Цели:
- Развить творческие способности и интерес к творческой деятельности
- Способствовать усилению желания получать новые знания
- Расширить кругозор учащихся по русскому языку
Задачи:
- Содействовать сплочению коллектива, научить ребят работать в команде, нести ответственность перед всеми членами коллектива.
- Развивать ловкость, быстроту, внимание.
- Помочь становлению нравственной культуры, а также самовыражению личности учащихся
Оборудование: набор букв со словами “эрудит” и “умник”, черный ящик, “золотые рыбки”, карточки со стихотворениями, условные обозначения конкурсов, подарки.
Форма: игра–КВН
Ход игры
I. Организационный момент
Цель этапа: Создать соответствующий психологический настрой
Вступительное слово учителя. Чтецы декламируют стихи
Ученик 1.
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
(С. Данилов)
Ученик 2.
Эта речь полна величья, гордой красоты.
В ней прекрасных слов богатство, сила красоты.
Ученик 3.
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания круче –
Выучи русский язык.
(Г. Гришашвили)
Ученик 4.
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова
Выучи русский язык!
(С. Абдулла)
Ведущий: В нашей аудитории собрались любители русской словесности. В игре встречаются 2 команды 6–го класса. Но прежде чем начать игру, я хочу вас познакомить с нашими гостями, то есть с нашим жюри.
Велуший представляет членов жюри.
– Всем желаю успехов! Мы начинаем!
II. Формирование умений и навыков
Вид: творческое формирование
Цель этапа: углубление знаний о языке, получаемых на уроках, повышение качества этих знаний и умений.
1–й конкурс: "Давайте знакомиться".
Задание: из данных букв составить название команды и придумать свой девиз. Командам дается набор букв со словами “эрудит” и “умник”.
2–й конкурс: Пословицы.
Ведущий: В чем заключается успех победы? Что нужно делать, как поступить в трудных ситуациях? Об этом говорится в пословицах. Но их нужно вспомнить и сложить.
Задание: я называю начало пословицы, вы должны закончить. Начинаем с первой команды.
1–я команда | 2–я команда |
1. Семь раз примерь, (один раз отрежь). 2. С кем поведешься, (от того и наберешься). 3. Поспешишь – (людей насмешишь). 4. Не имей 100 рублей, (а имей 100 друзей). 5. Без труда не вытащишь (и рыбку из пруда). |
1. Не смеши языком – (торопись делом). 2. Что написано пером, (то не вырубишь топором). 3. Что посеешь, (то и пожнешь). 4. Один в поле (не воин). 5. Один за всех, (и все за одного). |
3 конкурс: Грамматическая арифметика.
Задание: Вы должны решить примеры и записать ответы.
1-й команде: | 2-й команде: |
– кабан– ан + лук – ? (каблук) – с + дом для отдыха = ? (сдача) – корь – ь + идол – л + р = ? (коридор) – череп – п + муха = ? (черемуха) – кар + горное село = ? (караул) |
– чудеса – а + ный = ? (чудесный) – кот + елка – ка = ? (котел) – с + хвойный лес = ? (сбор) – кар + то + фельдшер – дшер = ? (картофель) – кар + знак препинания = ? (карточка) |
4 конкурс: "Сила букв".
Задание: составьте связный текст, каждое слово которого должно начинаться на букву “П” (1-й команде) и “Н” (2-й команде).
А сейчас попросим жюри объявить предварительные результаты. Вам слово.
Жюри объявляет количество набранных очков.
5 конкурс: Вопросы-шутки.
Ведущий: Хотите вы поймать золотую рыбку? И что бы вы у неё попросили? У вас сегодня есть шанс поймать её. Удачной рыбалки, друзья!
Задание: на рыбках написаны вопросы-шутки. Команды будут отгадывать их поочерёдно. Кто угадает, тому даётся рыбка. Побеждает команда, набравшая большее количество рыбок.
- Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (Стоп)
- Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (Семья)
- Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (Соль)
- Какое государство можно носить на голове? (Панама)
- Каким гребнем не расчёсываются? (Петушиным)
- Какое поле нельзя засеять? (Магнитное)
- Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан? (Сами они войти не могут)
- Может ли дрозд отморозить себе хвост? (Улетают на юг)
6 конкурс: В поисках фразеологизмов.
Ведущий: Любите ли вы приключения? Вот однажды что случилось с мальчиком.
Задание: я читаю текст, вы должны по ходу чтения выписывать фразеологизмы.
Попались на удочку. |
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами говорит, сходим, поохотимся, рыбу будем удить. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья полить будем. Потом он мне покою не давал: “Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. – Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, – растерялись мы.
Вот пустомеля, – возмутился дед, – всё время кому-нибудь морочит голову. У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
Ничего, дети, – успокоил нас дед, – со мной пойдёте.
И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы еще.
7 конкурс: Шарады.
Ведущий: Шарадой называется загадка, в которой загаданное слово состоит из нескольких составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово.
Задание: я читаю шарады, вы отвечаете.
1-я команда | 2-я команда |
|
|
|
|
|
|
8 конкурс: Конкурс оратора. (капитан команды готовится к выразительному чтению стихотворения).
Задание: узнать, о каких словах идет речь в стихах,
1-я команда | 2-я команда |
Шел я с сумкой за плечами Вижу, бьет в овраге ключ Наклонившись над ключом, Уронил я в воду ключ Шарю я в ключе по дну, Над водою спину гну. Если ключ я не найду, Как домой я попаду? (В. Лившиц) |
“Бураны, вьюги и метели - Как много с ними канители, Как много шума, толкотни, Как надоели мне они!” - Так проворчал мороз угрюмый, И речку лед сковал без шума, Деревья скрыла седина, И наступила тишина (В. Берестов) |
9 конкурс: Прочитайте высказывание.
Задание: каждой команде дается листочек с высказыванием. Написанное нужно читать, начиная с правого нижнего угла по вертикальным колонкам.
1-й команде | 2-й команде |
К Й Г А И Ы И О Н Б З Ч М Е Ю Я У Ш Т Л (Любите наш могучий язык!) |
У А Р Н О К М Г З Р И М Й О О Т А А ШХ (Хорошо знай грамматику) |
Вот мы и дошли до финала нашей игры, настал волнующий момент. Какая команда сегодня победит, какая проиграет! Скоро мы это узнаем ! Уважаемое жюри, слово предоставляется вам.
III. Итог
Цель этапа: оценка деятельности учащихся.
Жюри объявляет окончательные результаты, каждый член жюри высказывает свои мнения, пожелания по проведенному мероприятию. Выявляется команда-победитель.
Ведущий: Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо, активно, участвовали. Показали себя знатоками русского языка. Вам спасибо за участие, а нашему жюри за справедливость и точность. До свидания, до скорых встреч!
Использованная литература:
- Волина В. 1000 игр с буквами и словами.
- “33 пирога” Под ред. Э.О. Умерова.
- “Праздник на все случаи жизни”.
- “Ребята, давайте играть!”
- Ковалева С. 7000 золотых пословиц и поговорок.