Урок социально-бытовой ориентировки в 7-м классе коррекционной школы VIII вида. Тема: "Лекарственные растения"

Разделы: Социальная педагогика


Форма проведения урока - интеллектуальная игра.

I вариант - на уроке используется распечатка заданий для каждого ученика в виде папки с заданиями. (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3). На обратной стороне каждого задания дан правильный ответ – для проверяющего. В конспекте курсивом выделены задания из распечатки, в скобках даны примерные варианты ответов учащихся.

II вариант – распечатки можно заменить применением ПК, ноутбуков (презентацией). При этом вопросы можно иллюстрировать картинками, ответы выполнить через гиперссылку.

Цель: формировать знания учащихся о значении и применении лекарственных растений.

При проведении учебного занятия необходимо реализовать три основ­ные группы взаимосвязанных задач:

Образовательные задачи:

  • осуществлять руководство познавательной деятельностью детей с ограниченными возможностями интеллекта;
  • научить применять знания, полученные на уроке биологии, занятиях воспитателей на уроке СБО;
  • стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся игровыми методами;
  • обеспечивать психолого-педагогическую поддержку учебно-познавательной деятельности.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • осуществлять целенаправленное развитие мышления (памяти, внимания, эмоционально-волевых качеств, трудоспособности);
  • развивать речь;
  • осуществлять индивидуальный подход в коррекционной работе на всех этапах урока, способствовать «запуску» компенсаторных механизмов; 
  • учить  высказывать своё мнение, находить свои ошибки и самостоятельно  преодолевать их;
  • вырабатывать умение критически, но доброжелательно относиться к  работам одноклассников, выполняя проверку по заданию учителя.

Воспитательные задачи:

  • целенаправленно формировать позитивные качества личности;
  • всемерно способствовать реальной адаптации учащихся в социум.

Оборудование:

  • ученические тетради
  • фломастеры
  • папки с заданиями (или ПКс презентацией по теме) (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)
  • посуда для приготовления настоя, полотенца, грелки (Приложение 4)
  • витаминный сбор в расфасовке для каждого учащегося
  • памятки на каждого ученика
  • выставка книг, брошюр, журналов по теме
  • аптечная упаковка различных лекарственных трав
  • косметические средства, в которых используются лекарственные растения
  • часы.

Ход урока

I.  Организационный момент.

1. Сообщение учителем темы и цели урока.

Это урок получения новых знаний. Мы продолжаем изучение раздела программы: «Медицина». Тема урока: «Лекарственные растения». Вспомним все, что известно о лекарственных травах с уроков ОБЖ и научимся применять их по назначению. Урок будет проведен в форме интеллектуальной игры. Как вы понимаете это название? (Это игра для ума. Требует размышления, ответов на вопросы.)

Послушайте правила игры:

На ваших столах лежат папки с заданиями. (см. Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3) Вы будете открывать каждую страницу по порядку. Задания у всех одинаковые. Читает задание ведущий и назначает того, кто будет на вопрос отвечать. На обратной стороне каждого задания есть правильный ответ, его смотреть может только ведущий. Он оценивает правильность ответа. Роль ведущего передаётся тому, кто ответил на вопрос. В игре 5 туров, в каждом туре 5 вопросов, т.е. каждый из вас сможет ответить на 1 из вопросов каждого тура.

Я (учитель) буду отмечать, кто, сколько даст правильных ответов.

За игру вы сможете воспользоваться подсказками:

  • учителя
  • друга
  • посмотреть ответ

На выполнение задания у вас 10 сек.

II. Основная часть урока.

1. Разыгрываем первый ход. Тот, кто быстрее ответит на 1-й вопрос, становится ведущим.

Общий вопрос: Назовите медицинское учреждение, в котором продают лекарства. (аптека)

I  тур игры.

Вопрос № 1. В каких формах продают лекарства в аптеке? (таблетки, мази)

Вопрос № 2. Кто назначает лекарства? (врач)

Вопрос № 3. Откуда лекарства поступают в аптеку? (из завода)

Вопрос № 4. Чем лечились люди до появления заводов для производства лекарств? (травами)

Вопрос № 5. На каком уроке вы изучали лекарственные растения? (биологии)

Подведём итоги 1 тура игры.

2. Сейчас вам нужно будет прочитать вслух предложенный текст. Будьте внимательны, т.к. по этому тексту будут задания.

Задание: прочитайте отрывок.

С древних времен люди знали о полезном действии растений.
Эти травы собирали, хранили и называли их лекарственными.
Из растений делали отвар. Это значит, их варили.
А также делали настой, то есть их заваривали как чай.
Лекарственные растения богаты витаминами и укрепляют здоровье человека.
Есть лекарственные растения, которые лечат от болезней
Можно сказать, что народная медицина, мать классической, так как первым лекарством были растения. И сейчас лекарственные растения применяют в медицине.

3. Продолжим игру. 2тур.

II  тур игры.

Вопрос № 1. Когда люди узнали о пользе растений? (В давние времена)

Вопрос № 2. Как стали называть полезные растения? (лекарственные)

Вопрос № 3. Что такое отвар? (варить)

Вопрос № 4. Что такое настой? (заварить)

Вопрос № 5. Чем богаты лекарственные растения? (витаминами)

Вопрос № 6. Назовите медицинское учреждение, в котором можно купить лекарственные растения. (аптека)

Вопрос № 7. Почему в аптеке, кроме лекарств, можно купить лекарственные растения? (они лечат)

Вопрос № 8. В чем продаются лекарственные растения? (в упаковках)

Вопрос № 9. Как узнать, что делать для лечения, настой или отвар? (прочитать на упаковке)

Вопрос № 10. Что можно взять для приготовления настоя из трав? (посуду, чайник, полотенце)

Подведем итоги 2 тура.

4. Практическая работа.

Сначала показываю ученикам внешний вид сухих трав, предлагаю насладиться ароматом лекарственных растений. (Приложение 5) После этого приступаем к практической работе. (Приложение 6, приложение 7)

По данной инструкции учащиеся готовят настой из сбора лекарственных растений. Для этого им предлагается инструкция, сбор в упаковке индивидуально для каждого, посуда для настоя – различная (банки, кружки, фаянсовые чайники), полотенца и грелки различные, электрочайник с готовым кипятком. (Приложение 4)

Задание: приготовить настой из лекарственных растений по инструкции.

  • взять 1 ст. ложку сухой смеси,
  • положить ее в стакан,
  • залить кипятком,
  • настаивать 10 минут.

По выполнении задания предлагаю засечь время.

5. Исследуем, чем полезен приготовленный вами чай. Рассмотрим растения, которые мы использовали. Прочитаем о них. (Приложение 3, приложение 8)

В таблице указаны растения, их полезные качества.

Продолжаем игру.

III  тур игры.

Вопрос № 1. Из каких лекарственных трав приготовили настой?

Вопрос № 2. Где растут травы, входящие в состав чая?

Вопрос № 3. Перечислите полезные свойства этих растений.

Вопрос № 4. Какова польза такого чая в зимнее время?

Вопрос № 5. Сколько времени нужно делать настой?

6. Внимание на выставку литературы (книг, брошюр, журналов).

О лекарственных растениях можно узнать из книг и журналов. Эту выставку я приготовила из книг нашей библиотеки.

Лекарственные растения можно собрать самим. Нужно знать правила сбора и сушки. Эти правила знакомы вам с уроков ОБЖ, повторим их.

  1. собирать вдали от дорог.
  2. сушить в тёмном, сухом и теплом месте.

7. Продолжим игру и разберем эти правила.

IV  тур игры.

Вопрос № 1. Назовите лучшие места для сбора лекарственных трав. (Вдали от дорог)

Вопрос № 2. Где не рекомендуется собирать растения? Почему? (Около дорог)

Вопрос № 3. Каким должно быть место для сушки растений? (Темным, сухим, теплым)

Вопрос № 4. Что произойдет с растением, если его сушить на солнце? (Пожелтеет и потеряет витамины)

Вопрос № 5. Почему нельзя сушить в сыром помещении? (Испортится)

8. Релаксационная пауза. (Приложение 9, Приложение 10, Приложение 11)

Готов ли наш настой? Сколько прошло времени?

Налейте себе и угостите присутствующих.

Попробуйте его и скажите о вкусе.

Сегодня мы пробуем чай из лекарственных растений.

Работа с новыми словами.

Такой чай еще называют фиточай.

Назначает растения для лечения врач – фитотерапевт.

Что вы скажете о вкусе фиточая?

Какой можно сделать вывод об этом настое? (Не только вкусный, но и полезный).

Подведем итоги игры.

Подвожу итог, объявляю количество набранных за игру баллов и победителя.

В конце игры предлагаю игроку, набравшему наибольшее количество баллов, сыграть в суперигру.

Вопрос для суперигры: Где, кроме медицины, применяют лекарственные растения? (Косметика, бытовая химия)

(Приложение 12)

III.Заключительная часть урока.

1. Обобщение знаний.

Предлагаю составить рассказ по плану.

План.

  1. Какие растения можно назвать лекарственными?
  2. Как можно узнать о пользе растений?
  3. Правила сбора и сушки.
  4. Кто назначает растения для лечения?
  5. Как приготовить настой из трав?
  6. В чём польза средств с добавлением лекарственных растений?

2. Итоговое слово учителя.
В зимнее время, когда есть риск заболеть простудными заболеваниями и недостаточно витаминов, вы можете дома делать вкусные и полезные настои из лекарственных растений.