Дидактическая цель: закрепить знания о сложении и вычитании чисел в пределах 10, умение составлять и решать задачи.
Воспитательная цель: воспитывать уважительное отношение друг к другу, взаимовыручку, бережное отношение к природе и животным.
Развивающая цель: развивать вычислительные навыки, память, мышление.
Оборудование: демонстрационный материал, схемы, иллюстрации.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Улыбнитесь друг другу. Какие у вас замечательные улыбки! У всех хорошее настроение, все готовы работать!
2. Сообщение темы и цели.
3. Чтение стихотворения.
ОСЕНЬ
Поспевает брусника,
стали дни холоднее.
И от птичьего крика
в сердце только грустнее.Стаи птиц улетают
прочь, за синее море.
Все деревья блистают
в разноцветном уборе.
(К. Бальмонт.)
– Какое время года поэт описывает в стихотворении?
– Как вы догадались?
– Вот и сегодня на уроке я предлагаю вам путешествие в удивительный осенний лес. А какие красивые места и необычные встречи там нас ждут! Согласны ли вы туда отправиться? Дорога дальняя. Садитесь в автобус. Вот только каждый должен определить свое место. Решаем примеры, узнаем номер вашего места в автобусе.
6-5=1 4-2=2 8-5=3 7-3=4 7-2=5 4+2=6 4+3=7
– Примеры решены правильно, можно занимать свои места. Давайте вспомним, как надо правильно заходить в автобус.
(Дети вспоминают правила поведения в общественном транспорте).
– Вот мы в пути. Но чтобы не скучать, давайте осенние листочки считать.
1. Счет до 10 - прямой и обратный.
(На магнитную доску прикрепить 10 разноцветных осенних листочков.)
2. Работа с сигнальными карточками (соотношение числа и предмета).
Показать:
- Сколько всего листочков?
- Который по счету желтый? зеленый?
- Сколько всего листочков находится впереди оранжевого?
- Сколько всего листочков находится позади оранжевого?
- Между какими по счету листочками находится зеленый?
- Все листочки сосчитали, а тут и наша первая остановка. Называется она «Сосновый бор». Давайте отдохнем и заодно и веточки у елочек посчитаем (повторение состава числа 5, 6. 7.)
У. Все веточки мы пересчитали, только собрались ехать дальше, как кто-то в лесу стал озорничать, над нами подшучивать. Посмотрите вокруг. Ничего необычного не видите. Н тогда отгадайте загадку. «Никто его не видывал, а слышать всякий слыхивал». Кто это? Д. Эхо.
– Хочет эхо с нами поиграть, думает, что мы неправильно отвечать будем.
Игра « Эхо»
Учитель. |
|
Дети. (Эхо) |
||
10 - это 5 и |
|
5 |
||
8 - это 2 и |
|
6 и т. д. |
Поиграли мы с эхом, пора в путь. А пока автобус едет дальше, давайте отдохнем.
Физминутка.
Раз, два три, четыре, пять!
Вышли дети погулять
Остановились на лугу,
Я вперед быстрей бегу.
Лютики, ромашки, розовые кашки
Собирал наш первый класс
Вот какой букет у нас!
– Следующая остановка «Грибная»
Беседа.
– Какие бывают грибы?
– Какие съедобные грибы вы знаете?
– Как их надо правильно собирать?
Игра «Собираем грибы»
(Под карточками с грибами примеры, над примерами ответы, надо выбрать правильный)
5-1 |
|
1+5 |
|
2+4 |
3,2,4 |
|
7,3,6 |
|
1,5,3 и т. д. |
Только мы разобрались с грибами, а тут опять что-то необычное. Смотрим на полянку. Цифры скачут, словно зайки, Их попробуй сосчитай-ка. Слева, справа посмотри И соседей назови.
Игра «Соседи»
(Назвать и вписать пропущенные цифры).
– А вот из-за горки заячьи ушки торчат. Скажите, сколько за горкой зайчат сидят?
(Горка убирается за ней трое зайчат).
Давайте послушаем, о чем говорят зайчата.
Мы веселые зайчата
Нас всего в семье три брата
Мы не знаем, как нам быть,
Как шесть морковок разделить?
- Ребята, а с какими зверюшками можно еще встретиться в лесу? Но они очень пугливые и не
всякий их увидит. Увидит только тот, кто решит примеры. Если вы примеры решите правильно, то они вам сразу и покажутся.
Самостоятельная работа по вариантам.
I вариант |
II вариант |
||
10-4 |
5+4 |
10-3 |
6+1 |
8-6 |
8+2 |
7-6 |
7+3 |
4-3 |
6+3 |
5-3 |
6+2 |
БЕЛОЧКА |
ЛИСИЧКА |
(Если все решено правильно, учитель открывает картинки белочек в I варианте и лисичек во II варианте).
- Все примеры решили, увидели зверюшек, едем дальше.
ОСЕНЬ
Осень - роща золотая,
Золотая, синяя. А над рощей
пролетает Стая журавлиная.
Высоко над облаками Гуси
откликаются, С дальним
озером, с полями, До весны
прощаются.
– Давайте поможем перелетным птицам добраться до теплых краев. (От каждого ряда по очереди выходят ученики, берут карточки с изображением перелетных птиц, выполняют задание, записанные на обороте карточек и отправляют птицу в полет).
Побеждает ученики того ряда, который отправит в полет больше птиц.
У. Ну что же, вот наша последняя остановка. Называется она «Лесное озеро».
– Что вы видите?
- Составить и решить задачу по иллюстрации.
- Составить и решить задачи по схемам.
Итог урока.
– Наша экскурсия подходит к концу. Пора собираться в обратный путь.
– Что вам понравилось на уроке?
– Чему мы научились?
– Вот и закончилось наше путешествие. Наш автобус прибывает на остановку, название которой вы узнаете, прочитав слово.
Дети читают. ПЕ-РЕ-МЕ-НА.
Домашнее задание. Повторить состав чисел от 2 до 10.