Урок математики в 4-м классе "Дроби. Понятие дроби"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  • Образовательная: формировать понятие дроби, ее числителя и знаменателя; формировать способность к чтению, записи дробей.
  • Развивающая: развитие мыслительных и вычислительных навыков, операций, творческих способностей, развитие учебно-познавательной мотивации.
  • Воспитывающая: воспитание нравственных качеств, взаимопомощи, культуры поведения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового учебного материала

1. Устные упражнения.

– Расшифруй имя славного защитника Руси. (См. Приложение.) См. Приложение 1, Приложение 2)

(Дети вычисляют устно, ответы записывают на своей карточке и расшифровывают имя.)

2. Математический диктант.

– Найти 1 часть числа 240.

– Шестая часть учеников в классе составляет 5 человек. Сколько учеников в классе?

– Чему равна часть центнера?1 тонны?

– Сколько часов составляет третья часть суток?

– Сколько минут в часа?

– Задумали число. Третья часть этого числа составляет 75 см. Чему равно все число?

– Задумали число, седьмая часть которого равна 42. Какое число задумали?

(80, 30, 50, 200, 8, 20, 225, 294 )

– Какое число, по вашему мнению, лишнее?

– Почему?

3. Какая часть квадрата закрашена?

img2_3.jpg (3769 bytes)

 – Какое число следующее?

III. Изучение нового материала

Квадрат разделен на несколько частей. Запишите около рисунков, какую часть квадрата занимает закрашенная часть.

 

(Ответы получатся разные или не получатся.)

– Почему не получилось?

– Какое задание выполняли?

– Чем это задание отличается от предыдущего?

(Там закрашена одна часть – доля, а здесь несколько.)

– Кто знает, как называются такие числа?

-Кто-нибудь догадался , как называются такие числа ?

– Значит, как называется тема нашего сегодняшнего урока?

(ТЕМА. Дроби.)

– Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться?

(ЦЕЛЬ.)

Первичное закрепление.

– На сколько частей поделена фигура? (9)

– Сколько частей закрашено? (4)

– Как записать? ( )

– Что показывает число 9? (На сколько частей поделено целое)

– Что показывает число 4? (Сколько таких частей взяли.)

– и т. д.

– Итак, что показывает число, записанное под чертой?

– Это число обозначается буквой n и называется ЗНАМЕНАТЕЛЬ.

– Что показывает число, записанное над чертой?

– Это число обозначается буквой m и называется ЧИСЛИТЕЛЬ.

IV. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала

  1. Закрась указанные части фигур.

– Сколько закрасили частей? Почему?

  1. Прочитай дроби. Назови числитель, и знаменатель каждой дроби и объясни, что они обозначают.

img8.gif (1196 bytes)

  1. Записать дроби.

– Какую часть метра составляет 1 дм? () 4 дм? () 7 дм? ()

– Какую часть часа составляет 1мин? () 3 мин? () 18 мин? ()

– Какую часть года составляет 1месяц? () 4 мес.? () 6 мес.? () 12 мес.? ()

V. Контроль и проверка знаний

  1. Решение задачи.

Петя готовил уроки 2 часа. На математику он потратил этого времени, на русский язык часть времени, на чтение часть времени. Сколько минут у него осталось, чтобы выполнить задание по природоведению?

  1. Решение задачи с помощью уравнения.

Длина дорожки 60 м. Заасфальтировали   часть. Сколько метров осталось заасфальтировать?

60 : 3 + x = 60

  1. Закрепление пройденных знаний.

Решить уравнение.

275 + 80 : y = 280

VI. Подведение итогов урока

VII. Домашнее задание

  • В учебнике прочитать с. 212–213.
  • Выполнить № 532, № 571.
  • Найти интересные сведения из истории дробей, старинные задачи с дробями (форма: доклад или книжка-малышка).

(Задание на неделю)

См. Приложение

См. Приложение 1

См. Приложение 2