Цели урока:
- Показать учащимся, что наблюдения греков за природой, развитие хозяйства способствовали развитию в Греции образования, естественных и общественных наук. Объяснить, как наука разрушала религиозные верования.
- Объяснить, что использование труда рабов дало возможность свободным грекам время для занятий культурой.
- Воспитывать чувство уважения к наследию греческой культуры. Вырабатывать добросовестное отношение к учебному труду.
- На примере греческих ученых (Геродот, Демокрит и др.) показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
Приобретаемые навыки обучающихся:
- умение раскрыть содержание иллюстрации;
- умение воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя;
Тип урока: комбинированный
Оборудование.
- Вигасин А.А. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразоват. учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- “Греческая школа. Роспись на древнегреческой вазе (№ 119135)”
- “Педагог со стилем. Роспись на древнегреческой вазе. Современный рисунок. (№ 118977)”
- “Музицирование. Роспись на древнегреческой вазе. (№ 119029)”
План урока.
- Проверка домашнего задания.
- Мотивационная беседа.
- Изучение нового материала.
- Закрепление.
- Домашнее задание.
Проверка домашнего задания
Как много новых профессий появилось в наши дни. И не последнее место среди них занимают работники туристических фирм. Газеты так и пестрят приглашениями на горные курорты, в экзотические страны, на далекие острова. Почему бы и нам не отправиться в путешествие, приняв приглашение одной из фирм? Но наше путешествие будет необычным. Мы побываем в Древней Греции. По возвращении вы расскажете своим друзьям и близким, что вы увидели, о чем узнали.
Оценка “5”
Для неутомимых. Составьте свой рассказ, используя ключевые слова.
Наша первая экскурсия – в Афины.
Ключевые слова: агора, узкие улицы, портик, Акрополь, Фидий, Афина, колонна, Парфенон, золото, гости, восхищение.
Оценка “4”
Для более ленивых. Вставьте в рассказ ключевые слова (в нужном числе и падеже).
Ключевые слова: агора, узкие улицы, портик, Акрополь, Фидий, Афина, колонна, Парфенон, золото, гости, восхищение.
Греки считали Афины красивейшим городом своей страны. Древний писатель сказал: “Да ты – чурбан, если не видел Афины! Если видел и не восторгался, ты – осел и, если добровольно их покинул, ты – верблюд!” Ну как не побывать в этом древнем городе! По легенде, богиня ... и бог Посейдон поспорили о том, как назвать величайший город Греции. Посейдон бросил свой трезубец на гору .... Хлынула морская вода, и Посейдон обещал людям, что они разбогатеют на морской торговле, если назовут город в его честь. А ... посадила оливковое дерево в дар людям. Люди решили, что этот дар бесценен, и назвали город в ее честь. Над Афинами возвышается скалистый Холм, называемый ... , что по-гречески означает “верхний город”. Люди издавна селились здесь. Главная площадь Афин – .... В рыночные часы здесь всегда было шумно и многолюдно. По ... ... афиняне приходили сюда почти каждый день. Здесь, в тени ... , афиняне обсуждали новости или просто отдыхали.
Самые знаменитые сооружения возводились на .... Это было священное место для греков, они строили здесь только храмы. На ... попадали через Пропилеи – высокие парадные ворота с пятью проходами, украшенные ... из белоснежного мрамора. Затем взору открывался сам ... – храм Девы ... , или по-гречески ... Парфенос, построенный по приказу Перикла. В центре храма возвышалась 12-метровая статуя богини, покрытая слоновой костью и... , творение великого скульптора Фидия, друга Перикла. Богиня в образе прекрасной женщины – хранительница города и его сокровищ, горделивое олицетворение Афин.
Все, кто видел ... , – и греки, и заезжие купцы, и другие ... Афин – были поражены красотой храма и выражали искреннее ... творением рук человеческих. И мы никогда не забудем увиденного в Афинах.
Оценка “3”
Тест. Афинский акрополь.
Выберите правильный ответ.
1. Вход на Акрополь шел через:
1) портик
2) колоннаду
3) ворота
2. Главным на Акрополе был храм:
1) богини Ники
2) Парфенон
3) Артемиды
3. На фронтоне главного храма была изображена сцена:
1) беседы Зевса и Аида
2) из Олимпийских игр
3) спора Афины и Посейдона
4. Статую Афины изваял:
1) Мирон
2) Фидий
3) Поликлет
5. В Парфеноне хранилась казна:
1) Афин
2) Афин и морского союза
3) греческих колоний
Изучение нового материала
План:
- Создание алфавита.
- Школа.
- Палестра.
- Наука.
1. Создание алфавита.
Вопрос классу. Дать определение культура.
Задание. Во всех древних государствах нужны были грамотные люди, но потребность в них была особенно велика в Греции. Чем это объяснить?
(При демократии большинство граждан занимали различные государственные должности, поэтому всем грекам нужно было обладать хотя бы небольшими знаниями. Многие греки занимались ремеслами и торговлей, также требовавших знания письма и счета).
Вопросы классу:
- В каких странах возникло письмо? (Египет, Междуречье, Китай.)
- Что оно представляло собой? (Клинопись и иероглифы.)
- В чем недостатки клинописи и иероглифов? (Трудно писать, много знаков.)
- Кем был создан древний алфавит? (финикийцами.)
- Что он собой представлял? (Учебник, с. 73.)
- Чем неудобно письмо без гласных?
Греки же стали обозначать буквами гласные звуки. Это дало возможность точно передавать речь при письме. (Учебник, с.133)
Многие народы, создавшие свою письменность, использовали греческий алфавит. Греческая азбука лежит в основе азбук английской, французской, русской. В Греции создание алфавита сыграло огромную роль. Овладение грамотой стало возможным за короткий срок. Греки-мужчины почти все были грамотными.
А теперь посмотрим как же учились в греческих школах.
2. Школа.
Утро в доме владельца гончарной мастерской. У него два сына и дочь. Одному сыну – 7 лет, другому – 16.
Дети завтракают, потом идут в школу. Мальчиков сопровождает раб. Учебник Стр.173 Он несет тетради мальчиков и музыкальные инструменты.
Учебник, с. 174, рис. 1. На этом рисунке изображена тетрадь. Ее страницами были 2 или 4 дощечки. На одной стороне выскабливалось ровное углубление, занимавшее почти всю площадь дощечки, на него наносился тонкий слой воска, ограниченный с краев как бы рамкой. С краю просверливалось 2-3 дырки и сквозь них пропускали шнурок, соединявший дощечки воском внутрь. Внешняя сторона книжки обтягивалась кожей. Восковые дощечки служили долго, поскольку исписанный воск можно было загладить тупым концом стиля Учебник, с. 174 и он годился для нового употребления.
Раб, сопровождавший детей в школу, назывался педагогом, шел позади них и одновременно учил их правильному поведению: нельзя заговаривать со старшими или громко смеяться. Раб напоминает мальчикам, что так же скромно нужно вести себя за столом: нельзя класть нога на ногу, ничего нельзя просить, если входят старшие, надо встать.
Пришли в школу.
(Рис. 1) “Греческая школа. Роспись на древнегреческой вазе (№ 119135)”
В школе мальчика прежде всего начинали учить грамоте. Учитель давал глиняные таблички, на которых были написаны буквы и слоги, и он постепенно учился складывать из них слова. Грамоте обучали три года. Вначале учили писать на восковых табличках, потом на папирусе.
(Рис. 2) “Педагог со стилем. Роспись на древнегреческой вазе. Современный рисунок. (№ 118977)”
Вопрос классу. Как вы думаете почему?
Осилив грамоту, ученики приступали к чтению Гомера.
Вопрос классу:
- Кто такой Гомер?
- Какие произведения он написал?
- О чем эти произведения?
Греческие мальчики учили сотни стихов наизусть. Учитель часто говорил своим ученикам: “Хорошо ли вы знаете знаменитых поэтов Эллады?”
Я прочту вам несколько строк из разных произведений, не называя их авторов, а вы скажите, откуда эти строки.
- Черная, мрачная ночь покрыла глаза Андромахи
На стену быстро взошла и, взглянув, увидала: по полю
Гектора прочь волокли от стены быстролетные кони.
- “Я называюсь Никто; мне такое название дали
Мать и отец, и товарищи так все меня величают”.
С злобной насмешкою мне отвечал людоед зверонравный:
“Знай же, Никто, мой любезный, что будешь ты самый последний
Съеден, когда я разделаюсь с прочими; вот мой подарок”.
Тут повалился он навзничь совсем опьянелый.
- 3. Когда же скучились суда в проливе, дать помощи
друг другу не могли,
И медными носами поражали своих же – все тогда они погибли. А эллины
Искусно поражали кругом их … И тонули корабли, и под обломками судов
Разбитых, под кровью мертвых – скрылась гладь морская…
Познакомившись с литературой, мальчики начинали изучать музыку: играть на лире, флейте.
(Рис. 3) “Музицирование. Роспись на древнегреческой вазе. (№ 119029)”
Греки считали, что изучение музыки возвышает и облагораживает человека.
Познакомившись с музыкой, мальчики старшего возраста посещали палестру.
3. Палестра.
Изучение гимнастики считалось не менее важным занятием, делом, чем знакомиться с литературой и музыкой. Ведь гражданин должен быть и воином, а кому же нужны такие воины, говорили афиняне, которые дрожат на морозе, слабеют от жары, задыхаются от пыли, слабы и неповоротливы, которые не могут ответить на удар ударом, переплыть реку или догнать убегающего врага.
В гимназиях мальчики занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием копья и бросанием диска.
С 18 до 20 лет юноши обучались военному делу. Военная служба начиналась с клятвы. В первый год: маршировка, построение в шеренгу, метание копья, стрельба из лука. Во второй год: изучение основ морского дела.
К двадцати годам юноши получали право посещать Народное собрание. Мальчиков учили ясно и красиво говорить.
Вопрос классу. Где могло пригодиться ораторское искусство? (На народном собрании)
Мальчики должны были знать наизусть “Илиаду” и “Одиссею”.
Возвратившись домой мальчик рассказал сестре, как у него дела в школе. Он говорит: “Сегодня учитель был мною доволен, меня он даже ни разу не ударил, а моего соседа избил палкой за то, что тот не выучил отрывок из поэмы”. А надо сказать, что учитель мог побить ученика, если был им недоволен. Еще брат рассказал сестре, что его сосед не пришел сегодня в школу, он остался дома помогать отцу, теперь он вообще не будет ходить в школу. Дети бедняков учились только грамоте.
Сестра слушает с большим интересом. А почему? Потому что девочки в школу не ходили. Ведь афинские женщины не участвовали в Народном собрании, в выборах, в судах. От них требовалось: быть скромными, покорными женами и домовитыми хозяйками. Их учили печь хлеб, готовить, смотреть за рабынями. Чем реже женщина показывалась на людях, тем больше гордился ею отец или муж.
Вопрос классу. Чем афинское образование отличалось от спартанского?
4. Наука.
А в то время, пока мальчики учились, отец взял четырех рабов и пошел на рынок, рыночную площадь.
Вопрос классу. Как называется рыночная площадь в Афинах? (Агора).
Вопрос классу. Что продают?
По дороге он повстречал своего соседа и узнал, что в Пирей прибыли корабли с Черного моря. Только собрался владелец мастерской побывать в Пирее, как услышал объявление: “ Завтра – Народное собрание. Решается вопрос: увеличить ли пошлины для иноземных купцов”.
Вопрос классу. Кто принимает участие в Народном собрании?
Как называется греческое государство?
Можно ли назвать ее подлинной демократией?
Крупнейший греческий историк Геродот задумал большое сочинение по истории греко-персидских войн. Но в годы Саламинской битвы он был еще ребенком. Поэтому Геродот отправился в путешествие по Персидскому царству, чтобы собрать сведения о войнах, изучить жизнь народов, участвовавших в походе на Грецию.
Геродот посетил Вавилон, Египет, объездил всю Грецию и ее колонии и всюду искал участников войн, беседовал с ними, делал записи. Когда Геродот закончил путешествие, никто в Греции еще не знал его. Геродот привез с собой несколько свитков папируса – это была написанная им “История”. Он решил познакомить с этим сочинением греков, прочитать вслух отдельные главы.
Вопрос классу. Но куда поехать? В каком месте собирались граждане всех греческих государств?
Геродот конечно мог поехать в Афины, но он выбрал другое место. Геродот отправился в Олимпию, где выступил с чтением своего сочинения. Мы не знаем, что именно читал Геродот. Возможно, это был рассказ о том, как персидское войско высадилось на Марафонской долине, а греки заняли горные проходы, преграждая врагам путь на Афины. Слушатели пришли в восторг от его книги и рассказы о ней разнеслись по всей Греции. Геродот сразу стал знаменитым. Его стали называть “отцом истории”.
Во второй половине V в.до н.э. во всех греческих государствах только невежественные люди не знали, кто такой Гиппократ. Он был самым известным человеком в Древней Греции. Это был великий врач, спасший жизнь многим людям. Со всех концов Греции к нему приходили учиться врачебному делу, но еще больше людей приезжали лечиться. А если случалась эпидемия и заболевало много людей, или если заболевал какой-либо известный и замечательный человек, Гиппократ сам приезжал на помощь.
Великим философом древнего мира был гражданин богатого города Абдеры, расположенного на финикийском побережье Демокрит. Демокрит познакомился со всеми достижениями как восточной, так и греческой науки. Демокрит объяснял происхождение Вселенной из атомов. “Атомос” по-гречески “неделимы”. Открытием Демокрита было учение о том, что каждое вещество состоит из неделимых частиц – атомов, сочетание и соединение их образует весь мир, землю, людей. При отмирании организма происходит его распад на атомы, которые путем новых соединений вновь образуют тела.
“Никакой судьбы нет, – утверждал философ, – Люди сами выдумали судьбу, чтобы оправдать свою нерешительность. Все то, что мы сваливаем на судьбу, имеет вполне определенную причину”.
Закрепление
- Как афиняне относились к образованию, чему учили афинских детей?
- Почему взрослые жители Афин занимались гимнастикой
- Расскажите, где обучались афинские девочки; чему учили афинских девочек;
- Укажите правильное продолжение предложения: “Афиняне считали, что нельзя стать настоящим человеком без любви к ... ”:
1) книге,
2) музыке,
3) искусству,
4) спорту;
- Определите, что называли стилем в Древней Греции.
Домашнее задание
- Найти в различных источниках имена древнегреческих философов.
- Ответить на вопросы № 1, 3 с. 176.
Источники и литература
- Обязательный минимум содержания исторического образования.
- Программа общеобразовательных учреждений. История древнего мира. 5 класс (68 ч). Авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2007.
- Андрюсев Б.Е. Опорные конспекты по истории древнего мира: 5 кл.: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
- Арасланова О.В. История Древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки к учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой и Ф.А. Михайловского. 2-е изд., исп. и доп. – М.: ВАКО, 2005.
- Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
- Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе.
- Зверева Л.И., Тувельман А.Е. Древний мир: 5 кл.: краткие конспекты уроков для учителя истории. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
- Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 5 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2002
- Старобинская Г.И. История древнего мира. Экспериментальное учебное пособие. НПО “Школа” – издательство “Открытый мир”, 1997
- Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира: 5 кл. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.