Проблемный урок по математике во 2-м классе "Умножение числа 3, умножение на 3"

Разделы: Начальная школа


Цель

Открытие новых знаний самими учащимися путем разрешения проблемных ситуаций, созданных или возникших на уроке.

Задачи

  • составить таблицу умножения трех, на три;
  • развивать умение на основе полученных результатов, осуществлять поиск закономерностей ,делать выводы, активизировать мыслительную и творческую деятельность (перенести ранее усвоенные знания в новую ситуацию, определить область “незнания” в новой задаче, включить в активную поисковую деятельность)
  • формировать систему ценностей, направленную на максимальный личный вклад в коллективную деятельность в процессе урока.

Оборудование: рисунки яблонь, пчелок; составленный из геометрических фигур– кот, карточки.

Ход урока

I. Организационный момент

– Прозвенел звонок, и мы настраиваемся на урок. Нам с вами предстоит выполнить интересную работу. А девиз у нас такой: “То, что знаешь –не скрывай, на вопросы отвечай!”.

Разминка

– Проверю ваше внимание.

Сколько хвостов у пяти котов?
Сколько ушей у четырех мышей?
Сколько лапок у шести цыпляток?
Сколько глазок у двух светофоров?

Запишите, как нашли.

II. Актуализация знаний и постановка проблемы

– Весна. Прекрасное время года. Оживает природа, появляются листочки на деревьях, распускаются цветы, просыпаются насекомые. (На доске рисунки яблоневых деревьев.) Увидев яблоневый сад, кто-то к нам в гости залетел. Угадайте, кто это? (Приложение. Слайд 1)

Чудо-город-городок, шумных домиков рядок!
Целый год янтарный мед, в бочках не кончается!
И все лето весь народ, на цветах качается.

– Ребята, да вот беда ,цветы на деревьях ещё не распустились. Как пчелки будут собирать нектар? Чтобы цветы распустились, надо быстро выполнять задания. Давайте поможем .(По мере выполнения заданий будут раскрываться цветы на яблонях.)

  1. Пчелки принесли нам число. Кто сможет его прочитать? (333) (Слайд 2)

– Сколько единиц каждого разряда в этом числе? Какое это число? Какую цифру использовали для написания этого числа? Составьте из этих цифр выражение, значением которого является число 9. (3 + 3 + 3)

– Как записать короче? Каким действием? (3 * 3 = 9)

– Молодцы! Посмотрите, а вот и первый цветок распустился. (Слайд 3)

  1. Из разных цифр сложили соты,
    А в сотах тех, где чисел нет,
    Расставьте минусы и плюсы,
    Чтоб данный получить ответ. (Слайд 4)

– А теперь найдите произведение полученных значений. (3 *  4 = 12)

– Кто затруднился найти значение выражения? Как по другому проверить? (Ответы детей.)

– Вот и второй цветок раскрылся. (Слайд 5)

  1. Решите задачу:

В саду а рядов яблонь по 3 яблони в каждом ряду. Сколько всего яблонь в саду?

– Кто сможет записать это выражение? (3 * а)

– Что такое а? Кто догадался, какое число надо поставить вместо а, чтобы продолжить запись? (3 * 5)

– Как догадались? Как найти значение выражения? Какую закономерность вы обнаружили? Как, не складывая, по-другому найти результат? (Слайд 6)

– Ребята, вы не заметили, что у нас получается?

– Какая это таблица?

III. Формулирование темы

– Кто же догадался, какая у нас тема урока? (Слайд 7)

– Продолжайте составлять таблицу самостоятельно. (Проверка) . (Слайд 8)

– А кто осмелится начать составлять новую таблицу, используя переместительное свойство?

IV. Физминутка

– Догадайтесь про кого наша физминутка? (Слайд 9)

Шли по крыше три кота, три кота Василия.
Поднимали три хвоста, прямо в небо синее.
Сели киски на карниз, посмотрели вверх и вниз.
И сказали три кота: красота, красота!

V. Реализация продукта

  1. Из каких фигур состоит наш котик? Из скольких треугольников? Что вы знаете о треугольнике? Найдите, сколько сторон у 10 треугольников.
  2. Работа по учебнику (с. 76).

№ 1 – с комментированием, № 2 – самостоятельно.

  1. Пока вы решали, на яблонях все цветы распустились. Много пчелки набрали нектара.

Красиво стало в яблоневом саду. (Слайд 10)

– Давайте составим задачу по рисунку, в которой будет задействована таблица умножения 3 и на 3.

VI. Домашнее задание

– Попробуйте дома придумать свою задачу. Закончите составлять таблицу умножения на 3 и запомните её. (Слайд 11) (Приложение)

VII. Подведение итога

Идет выставление отметок.

– Хорошо поработали вы сегодня, и пчелки потрудились на славу. Они хотят вас поблагодарить и что-то сказать. Из улья они будут выносить буквы, а вы, выполняя задание, быстро составляйте слово из этих букв.(Дети повторяют таблицу)

– А теперь прочитайте слово: "Молодцы!"

VIII. Рефлексия

– Кому было интересно на уроке? Кто испытывал затруднения при выполнении заданий? Кто считает, что полученные сегодня знания вам пригодятся?