структуры задач трудового воспитания.

Важнейшая образовательная задача, стоящая перед обществом. Сформировать у выпускника школы готовность к постоянному самообразованию в течение всей жизни. Способность жить и работать в информационном обществе: обеспечить развитие рефлексивных умений. Творческих способностей.

Задача педагога состоит в том, чтобы учебно-познавательная деятельность школьников выступала главным условием развития у них самостоятельность, инициативы, творческих способностей, активной жизненной позиции, самореализации.

Аналитическая часть

Наиболее целесообразной организационной формой учебных занятий на данном этапе (основного полного образования), является урок, на котором решаются конкретные задачи. В зависимости от цели и содержания изучаемого материала, различают уроки:

  • По изучению производственных операций;
  • По выполнению комплексных работ;
  • По совершенствованию навыков и умений на рабочем месте;
  • По поверке знаний, умений и навыков учащихся;

Важное место в системе обучения умения и навыкам в области обработочных операций занимают установочные уроки. По каждой группе операций – нажимных , ударных, монтажных – проводится один установочный урок.

В качестве примера приведу установочный урок по нажимным операциям при опиливании металла в 6-м “А” классе.

Тема урока: “Опиливание”.

Цель урока: научить ученика принимать правильную рабочую позу, правильно держать в руках напильник и стоять у тисков при опиливании металлов ручным инструментом.

План вводного инструктажа:

  • Повторение пройденного материала;
  • Сообщение о теме занятия;
  • Ознакомление с содержанием нового материала;
  • Объяснение цели урока, назначения выполняемой работы;
  • Рассказ о технических требованиях, предъявляемых к организации рабочего места, методам закрепления заготовок при обработке пластин;
  • Показ установки пластин, приспособлений, режущего и измерительного инструмента;
  • Разъяснение наиболее распространенных видов брака, причин их возникновения и методах их устранения;
  • Объяснение методов контроля и качества работы;
  • Разъяснение операционной – технологической карты;
  • Показ трудовых приёмов, движений в рабочем и замедленном темпе;
  • Закрепление изложенного материала;
  • Пробное, установочное выполнение учениками показанных приёмов.

Методические рекомендации:

Даю учащимся общую характеристику нажимных операций, объясняю им, на какие важнейшие элементы необходимо обращать внимание. Первое, на что обращаю внимание, – это:

  • Правильная стойка при опиливании;
  • Правильная хватка напильника;
  • Расположение корпуса при опиливании;
  • Выбор высоты тисков;
  • Постановка ног при опиливании;
  • Рабочие движения при опиливании;
  • Балансирование напильника;
  • Уборка тисков при опиливании;
  • Техника безопасности при опиливании плоскости

Показ и разбор этих элементов даю в процессе рассказа об опиливании металлов.

Особое внимание уделяю соблюдению правильной стойки при выполнении нажимных операций, хватки инструмента и координации нажимного движения.

Чтобы предостеречь ученика от ошибок на начальной стадии обучения, показываю, как возникают типичные ошибки и как их исправить.

Показав учащимся, как правильно стоять при опиловке, и объяснив , почему именно применяется такая стоика, прощу учащихся принять стойку и проверяю её правильное выполнение. Затем объясняю, почему нужно стоять в пол-оборота к тискам.

Далее перехожу к показу и объяснению правильной хватки напильника. Для этой цели ученик несколько раз берет правой рукой напильник и кладёт его на слесарный верстак с правой стороны тисков.

Проверив правильность выполнения хватки, перехожу к показу и объяснению конструкции движения при опиливании.

После выше изложенного ученик подбирает высоту тисков по своему росту. Данное упражнение заканчивается определением правильного расстояния работающего от тисков, при этом нужно добиваться, чтобы у ученика предплечье правой руки находилось в вертикальном положении в тот момент, когда напильник отодвинут в дальнее положение. Делаю акцент на то, что при неправильном выборе высоты тисков появляется быстрая утомляемость и возникают трудности в достижении точности при опиливании плоскости. Пользуясь высокими тисками, ученик больше опиливает переднюю часть плоскости, а при выборке низких тисков – удаленную часть плоскости, в обоих случаях допускается ошибка, которая приводит к браку в работе.

После упражнений в правильной хватке, стойке и при опиливании, перехожу к объяснению важности соблюдения определенного темпа в работе. Для воспитания необходимого при опиливании прошу учащихся в течение 10 минут производить опиловку двух пластин, расставленных на расстоянии 60 мм, зажатых в тиски с деревянным бруском. По счету “раз”- движение рабочее, “два”- движение холостое. Цель данного упражнения – достижение правильной координации движений и балансировки напильника.

Во время выполнения учеником упражнения, провожу текущий инструктаж.

Текущий инструктаж в процессе самостоятельной работы учащихся:

  • Наблюдение за правильностью работы учащихся, выполнением ими правил техники безопасности и соблюдением порядка на учебном месте, при необходимости показываю правильные приемы работы, сопровождая показ объяснением;
  • Выявление положительных результатов и недостатков в работе учащихся;
  • По мере выполнения работы учащимися принимаю от них изделия и выставлю отметки;

В педагогической практике выработаны и другие рекомендации по проведению текущего инструктажа;

  • Не вмешиваться в работу школьников, когда в этом нет особой необходимости , но и не откладывать контроль до окончания работы;
  • Шире использовать межоперационный контроль;
  • Не следует спешить “отчитывать” школьников за что–либо сделанное не совсем правильно, лучше показывать, как нужно было сделать;
  • Не спешить винить школьника в неудаче, а установить её причину – возможна несовершенная методика обучения;
  • Попытаться отыскать в работе школьника положительные стороны и поощрить его, прежде чем давать указание об исправлении ошибок, в этом случае ученик лучше воспринимает замечания учителя;
  • При исправлении ошибок соблюдать чувство меры и помнить , что придирки нервируют школьников. Снижают их уверенность в своих силах и, скорее, наносят ущерб, чем оказывает помощь;
  • Не забывать похвалить учащегося – любой успех должен быть отмечен, но при этом надо помнить, что похвала должна быть заслуженной;
  • Не следует сразу давать школьнику указания о том, как исправлять ошибку, а добиться того, чтобы он сам понял и осознал ошибку и нашел способ ее устранить.

Заключительный инструктаж:

  • Оцениваю урок, т.е. анализирую, достигнута ли поставленная цель, чему научились учащиеся;
  • Показываю лучшие и худшие изделия учащихся и объясняю причины недостатков в выполнении отдельных работ;
  • Указываю на положительные факты, относящиеся к организации работы , культуре труда , дисциплине;
  • Сообщаю учащимся отметки за работу;
  • Сообщаю тему следующего занятия;

Разработанный мною открытый урок является достаточно полным, охватывающим все основные элементы учебного занятия. Важным является то, что учитель технологии в процессе составления плана ясно представлял себе содержание урока, четко определил организацию и методику проведения урока, а также подготовил всю необходимую учебно-материальную базу для успешного и наиболее рационального построения учебного процесса.

Заключение

Мотивация познавательной деятельностями ученика на уроке достигается мною также за счет опоры на жизненный опыт. Для меня важно постараться любой изучаемый материал увязать с жизнью, показать его значимость. Подбирая материал к уроку, я всегда продумываю моменты, показывающие, почему это важно знать.

Все приемы, применяемые мною в моей педагогической деятельности основаны на принципах свободы выбора, открытости, деятельности, обратной связи, идеальности (то есть наибольшей активности в самоорганизации, управлением своими парами, группами, когда дети сами обучают друг друга). Эти приемы помогают управлять классом, делают обучение нетрадиционным, эффективным.

Основными показателями эффективности процесса обучения являются достижения обучающихся. Я уверен, что каждый ученик может достичь своего определенного уровня, а моя задача при этом заключается в том, чтобы зафиксировать этот уровень и спланировать дальнейшую деятельность по его развитию. Всегда, отслеживая результаты своей деятельности и деятельности учеников.

Применяя продуманную систему способов и приемов развития активности и обучения творческой подходить к выполнению трудовых, учебных, жизненных задач. По моему опыту я знаю, что такой ученик скучает без творческого труда, ищет его во всяком задании, у него резко меняется подход к выполнению трудового задания.

Я убежден, что использование предложных материалов помогает школьникам учиться успешнее, развивать интерес и способности к самостоятельному мышлению и вырабатывать навыки самообразования.