Теоретической базой опыта являются:
- Психологические аспекты проблемы активизации учения (Н.Ф. Талызина, М.Н. Скаткин);
- Анализ особенностей познавательной активности (У.В. Коротаева. И.Ф. Харламов, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина);
- Методические теории использования игры в процессе обучения (С. А. Шмаков. Д.Б. Эльконин);
- Овладение компьютерной грамотностью и новыми информационными технология;
- Формирование умений. Необходимых для эффективной трудовой деятельности в условиях рыночной экономики: выявлять потребности в товарах и услугах. Организовать их производство и сбыть.
Очевидно. Что значительная часть названных задач решалась и в прошлые годы, но переход к рыночной экономике требует смещение акцентов и пересмотра иерархии и структуры задач трудового воспитания.
Важнейшая образовательная задача, стоящая перед обществом. Сформировать у выпускника школы готовность к постоянному самообразованию в течение всей жизни. Способность жить и работать в информационном обществе: обеспечить развитие рефлексивных умений. Творческих способностей.
Задача педагога состоит в том, чтобы учебно-познавательная деятельность школьников выступала главным условием развития у них самостоятельность, инициативы, творческих способностей, активной жизненной позиции, самореализации.
Аналитическая часть
Наиболее целесообразной организационной формой учебных занятий на данном этапе (основного полного образования), является урок, на котором решаются конкретные задачи. В зависимости от цели и содержания изучаемого материала, различают уроки:
- По изучению производственных операций;
- По выполнению комплексных работ;
- По совершенствованию навыков и умений на рабочем месте;
- По поверке знаний, умений и навыков учащихся;
Важное место в системе обучения умения и навыкам в области обработочных операций занимают установочные уроки. По каждой группе операций – нажимных , ударных, монтажных – проводится один установочный урок.
В качестве примера приведу установочный урок по нажимным операциям при опиливании металла в 6-м “А” классе.
Тема урока: “Опиливание”.
Цель урока: научить ученика принимать правильную рабочую позу, правильно держать в руках напильник и стоять у тисков при опиливании металлов ручным инструментом.
План вводного инструктажа:
- Повторение пройденного материала;
- Сообщение о теме занятия;
- Ознакомление с содержанием нового материала;
- Объяснение цели урока, назначения выполняемой работы;
- Рассказ о технических требованиях, предъявляемых к организации рабочего места, методам закрепления заготовок при обработке пластин;
- Показ установки пластин, приспособлений, режущего и измерительного инструмента;
- Разъяснение наиболее распространенных видов брака, причин их возникновения и методах их устранения;
- Объяснение методов контроля и качества работы;
- Разъяснение операционной – технологической карты;
- Показ трудовых приёмов, движений в рабочем и замедленном темпе;
- Закрепление изложенного материала;
- Пробное, установочное выполнение учениками показанных приёмов.
Методические рекомендации:
Даю учащимся общую характеристику нажимных операций, объясняю им, на какие важнейшие элементы необходимо обращать внимание. Первое, на что обращаю внимание, – это:
- Правильная стойка при опиливании;
- Правильная хватка напильника;
- Расположение корпуса при опиливании;
- Выбор высоты тисков;
- Постановка ног при опиливании;
- Рабочие движения при опиливании;
- Балансирование напильника;
- Уборка тисков при опиливании;
- Техника безопасности при опиливании плоскости
Показ и разбор этих элементов даю в процессе рассказа об опиливании металлов.
Особое внимание уделяю соблюдению правильной стойки при выполнении нажимных операций, хватки инструмента и координации нажимного движения.
Чтобы предостеречь ученика от ошибок на начальной стадии обучения, показываю, как возникают типичные ошибки и как их исправить.
Показав учащимся, как правильно стоять при опиловке, и объяснив , почему именно применяется такая стоика, прощу учащихся принять стойку и проверяю её правильное выполнение. Затем объясняю, почему нужно стоять в пол-оборота к тискам.
Далее перехожу к показу и объяснению правильной хватки напильника. Для этой цели ученик несколько раз берет правой рукой напильник и кладёт его на слесарный верстак с правой стороны тисков.
Проверив правильность выполнения хватки, перехожу к показу и объяснению конструкции движения при опиливании.
После выше изложенного ученик подбирает высоту тисков по своему росту. Данное упражнение заканчивается определением правильного расстояния работающего от тисков, при этом нужно добиваться, чтобы у ученика предплечье правой руки находилось в вертикальном положении в тот момент, когда напильник отодвинут в дальнее положение. Делаю акцент на то, что при неправильном выборе высоты тисков появляется быстрая утомляемость и возникают трудности в достижении точности при опиливании плоскости. Пользуясь высокими тисками, ученик больше опиливает переднюю часть плоскости, а при выборке низких тисков – удаленную часть плоскости, в обоих случаях допускается ошибка, которая приводит к браку в работе.
После упражнений в правильной хватке, стойке и при опиливании, перехожу к объяснению важности соблюдения определенного темпа в работе. Для воспитания необходимого при опиливании прошу учащихся в течение 10 минут производить опиловку двух пластин, расставленных на расстоянии 60 мм, зажатых в тиски с деревянным бруском. По счету “раз”- движение рабочее, “два”- движение холостое. Цель данного упражнения – достижение правильной координации движений и балансировки напильника.
Во время выполнения учеником упражнения, провожу текущий инструктаж.
Текущий инструктаж в процессе самостоятельной работы учащихся:
- Наблюдение за правильностью работы учащихся, выполнением ими правил техники безопасности и соблюдением порядка на учебном месте, при необходимости показываю правильные приемы работы, сопровождая показ объяснением;
- Выявление положительных результатов и недостатков в работе учащихся;
- По мере выполнения работы учащимися принимаю от них изделия и выставлю отметки;
В педагогической практике выработаны и другие рекомендации по проведению текущего инструктажа;
- Не вмешиваться в работу школьников, когда в этом нет особой необходимости , но и не откладывать контроль до окончания работы;
- Шире использовать межоперационный контроль;
- Не следует спешить “отчитывать” школьников за что–либо сделанное не совсем правильно, лучше показывать, как нужно было сделать;
- Не спешить винить школьника в неудаче, а установить её причину – возможна несовершенная методика обучения;
- Попытаться отыскать в работе школьника положительные стороны и поощрить его, прежде чем давать указание об исправлении ошибок, в этом случае ученик лучше воспринимает замечания учителя;
- При исправлении ошибок соблюдать чувство меры и помнить , что придирки нервируют школьников. Снижают их уверенность в своих силах и, скорее, наносят ущерб, чем оказывает помощь;
- Не забывать похвалить учащегося – любой успех должен быть отмечен, но при этом надо помнить, что похвала должна быть заслуженной;
- Не следует сразу давать школьнику указания о том, как исправлять ошибку, а добиться того, чтобы он сам понял и осознал ошибку и нашел способ ее устранить.
Заключительный инструктаж:
- Оцениваю урок, т.е. анализирую, достигнута ли поставленная цель, чему научились учащиеся;
- Показываю лучшие и худшие изделия учащихся и объясняю причины недостатков в выполнении отдельных работ;
- Указываю на положительные факты, относящиеся к организации работы , культуре труда , дисциплине;
- Сообщаю учащимся отметки за работу;
- Сообщаю тему следующего занятия;
Разработанный мною открытый урок является достаточно полным, охватывающим все основные элементы учебного занятия. Важным является то, что учитель технологии в процессе составления плана ясно представлял себе содержание урока, четко определил организацию и методику проведения урока, а также подготовил всю необходимую учебно-материальную базу для успешного и наиболее рационального построения учебного процесса.
Заключение
Мотивация познавательной деятельностями ученика на уроке достигается мною также за счет опоры на жизненный опыт. Для меня важно постараться любой изучаемый материал увязать с жизнью, показать его значимость. Подбирая материал к уроку, я всегда продумываю моменты, показывающие, почему это важно знать.
Все приемы, применяемые мною в моей педагогической деятельности основаны на принципах свободы выбора, открытости, деятельности, обратной связи, идеальности (то есть наибольшей активности в самоорганизации, управлением своими парами, группами, когда дети сами обучают друг друга). Эти приемы помогают управлять классом, делают обучение нетрадиционным, эффективным.
Основными показателями эффективности процесса обучения являются достижения обучающихся. Я уверен, что каждый ученик может достичь своего определенного уровня, а моя задача при этом заключается в том, чтобы зафиксировать этот уровень и спланировать дальнейшую деятельность по его развитию. Всегда, отслеживая результаты своей деятельности и деятельности учеников.
Применяя продуманную систему способов и приемов развития активности и обучения творческой подходить к выполнению трудовых, учебных, жизненных задач. По моему опыту я знаю, что такой ученик скучает без творческого труда, ищет его во всяком задании, у него резко меняется подход к выполнению трудового задания.
Я убежден, что использование предложных материалов помогает школьникам учиться успешнее, развивать интерес и способности к самостоятельному мышлению и вырабатывать навыки самообразования.