Пояснительная записка
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года особо подчеркивается, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы сотрудничества, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
В научно-педагогической литературе и в практике отмечается рост числа школьников "группы риска" (до 50% в зависимости от их классификации и диагностики) (С.А. Беличева, И.В.Дубровина, А.Я.Журкина, Н.А.Заруба, Е.И.Казакова и др.).
Наиболее традиционным путем устройства детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, остается помещения их в детские дома и интернатные учреждения. Где созданы все условия для жизни, здоровья и развития.
В системе образования РФ на 2003 год насчитывалось:
- 2176 детских домов
- 85 детских домов- школ
- 157 школ-интернатов
в них насчитывалось 182 тысячи воспитанников.
Но, привыкнув к тому, что о них постоянно заботятся выпускники детских домов, встав на самостоятельный путь, часто теряются в жестоких, рыночных условиях.
С точки зрения психолого-педагогической науки и практики (О.С.Газман, Е.И.Казакова,С.Н.Чистякова и др.) наиболее эффективным и действенным видом помощи детям -сиротам является ранняя допрофессиональная подготовка в условиях образовательного учреждения.
Исходя, из актуальности данной проблемы было принято решение о разработке программы "Допрофессиональная подготовка воспитанников детского дома "Ласточкино гнездышко", как важнейшее условие профессионального самоопределения".
Цель программы: способствовать формированию устойчивых ориентаций на трудовой образ жизни, нравственно-психологическую и, в определенной мере, практическую готовность к труду, воспитание общей и трудовой культуры, развитие творческих способностей, интеллектуальной и психофизиологических качеств личности (В.А. Поляков. С.Н.Чистякова и др.).
Задачи программы:
- создание условий для развития личности каждого воспитанника путем вовлечения его в различные виды труда сообразно способностям, интересам возможностям;
- развитие у воспитанников профессиональной компетентности в избранной сфере трудовой деятельности;
- воспитание культуры личности во всех ее проявлениях, связанных с трудовой деятельностью.
Программа строится на основе принципов:
- непрерывности и преемственности;
- соединения обучения с производительным трудом;
- политехническое образование.
В структуре подготовки детей - сирот к самостоятельной жизни выделяется следующие блоки:
- мотивационный (процесс побуждения);
- когнитивный (планирование деятельности, прогнозирование результата);
- конструктивный (выбор оптимального способа и практическая реализация планов);
- контрольный (коррекция и контроль процесса и результата деятельности).
Теоретические и практические занятия предполагают такие методы работы с воспитанниками, как рассказ, беседа, лекции, инструктаж, практические работы, демонстрация, самостоятельные наблюдения, поисковые ситуации, экскурсии, работа с профессоведческой научно- популярной литературой, кино-, видео-, аудиосредства. В процессе профессиональных консультаций используются групповые и индивидуальные формы работы, основанные на исследовании мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной,
характерологической сфер личности, соответствие воспитанника избираемой профессиональной сфере.
Условия реализации программы:
- кадровое обеспечение детского дома (наличие психолога, социального педагога, инструкторов по труду, руководителей кружков и мастерских )
- материально техническая база (кабинеты психолога, социального педагога, столярного цеха, швейной и вязальной мастерской, компьютерного класса)
Ожидаемые результаты:
- воспитание культуры труда;
- накопление социального опыта в коллективном труде;
- развитие значимых для трудовой деятельности психофизиологических функций организма, профессионально важных качеств личности, общих (интеллектуальных, физических, творческих и др.) и некоторых (например, художественных) способностей;
- формирование политехнического кругозора и начального уровня профессиональной компетенции;
- формирование потребностей в труде;
- воспитание трудолюбия.
Программа "Допрофессиональная подготовка воспитанников детского дома "Ласточкино гнездышко", как важнейшее условие профессионального самоопределения" рассчитана на 1 год обучения в объеме 65 часов, по 3 основным направлениям.
Возраст обучающихся: от12 до 18 лет.
Учебно-тематический план курса
Допрофессиональная подготовка воспитанников
детского дома "Ласточкино гнездышко", как
важнейшее условие профессионального
самоопределения
1. Профессиональная информация и просвещение
№ п/п |
Тема занятий |
Кол-во часов |
1.1 | Возникновение профессий, специальностей, специализаций, квалификаций. | 1 ч. |
1.2 | Многообразие мира профессий. | 1 ч. |
1.3 | Встречи с людьми разных профессий. | 2 ч. |
1.4 | Игровые упражнения "Профессия на
букву" "Самая-самая" (приложение № 1) |
2 ч. |
1.5 | Требования профессии к человеку. Памятка воспитанникам детского дома. (приложение № 1) |
1 ч. |
1.6 | Основные признаки профессии. (Предмет труда, орудия труда, цель, условия труда) | 1 ч. |
1.7 | Практическое занятие. (приложение №2) | 2 ч |
1.8 | Жизненные потребности общества. Кадровые запросы КО и Тяжинского района. |
1 ч. |
1.9 | Экскурсия на молодежную биржу Тяжинского района. | 2 ч. |
1.10 | Пути получения профессии. | 1 ч |
1.11 | Экскурсия в Тяжинский Агролицей. (др. ПУ или колледжи). |
2 ч. |
1.12 | Как устроиться на работу? (Приглашение работника ОК) |
1 ч |
1.13 | Профориентационная игра "Три судьбы". (приложение №3) | 1 ч. |
1.14 | История предприятий района. Посещение краеведческого музея в п. Тяжинском. | 1 ч. |
1.15 | Книги о профессиях. (выставка книг в библиотеке) |
1 ч. |
1.16 | Педагогическая игра "Я и моя профессия" | 1 ч. |
Итого: | 21 часов |
2. Предварительная профессиональная диагностика
№ п/п |
Тема занятий |
Кол-во часов |
2.1 | "Как выбрать профессию?" (приложение № 4) | 1 ч. |
2.2 | Игровые упражнения "Человек- профессия", "Автопортрет" (приложение №5) | 1 ч. |
2.3 | Встреча с передовиками сельскохозяйственного труда. | 1,5 ч. |
2.4 | Особенности характера и их проявление в профессиональной деятельности. Беседа психолога. | 1 ч |
2.5 | Просмотр худ. фильма "Офицеры" | 2 ч. |
2.6 | Практическая работа по определению
типа темперамента, темперамент и анализ
профессиональных ситуаций. Методика Айзенка. (Центр помощи семье и детям) |
2 ч |
2.7 | Опросник для определения готовности к выбору профессии. (приложение №6) | 1 ч. |
2.8 | Педагогическая игра "Ищу работу". (приложение №7) | 1,5 ч. |
2.9 | Профориентационная игра "Ловушки - капканчики". (приложение №8) | 2 ч |
Итого: | 13 часов |
3. Профессиональные консультации
№ п/п |
Тема занятий |
Кол-во часов |
3.1 | Лист выбора профессии. Практическое занятие. (приложение №10) | 1,5 ч. |
3.2 | Дифференциально- диагностический опросник (ДДО). (приложение №11) | 2 ч. |
3.3 | Эмоционально- волевые качества
личности в профессиональной деятельности. Консультация психолога. |
2 ч. |
3.4 | Педагогическая игра "Манера поведения" (приложение № 12) | 1 ч. |
3.5 | Проверь внимание и память. Работа с психологом. |
2 ч. |
3.6. | Изучение общительности (тест
В.Ф.Ряховского) Работа с психологом. |
1,5 ч. |
3.7 | Выявление и оценка коммуникативных и
организаторских способностей (КОС) Работа с психологом. |
1,5 ч. |
3.8 | Опросник для построения личного профессионального плана воспитанника детского дома. (приложение №13) | 1,5 ч. |
3.9 | Здоровье и профессия. Встреча с медицинскими работниками. |
1 ч. |
3.10 | Профессиональные пробы (столярная мастерская, подсобное хозяйство, швейный цех, вязальная студия, компьютерный класс). | 10 ч. |
3.11 | Индивидуальная работа с психологом и
социальным педагогом. Коррекция и контроль процесса и результата деятельности. |
8 ч. |
Итого: | 32 часов |
Полный курс составляет: 65 часа.
Этапы программы
Допрофессиональная подготовка воспитанников
детского дома "Ласточкино гнездышко", как
важнейшее условие профессионального
самоопределения
1 Этап
Профессиональная информация и просвещение - ознакомление воспитанников с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий, тенденциями их развития, а также потребностями страны в целом, Кузбасса, Тяжинского района в кадрах, путями получения профессии, особенностями трудоустройства и т.д.
2 Этап
Предварительная профессиональная диагностика - выявление профессионально значимых свойств (способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентаций, индивидуальных типологических особенностей, профессиональных намерений).
3 Этап
Профессиональная консультация помогает в выборе профессии, соответствующей индивидуально-психологическим особенностям воспитанника, корректирует профессиональный выбор, указывает на противопоказания. Профессиональная консультация выступает как центральное звено воздействия на процесс профессионального самоопределения подростка.
Литература
- Быков А.С. Воспитательная система детского дома семейного типа: Учебно-практическое пособие.-Новокузнецк:РИОНГПИ, 2002.
- Быков А.С. Карнаева И.В. Профессиональное самоопределение подростков в условиях детского дома семейного пита: Методическое пособие / Кемерово: Изд-во КРИПКи ПРО, 2003.
- Голик А.Н. Социальная психиатрия сиротства.-М.:Лаборатория базовых знаний, 2000.
- Детский дом на рубеже веков: Сб. материалов IV Всеросийских Католиковских педагогических чтений.- М., 2001.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // официальные документы в образовании. - № 4. - 2002.
- Методики психологической диагностики личностных особенностей воспитанников детского дома: Сборник психодиагностических методик/ Под общей редакцией И.В. Ярославцевой. - Иркутск6 Изд-во Иркут. Гос. Пед. ун-та, 2001.
- Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.6ТЦ "Сфера", 2001.
- От профильной подготовки к профессиональному образованию: Материалы научно-практической конференции работников образования, Москва, 12 апреля 2002г.- М., 2002.
- Палиева Н.А. "Детский дом" №3 июль-сентябрь 2002 , стр.5.
- Права детей: Сб. норм.- правовых документов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11классы). - М.: ВАКО, 2005
- Психолого-педагогическое сопровождение развития детей- сирот: воспитательный аспект: С борник метод. Материалов.-Иркутск: Изд-во Иркутского гос. Пед. ун-та, 2000.
- Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Пер. с англ.-М.: Генезис, 1999.
- Сухомлинский В.А. "Мудрая власть коллектива" Соч.т.3 М.; 1981.
- Хациева М.А. Педагогические условия формирования жизненных планов подростков - воспитанников детских домов семейного типа: Монография. - Кемерово: Изд-во обл ИУУ, 1999.
- Чепурных Е.Е. Пути решения проблем социального сиротства в Российской Федерации // Все дети - наши. Сборник материалов вторых Всероссийских педагогических Католиковских чтений /Сост. Е.М. Рыбинский, Г.С. Кпасницкая.- М., 1998.
- Якиманская И.С. "Личностно-ориентированное обученное в современной школе" М.; 1996.