Конспект открытого занятия. Тема: "Знакомство с русским, молдавским и украинским традиционными народными костюмомами"

Разделы: Работа с дошкольниками, Социальная педагогика


Цель:

  • формировать у старших дошкольников представления о народном костюме;
  • познакомить с историей народного костюма;
  • учить выделять отличительные особенности элементов характерные         для молдавского, украинского и русского национальных костюмов;
  • привлекать внимание детей к традиционным народным закличкам,  пословицам и поговоркам,
  • активизировать речь детей новыми словами, при назывании элементов национальных костюмов: русского, молдавского и украинского;
  • насыщать реальную жизнь детей фольклорным материалом;
  • развивать интерес к народному творчеству;
  • формировать положительное отношение к людям разных национальностей;

Оборудование: матрёшки в национальных костюмах, изображение людей
в народной одежде.

Ход занятия

Дети входят, встают полукругом.

1 реб.Солнышко - ведрышко
Выгляни в окошечко.
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись.

2 реб.Вийды, вийды сонечко,
На дiдове полечко,
На бабине зiлячко,
На наше подвiр’ячко.

3 реб. Соаре, Соаре!
Ту пе чер апаре.
Пе копий – трезеште,
Пэмынтул ынкэлзеште.
Солнце, Солнце!
Ты на небе появись.
Детей разбуди,
Землю согрей.

Воспитатель: Вот мы с вами и поздоровались на трех языках: русском,    украинском и молдавском. Попросили Солнышко о том, чтоб оно светило  нам в окошечко, согревало нас, радовало своим теплом, ведь раньше, люди закличками начинали новый день.

Воспитатель:Ребята, о каком времени года говориться в этих стихотворениях?

1. Художник золотом расписал сады,
Нивы урожайные, спелые плоды.
Всюду бусы, ягоды, зреют по лесам,
Кто же тот художник,
Догадайся сам?

2. Ветер с листьями играет,
Листья с веток обрывает,
Листья желтые летят,
Прямо на руки ребят.

 3. Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает?

Дети: В этих стихотворениях говорится об осени.

Воспитатель:
Давайте вспомним пословицы и поговорки об осени, которые  
бытовали в народе.

Дети:
* Осень идет, за собой дождь ведет.
* Осень велика – зима долга.
* Весна красна, да голодна,
Осень дождлива, да сыта.     
* Весна все растит, осень все гноит,
* В осень и у вороны копна, не то что у тетерева.
* Весна красна цветами,
Зима – белыми снегами,
Лето – солнцем и грибами,
Осень – житом и снопами,
И румяными блинами.

Воспитатель: Ребята, а как вы понимаете слова «жито» и « сноп»

Дети: « жито» - это хлеб в зернах (хлебное поле)
« сноп» - это связка отжатых колосьев (без зерен)

Воспитатель: Народ всегда прикланялся перед Временами года, прося богатый урожай, много снега, теплого лета.
А как крестьяне в селах говорили про осень?

Дети:  Осеница, Царица!
            По злату мастерица.
            С пряльцем, с донцем,
            С гребнем, с веретенцем.
            С высоким колосочком, с широким снопочком,
            Журавли то за моря,
            Осеница на поля.

Воспитатель: Сегодня, на нашем занятии, мы с вами поговорим о том, как народ создавал свою одежду; о истории народного костюма, и о том, как люди раньше одевались в Молдавии, в  Украине и в России.

Воспитатель: Послушайте историю о том, как появился народный костюм.
(воспитатель показывает иллюстрации, согласно тексту)

« Жил – был народ, и были в народе крестьяне. На барина работали крестьяне – богатого человека. Поле вспахивали, пшеницу, рожь выращивали, скотинку пасли: стадо коров, овец, да быков. Вели они натуральное хозяйство, что сами вырастили, тем и питались. И одежду тоже они сами для себя, и для барина изготавливали. И одежда эта получила название –   «Народный костюм», так как народ – крестьяне - сами его придумали ».

 Воспитатель: Ребята, давайте с вами посмотрим, как одевались крестьяне на Руси. 
Посмотрите на картинки:
Мужчины носили длинную рубаху, подпоясанную шнуром. Узкие штаны, заправленные в онучи (кусок ткани которой обвёртывали ноги до самых колен). На онучи надевали лапти, плетёную из веток обувь. Головным убором у мужчин, была остроконечная шапка, которая называлась «Колпак».
 Женщины поверх рубахи надевали сарафан (высокая юбка, которая крепилась на плечах при помощи лямок). Замужние женщины носили юбки, которые назывались «понева». Обувью служили «чуни», отличались от лаптей – плетением.
Посмотрите, какие красивые у них были головные уборы: кики, кички, кокошники, повязки прямоугольной формы, украшенные бисером.
Ну а чтобы предотвратить от загрязнения, поверх юбки или сарафана, надевали фартуки которые назывались « занавеска» или «нагрудник».

Воспитатель: Готовя нарядную одежду, деревенские рукодельницы показывали всё, на что они способны были: рукава, плечи, ворот – расшивали красными нитками, лентой, тесьмой. По верх рубахи надевали бусы.
 Воспитатель: А от какого слова произошло слово «рубаха»?
Дети: От слова «руб», что означает кусок, обрывок полотна.
Воспитатель: По праздником люди на Руси водили хороводы.

Динамическая пауза под фонограмму русской народной мелодии: «Во поле, березка стояла)
Дети становятся в круг и ведут хоровод с обыгрыванием русской народной игры «Ручеек».

Воспитатель:

Люблю тебя Молдавский брат,
Твой щедрый хлеб, твой виноград,
И песню добрую твою.

Воспитатель: Посмотрите, как одевались крестьяне в Молдавии.
Мужчины носили, как и на Руси, длинную белую рубаху, белые узкие штаны, широкий шерстяной пояс, барашковую шапку-«кушмэ). Поверх рубахи надевали безрукавку, или жилетку. Обувь была самодельная, кожаная, похожая на украинские «постолы».

Женщины поверх рубахи надевали юбку «катринца»(юбка на «запах»), или «фате»(юбка с разрезами по бокам), широкий шерстяной пояс, нарядные шерстяные фартуки и жилетку. Обувью служили «опинчь»- обувь из кожи, стянутая по верхнему краю складками.
Дополнением к молдавскому национальному костюму, были сумки «котомки»

Воспитатель: В Молдавии, как и на Руси, женщины рукодельницы украшали свою одежду вышивками. И эти вышивки получили название «орнамент», что означает вышивка узором.
Вышивали они виноградные гроздья, листья, цветы, птиц, животных, и даже человеческие фигурки. А молдавская гамма цветов составила: черный, красный и коричневый цвета.

А одним из любимых танцев у молдаван, был общесельский танец «Жок» задорный, зажигательный, темпераментный, быстрый, весёлый.
(дети танцуют элемент  молдавского народного танца «Жок»)

Воспитатель:

Украина песнями славиться,
Городами светлыми, новыми,
А какие сады вишневые,
И пшеница в поле красавица.

Воспитатель: Посмотрите, и скажите, как одевались жители Украины?

(ответы детей)

Мужчины носили длинную украшенную вышивкой сорочку.
Красные шаровары, а по верх шаровар, широкий шерстяной пояс. Сапоги - у городских жителей, и у сельских, кожаные, или плетеные лапти - «постолы». Головным убором служила соломенная шляпа, или овчинная шапка «папаха».
Женщины носили длинную, украшенную вышивкой сорочку с пестрой юбкой « плахта» (разрезанная по бокам). Поверх сорочки - безрукавку. Костюм украшали бусами. На ноги надевали сапоги на каблучках. Головным убором у девушек были венки из бумажных цветов. Косы были украшены цветными лентами. А у замужних женщин головным убором была  шапочка, которая называлась «очипок» - чепец украшенный вышивкой. В украинском костюме преобладали голубой, оранжевый, зелёные цвета с крупным многоцветным орнаментом.

Воспитатель: А по праздникам на Украине люди танцевали «Гопак» - прыгучий, быстрый задорный танец.
(дети исполняют элемент украинского народного тана-польки)
Воспитатель:  А теперь давайте поделимся на 3 команды по 3 человека.

Задание: Чья команда быстрей составит заданный народный костюм.
Д/И «Составь костюм»

Воспитатель:   Показывает результаты работы.

Прекрасный мир вещей, накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть музей.
Умейте всё творить руками
Всё то, что может радовать друзей,
Путь творчества людей прекрасен, бесконечен 
В нём место есть всегда, для наших малышей!