Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.
При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.
Мультимедийные технологии могут быть использованы как сопровождение объяснения учителя.
Для конкретных уроков можно использовать созданные специально мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации может быть распечатан для каждого учащегося), тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Показ такой презентации (который в этом случае представляет собой нечто вроде конспекта теоретического материала по данной теме) производится преподавателем на одном компьютере (желательно с применением средств проекции на настенный экран). Переход от кадра к кадру в этом случае запрограммирован только по нажатию клавиш или по щелчку мышью, без использования автоматического перехода по истечении заданного времени, поскольку время, требуемое для восприятия учащимися того или иного кадра с учетом дополнительных объяснений, может быть различным в зависимости от уровня подготовки учащихся.
Цели урока:
- ознакомление учащихся с жизнью и бытом ненецкого народа;
- рисование традиционного ненецкого костюма;
- развитие исследовательских навыков, наблюдательности и внимания, логического мышления;
- обучение поисковой деятельности учащихся, отбору материала, подготовке сообщений;
- формирование национального самосознания;
- воспитание интереса к изучению родной природы, любви к родной природе, умения восхищаться её красотой.
План урока.
- Организационный момент. Подготовка к уроку.
- Беседа с элементами исследования, мультимедиа презентация:
«Ненцы - жители бескрайней тундры»:
- быт ненцев;
- строительство чума;
- занятия мужчин и женщин в тундре;
- кочевничество, оленеводство, рыболовство.
- Рисование - традиционный ненецкий костюм.
- Выставка работ.
- Итоги урока.
Оборудование урока:
- стихи П.Явтысого «Тундра»
- фотогалерея «Жизнь и быт ненцев»
- образцы ненецких узоров
- образцы готовых работ
- сообщения учащихся по теме урока
Ход урока.
1. Организационный момент. Подготовка к уроку. Оформление доски учебными материалами.
2. Сообщение темы и цели урока. Слайд 1.
Беседа:
Учитель: – Ребята, сегодня на уроке мы будем исследовать жизнь и быт ненцев. А кто такие ненцы?
Слайд 2.
(Ответы учащихся)
Учитель: - Название «ненец» является самоназванием этой малой коренной народности севера и обозначает «человек».
- Давайте вместе посмотрим на карту и попытаемся назвать территории расселения ненцев.
Карта. Слайд 3.
Ответы учащихся:
- Ненецкий автономный округ;
- Ямало-Ненецкий автономный округ;
- Таймырский автономный округ;
- Ханты-Мансийский автономный округ;
- Кольский полуостров.
3. Беседа с элементами исследования: «Ненцы – жители бескрайней тундры»:
Учитель:
- До 1930 г. ненцев называли самоедами. До сих пор учёные-историки не могут убедительно объяснить это название. Они предполагают, что название «самоеды» ненцам дали русские, появившиеся в районах расселения ненцев в I – II веке нашей эры.
- Так кто же такие ненцы?
Слайд 4.
Сообщение учащегося.
«Ненец» означает человек. Первые сведения о ненцах мы встречаем в летописях. Предки современных ненцев на рубеже I и II тысячелетий уже жили на побережье Ледовитого океана.
В середине XVIII века учёные их обнаружили в Южной Сибири. Большинство племён разговаривало на тюркском языке.
В наше время археологами в тундре были найдены жилища ненцев-кочевников.
Учитель:
- Ребята, а знаете ли вы, что сегодня у нас на уроке гость. Это маленький мальчик. И зовут его Ламдоко Лаптандер. Он нам поможет больше узнать о жизни и быте ненцев.
Слайд 5.
Учитель:
«Имя дали мне такое –
Я к нему привык.
Познакомьтесь, я – Ламдоко,
Значит «не велик».
Знать фамилию хотите?
Слушайте, друзья:
Лаптандер – равнинный житель,
Житель тундры я».
- Ребята, где живет Ламдоко Лаптандер? (В тундре)
Слайд 6.
Учитель:
Тундра – снежные дали без края,
Серебристый песцовый мех…
- Расскажите, пожалуйста, как выглядит тундра зимой?
Ответы учащихся:
- снежная равнина с голыми кустарниками
- нескончаемая полярная ночь, освещаемая изредка северным сиянием
- пасутся стада оленей, выкапывая из-под снега ягель
- кое-где вдали видны горы
Учитель:
- А кто из вас был летом в тундре? Какая она?
Слайд 7.
Ответы учащихся:
- белые ночи, солнце светит целый день
- тундра похожа на пёстрый ковер
- цветёт множество растений: одуванчик, гвоздика, ромашка, василёк, мак, морошка…)
Учитель: Тундра для ненцев – это огромный, просторный чум. В ней он знает каждую равнину, сопку по известным ему приметам: шепоту земли в полярную ночь и стужу. Северяне бережно чтят природу родного края, чтобы сохранить ее для будущего поколения. Запретов в жизни тундры, которые должны беспрекословно выполнять взрослые и дети, за века выработано не мало. Вот лишь некоторые из них:
- северный человек берет от природы столько, сколько необходимо для жизни;
- не принято стрелять в гусей (добычей охотников могли оказаться только слабые в беге птицы, которые не могут перенести перелет в теплые края);
- не принято нарушать покой пушного зверя способом загона (облавы);
- нельзя разводить костер на случайных местах, а только там, где в нем есть жизненная необходимость, потребность.
В отличие от ненцев пришлое население не всегда соблюдает правила тундры. Мы никогда не увидим человека тундры с ярким полевым букетом цветов. Зато люди других национальностей рвут их безжалостно. Также очень часто охотятся на животных тундры не по надобности, а из-за азарта. Некоторые виды растений и животных становятся исчезающими.
Учитель:
- А как вы думаете, что, по мнению ненцев, в тундре главное? (Предположительные ответы учащихся)
Сообщение учащегося.
Главное в тундре – это ягель, олений мох. Олени не нуждаются в заготовке кормов. Круглый год они питаются ягелем. Зимой они ягель выкапывают из-под снега, а летом добавляют к нему травы, листья кустарников, грибы.
Учитель:
- У Ламдоко необычный дом. Как он называется? (Чум)
Слайд 9,10.
Учитель:
«Связали шест с другим шестом,
Потом ещё с одним шестом,
Покрыв оленьей шкурой.
И вот готов ненецкий дом.
Мы чумом этот дом зовём,
Он дарит нас своим теплом
Зимой суровой, хмурой».
- Основное традиционное жилище ненцев – чум. Это широко распространённый у народов Севера тип жилища. В условиях тундры его коническая форма наиболее удобна, т.к. с его довольно крутой поверхности снег скатывается, не задерживаясь. Такая форма обеспечивает устойчивость во время сильных ветров и метелей. Установка чума – женское дело. Существует определённый порядок при его установке. Прежде выбирается место. Зимой чум устанавливается на укрытых участках от ветра местах, а летом на возвышенных, открытых.
- Как вы думаете, почему?
Ответы учащихся:
- зимой будет теплее, злые, холодные ветра не попадут в жилище
- летом, на обдуваемых ветрами склонах, меньше комаров и мошек
Учитель:
- Глава семьи на оленьей упряжке проезжает вперед и останавливается в том месте, где предполагалось установить чум. Место расчищается. По середине будущего чума кладется лист железа для костра. Чуть подальше кладутся циновки, плетёные из ивовых прутьев. На них располагается постель. Затем женщины ставят 3 основных шеста, скреплённые сверху верёвкой. Концы шестов вкапываются в землю. На них кладут еще 25-40 шестов. За костром ставят ещё один. На него подвешивают крюк для чайника. На шесты натягивается шкура. Вверху, где скрещиваются шесты, оставляется отверстие для выхода дыма. В ненастье его прикрывают.
Учитель:
- Как Ламдоко и его родственники передвигаются по тундре? (Предположительные ответы учащихся)
Слайд 10.
Сообщение учащегося.
Передвижение по тундре и перевоз имущества трудно представить себе без нарт – лёгких саней особой конструкции, в которые запрягают оленей.
Нарты делятся на грузовые и легковые. Мужские нарты с высокой спинкой. Сиденье покрыто шкурой. Женские нарты почти не отличаются от мужских, однако сиденье с трёх сторон ограничено дощатыми стенками, т.к. на такой нарте обычно ездили с детьми. На женской нарте покрывала из сукна, которыми защищали детей от ветра.
Грузовые нарты бывают 2-х видов. На одних перевозят шесты для чума, они без спинки. На других перевозят одежду, продукты. Они похожи на легковые, только с крышкой и более грубой работы.
Изготовлением нарт занимается мужчина с помощью сверла, топора, ножей, долото и пилы.
Управление оленями осуществляется с помощью длинного шеста – хорея. Хорей делают из ствола берёзы.
Учитель: - Какое же основное занятие Ламдоко и его семьи?
Сообщение учащегося.
Основное занятие ненцев – оленеводство. Весной ненцы перемещаются со стадами оленей к северу, спасаясь от комаров и мошек, благодаря дующим здесь ветрам. А осенью – к югу, к лесам, где более рыхлый снег и легче доставать ягель.
Олени дают ненцам всё необходимое: из шкур шьют одежду и обувь, покрывают зимой жилище, мясо, транспорт, из рогов делают части упряжек.
Стада выпасают на оленьих упряжках, следя, чтобы животные не разбрелись, охраняя их от волков. Замечательный помощник ненцев-оленеводов – собака, оленегонная лайка, специально обученная направлять стадо по нужному маршруту, не давать слабым отставать.
Слайд 11.
Учитель:
- А чем питается Ламдоко и его семья в тундре?
Ответы учащихся:
- охотой на зайцев, волков, песцов зимой
- рыболовство летом
- отстрел водоплавающей птицы
- промышляют морского зверя, белого медведя
Слайд 12, 13.
Учитель: Белый медведь считался у ненцев священным животным, поэтому на него охотились редко.
До прихода на Север и в Сибирь русских ненцы почти не знали хлеба. Не употребляли оленье и коровье молоко. В рацион ненцев входили морошка, голубика, черника. Грибов до недавнего времени не ели, считая их пищей оленей.
Зимой ненцы добывают и едят куропаток. Летом и осенью промышляют других птиц: гусей, уток, гагар. На побережье в пищу идёт жир морских животных – нерп, моржей.
В летнее время основным видом пищи является рыба. Её употребляют в сыром виде, иногда чуть посолив. Зимой одним из любимых кушаний является строганина – свежая мороженая ряба, тонко наструганная ножом.
Сегодня основная пища - мясо оленей (в сыром и вареном виде), рыба. Излюбленный напиток - чай. Деревянную посуду - миски, чашки, ложки - изготовляют сами.
4. Традиционный ненецкий костюм. Беседа.
Учитель:
- А кто знает, как называется традиционная зимняя одежда ненцев? (Ответы учащихся)
- Одежда ненцев хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Выделкой шкур и шитьём одежды занимаются женщины. Выезжая на оленях в тундру, ненцы одевают малицу – глухую (без разреза) одежду из оленьих шкур мехом внутрь с пришитым капюшоном.
Слайд 14, 15, 16.
В прошлом мужчины носили штаны, сшитые из оленьих шкур. Меховая обувь сохранилась до сих пор.
Традиционную обувь (пимы) шьют из камусов (шкурки из оленьих ног). Пимы выше колен крепятся с помощью ремешков.
Поверх малицы надевается кожаный пояс, украшенный медными бляхами.
В сильные морозы, в пургу поверх малицы надевают совик. Это тоже глухая (без разреза) одежда, но мехом наружу с капюшоном.
Женщины зимой носят шубы и шапки, украшенные полосками цветного сукна со свободно свисающими концами. Их зимняя одежда называется паница.
Летом женщины носят одежду из цветного сукна. Женщины носили и украшения – накосники, которые вплетались в косы, удлиняя их.
Женщины обычно украшают паницы и малицы меховой мозаикой. Это композиции из контрастных по цвету кусков меха, вырезанных по шаблону и сшитых вместе таким образом, что получается единая поверхность с орнаментом – темным на светлом фоне.
Мотивы узоров, их композиционный строй, цвета заимствованы в окружающем их мире природе. Каждый узор имеет свое название: «Красивые рога», «Оленьи рога», «Заячьи уши», «Локоть лисицы», «Головки», «Чумы».
5. Рисование. Традиционный ненецкий костюм.
Учитель:
А сейчас, ребята, вы получите заготовку-рисунок малицы. Ваша задача – нарисовать ненецкие узоры, разукрасить малицу, применив знания о традиционном ненецком костюме и быте ненцев, приобретенные на уроке.
Мультимедийная выставка работ учащихся.
Выставлены образцы выполненной работы.
6. Самостоятельная работа учащихся.
7. Рефлексия. Понравился ли вам урок? Какие моменты больше всего понравились? Что запомнилось?
Итоги урока. Выставка работ. Выставление отметок.