Цели.
- Образовательная: формировать понятие дроби, ее числителя и знаменателя; формировать способность к чтению, записи дробей.
- Развивающая: развитие мыслительных и вычислительных навыков, операций, творческих способностей, развитие учебно-познавательной мотивации.
- Воспитывающая: воспитание нравственных качеств, взаимопомощи, культуры поведения.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового учебного материала
1. Устные упражнения.
– Расшифруй имя славного защитника Руси. (См. Приложение.) См. Приложение 1, Приложение 2)
(Дети вычисляют устно, ответы записывают на своей карточке и расшифровывают имя.)
2. Математический диктант.
– Найти 1 часть числа 240.
– Шестая часть учеников в классе составляет 5 человек. Сколько учеников в классе?
– Чему равна часть центнера?1 тонны?
– Сколько часов составляет третья часть суток?
– Сколько минут в часа?
– Задумали число. Третья часть этого числа составляет 75 см. Чему равно все число?
– Задумали число, седьмая часть которого равна 42. Какое число задумали?
(80, 30, 50, 200, 8, 20, 225, 294 )
– Какое число, по вашему мнению, лишнее?
– Почему?
3. Какая часть квадрата закрашена?
– Какое число следующее?
III. Изучение нового материала
Квадрат разделен на несколько частей. Запишите около рисунков, какую часть квадрата занимает закрашенная часть.
(Ответы получатся разные или не получатся.)
– Почему не получилось?
– Какое задание выполняли?
– Чем это задание отличается от предыдущего?
(Там закрашена одна часть – доля, а здесь несколько.)
– Кто знает, как называются такие числа?
-Кто-нибудь догадался , как называются такие числа ?
– Значит, как называется тема нашего сегодняшнего урока?
(ТЕМА. Дроби.)
– Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться?
(ЦЕЛЬ.)
Первичное закрепление.
– На сколько частей поделена фигура? (9)
– Сколько частей закрашено? (4)
– Как записать? ( )
– Что показывает число 9? (На сколько частей поделено целое)
– Что показывает число 4? (Сколько таких частей взяли.)
– и т. д.
– Итак, что показывает число, записанное под чертой?
– Это число обозначается буквой n и называется ЗНАМЕНАТЕЛЬ.
– Что показывает число, записанное над чертой?
– Это число обозначается буквой m и называется ЧИСЛИТЕЛЬ.
IV. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала
- Закрась указанные части фигур.
– Сколько закрасили частей? Почему?
- Прочитай дроби. Назови числитель, и знаменатель каждой дроби и объясни, что они обозначают.
- Записать дроби.
– Какую часть метра составляет 1 дм? () 4 дм? () 7 дм? ()
– Какую часть часа составляет 1мин? () 3 мин? () 18 мин? ()
– Какую часть года составляет 1месяц? () 4 мес.? () 6 мес.? () 12 мес.? ()
V. Контроль и проверка знаний
- Решение задачи.
Петя готовил уроки 2 часа. На математику он потратил этого времени, на русский язык часть времени, на чтение часть времени. Сколько минут у него осталось, чтобы выполнить задание по природоведению?
- Решение задачи с помощью уравнения.
Длина дорожки 60 м. Заасфальтировали часть. Сколько метров осталось заасфальтировать?
60 : 3 + x = 60
- Закрепление пройденных знаний.
Решить уравнение.
275 + 80 : y = 280
VI. Подведение итогов урока
VII. Домашнее задание
- В учебнике прочитать с. 212–213.
- Выполнить № 532, № 571.
- Найти интересные сведения из истории дробей, старинные задачи с дробями (форма: доклад или книжка-малышка).
(Задание на неделю)
См. Приложение
См. Приложение 1
См. Приложение 2