Методическая разработка урока литературного чтения "Поэт на все времена А.С. Пушкин"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока.

  • Обобщить знания учащихся о жизни и творчестве А.С.Пушкина.
  • Развитие творческих способностей обучающихся, образного мышления, воображения.
  • Воспитание интереса к поэтическому слову и музыке.
  • Выработка у учеников своего читательского вкуса, своих читательских интересов.
  • Формирование интереса обучающихся к классическому искусству.

Тип урока: обобщение пройденного материала.

Форма проведения - урок-концерт, встреча в литературно-художественной гостиной

Оборудование и оформление класса.

  • Урок проводится в празднично оформленной классной комнате.
  • Участники и гости гостиной одеты в стиле XVIII века
  • Портрет с изображением А.С.Пушкина, рабочий стол А.С.Пушкина: белая расшитая скатерть, резной подсвечник со свечами, чернильница с гусиным пером, лист бумаги.
  • Выставка рисунков учащихся, выполненных по прочитанным произведениям поэта.
  • Музыкальный инструмент (фортепиано).
  • Компьютер
  • Выставка книг А.С.Пушкина и книг о А.С.Пушкине.

Предварительная подготовка урока.

  1. Знакомство с жизнью и творчеством поэта.
  2. Чтение сказок, стихотворений А.С.Пушкина.
  3. Конкурс рисунков по произведениям поэта.
  4. Оформление книжной выставки.
  5. Инсценирование родителями отрывка из произведения А.С.Пушкина "Домик в Коломне".
  6. Разучивание игр эпохи поэта.
  7. Написание мадригалов учащимися.
  8. Деление класса на три творческие группы: "Пушкиноведы", "Любители театра", "Знатоки пушкинских строк".
  9. Подготовка группой учащихся "Пушкиноведов" презентации о жизни и творчестве А.С.Пушкина.
  10. Инсценирование группой учащихся "Актёры" отрывка из сказки "Сказка о попе и работнике его Балде".
  11. Подготовка литературной викторины группой учащихся "Знатоки пушкинских строк".
  12. Подготовка одежды для участников и гостей гостиной эпохи А.С.Пушкина.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Звучит музыка. Под музыку дети входят в класс.

(Одежда детей приближена к одежде эпохи А.С.Пушкина)

II. Вступительное слово учителя - хозяйки литературно-художественной гостиной.

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости нашего сегодняшнего вечера. Я рада приветствовать всех вас сегодня в нашей литературно-художественной гостиной. В преддверии 210-летия со дня рождения великого поэта А.С.Пушкина, мы вспоминаем всё, что связано с именем поэта и его эпохой. И поэтому наша с вами встреча посвящена жизни и творчеству известного во всём мире поэта - Александра Сергеевича Пушкина.

Сегодня, мы собрались в литературно-художественной гостиной, чтобы почитать стихи, послушать музыку, поиграть в буриме, фанты, прочесть друг другу мадригалы. Всё это А.С.Пушкин делал с большим удовольствием, посещая в своё время литературно-художественные салоны. Но вначале несколько слов о поэте, которому посвящается наша сегодняшняя с вами встреча.

III. Презентация жизни и творчества А.С.Пушкина группой учащихся "Пушкиноведы".

1 ученик (Демонстрируется слайд с изображением поэта)

А.С.Пушкин родился в Москве, 26 мая (6июня по новому стилю) 1799 года, в четверг, в день Вознесения. Отец его, Сергей Львович, происходил из старинного дворянского рода, оставившего яркий след в истории России.

2 ученик

Мать Надежда Осиповна была внучкой арапа Петра Великого - Ибрагима Ганнибала. Мать поэта была необыкновенно хороша собою. По характеру своему она отличалась от отца Пушкина, никогда не выходила из себя, не повышала голоса, но умела "дуться" на своих родных по дням, месяцам и даже годам. Так рассердясь за что-то на маленького Пушкина она играла с ним в молчанку целый год, живя с ним под одной крышей.

3 ученик

До семилетнего возраста Пушкин не предвещал ничего особенного, напротив своею неповоротливость, тучностью, робостью, отвращением к движению он приводил мать в отчаяние.

Надежда Осиповна заставляла его бегать и играть. Когда требования матери превосходили терпение ребёнка, он убегал к бабушке Марии Алексеевне Ганнибал, залезал в её корзинку и долго смотрел на её работу.

4 ученик

Воспитание Саши Пушкина было поручено гувернёрам-французам. В доме господствовал французский язык. И поэтому читать и писать будущий поэт выучился сначала по-французски. Но в доме Пуниных были люди, которые помогли Саше узнать и полюбить родной язык, образный и богатый. Это была его бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна.

5 ученик

В восемь лет А.С.Пушкин умел читать, писать, сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Ребёнок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца читал одну книгу за другой. В 11 лет он уже знал наизусть всю французскую литературу.

6 ученик

Учение у А.С.Пушкина подвигалось медленно. Молодой Пушкин повторял уроки за сестрой, когда её спрашивали, заливался слезами над четырьмя правилами арифметики, которую вообще плохо понимал. Особенно деление стоило ему многих слёз и трудов. Но с девятого года жизни начала развиваться у него страсть к чтению, которая и не покидала его всю жизнь.

7 ученик

В душе ребёнка царила страсть к сказкам, которую привила ему няня Арина Родионовна. Он любил её неизменною любовью и беседовал с ней по целым часам. Большую часть народных былин, песен, сказок, которые знал А.С.Пушкин, слышал он от Арины Родионовны

8 ученик

Влияние няни на будущего поэта трудно переоценить. Русские народные песни и сказки, жемчужная россыпь пословиц и поговорок, меткие и образные обороты русской речи - словом, всё богатство разговорного русского языка и русского фольклора раскрывалось перед мальчиком в речах Арины Родионовны.

9 ученик

Пушкин полюбил няню нежной детской любовью и на всю жизнь привязался к ней, как к самому близкому человеку. Он звал её "мамой", "мамушкой" и посвятил ей немало поэтических строк.

Ах! Умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы:("Сон", 1816г.)

 Стихотворение А.С.Пушкина, посвящённое няне Арине Родионовне.

(А.С.Пушкин Стихотворения "Зимний вечер")

IV. Театральное представление группой учащихся "Любители театра" сказки "Сказка о попе и работнике его Балде".

Ребята, каждый из нас в жизни слушал и читал много различных сказок. Маленькому Пушкину рассказывала сказки его няня - Арина Родионовна. Сейчас у нас с вами есть возможность посмотреть отрывок из сказки "Сказка о попе и работнике его Балде", которую А.С.Пушкин написал на основе сказки услышанной от своей няни. Театральное представление сказки подготовила группа учащихся нашего класса - "Любители театра".

V. Конкурс пушкинских строк. (Конкурс проводит группа учащихся, объединённая в группу "Знатоки пушкинской поэзии")

Ребята, вы с большим удовольствием смотрели отрывок из этой сказки в исполнении ребят из команды "Любители театра". Это замечательно. А сейчас я передаю слово группе "Знатоки пушкинской поэзии" и у вас появится возможность проверить свои знания в области литературного творчества поэта.

1 задание

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
"Кабы я была царица"
Говорит одна девица,
"То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир"
"Кабы я была царица",
Говорит её сестрица,-
"То на весь бы мир одна
Наткала я полотна"
(Сказка о царе Салтане)

2 задание

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Они жили в ветхой землянке,
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
(Сказка о рыбаке и рыбке)

3 задание

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи.
(Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях)

Вопросы группы "Знатоки" родителям учащихся и гостям.

1 вопрос

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
("Няне")

2 вопрос

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
(Керн)

3 вопрос

Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.
(Евгений Онегин")

Хорошо. Молодцы и вы, ребята, и ваши родители. Вы все замечательно справились с заданиями группы учащихся под названием "Знатоки пушкинских строк", а это значит, что вы являетесь хорошими знатоками пушкинской поэзии.

VI. Игра в фанты.

Итак, сегодня мы с вами находимся в литературно-художественной гостиной. В пушкинские времена во время проведения домашних балов, встреч, музыкальных вечеров допускались некоторые вольности. Молодёжь играла, веселилась. Очень популярны были фанты. Попробуем и мы возродить эту традицию, и предлагаю поиграть в фанты. Тяните фанты, господа!

1 фант

Вам предлагается что-нибудь прочесть из Пушкина.

2 фант

Этому фанту следует изобразить профиль дамы с причёской начала 19 века.

3 фант

Вам предлагается пригласить по всем правилам пушкинского времени даму на танец.

4 фант

Этому фанту предлагается сказать несколько нежных и ласковых слов своему другу, подруге.

5 фант

Вам предлагается выбрать себе пару и исполнить вальс.

Я думаю, что всем эта игра понравилась, и вы будете играть в неё с большим удовольствием и впредь.

VII. Чтение мадригалов.

Во времена проведения литературно-художественных вечеров было принято сочинять и посвящать друг другу мадригалы.

Мадригал - это небольшое стихотворение, восхваляющее того или иного человека. Это стихи в альбом. Жанр особый, лёгкий сродни мазурочной болтовне, им не пренебрегал и сам А.С.Пушкин.

Вот один из таких мадригалов, который А.С.Пушкин посвятил Е.Ушаковой.

В отдалении от вас
С вами буду неразлучен,
Томных уст и тёмных глаз
Буду памятью измучен

А этот мадригал А.С.Пушкин посвятил А.Керн.

Мне изюм
Нейдёт на ум
Цукерброд
Не лезет в рот
Пастила не хороша
Без тебя моя душа.

Чтение мадригалов учащимися класса, которые они посвятили друг другу.

Платон К. посвящает свой мадригал Алле Т.

Я не могу смотреть,
Как твой прекрасный лик
Вдруг омрачается горючими слезами.
Четвёрку пусть поставят в мой дневник
И только пять пускай поставят Алле.

VIII. Музыкальное представление. Романсы Н.Гурилёва "Я встретил вас", "И скучно, и грустно".

В гостиных бывали не только театральные, но и музыкальные представления. Вечер не мог считаться удавшимся, если не звучала музыка. И эту традицию мы с вами также поддержим. Послушаем романсы Гурилёва "Я встретил вас", "И скучно, и грустно" в исполнении преподавателя музыкальной школы при гимназии Ф.С. Ахметшиной.

И, конечно же, музыкальное представление продолжат ученики нашего класса. Прозвучит русская народная песня "Во поле берёзка стояла", в обработке П.И.Чайковского. Исполняет данное музыкальное произведение Абдрафикова А., ученица по классу скрипки.

IX. Разыгрывание "живых картин". Театральное представление в исполнении родителей класса. А.С.Пушкин "Домик в Коломне".

Одним из любимых занятий во времена А.С.Пушкина было разыгрывание "живых" картин. Сегодня мы с вами поддержим традицию того времени. Сейчас перед нами оживут персонажи литературного произведения А.С.Пушкина "Домик в Коломне" в исполнении родителей учащихся нашего класса.

X. Игра в буриме.

Одним из любимых занятий А.С.Пушкина и его приятелей была игра в буриме. Буриме - это стихотворение, написанное на заранее заданные рифмы. Игра, состоящая в написании таких стихотворений.

Я думаю, что все мы с большим удовольствием поиграем сегодня в эту игру, любимую игру А.С.Пушкина. (Всем присутствующим даются рифмы и затем зачитываются варианты написанных стихотворений). Можно выделить наиболее удавшееся стихотворение.

Прощальный вальс. М.Глинка "Вальс-фантазия".

Дорогие, ребята! Звучит прощальный вальс. Я на правах хозяйки литературно-художественной гостиной благодарю всех, кто посетил её сегодня, кто проявил большой интерес к творчеству А.С.Пушкина, которому в июне 2009 года исполнится 210 лет со дня рождения. И завершить нашу сегодняшнюю встречу я хочу прочтением мадригала, который я посвящаю вам и вашим родителям.

Летят года, летят недели
Нам друг без друга
Жить нельзя.
Ведь мы друзья
На самом деле
И наша дружба навсегда.
Любовь и дружбу, сохраняя,
Мы перейдём из класса в класс.
Родную школу прославляя,
Учителей не забывая
В сердцах останетесь у нас.

Думаю, что сегодняшняя наша встреча в литературно-художественной гостиной принесла вам много новой и интересной информации о жизни и творчестве А.С.Пушкина, и вы проявите активную читательскую деятельность, направленную на чтение произведений поэта. Желаю приятных встреч с героями литературных произведений А.С.Пушкина.