Родительское собрание "Как воспитать ребёнка лидером"

Разделы: Работа с родителями


За последние десять-пятнадцать лет в нашем подходе к воспитанию изменилось немало. Наших родителей учили скромности и сдержанности: не принято было выпячивать свои таланты или рекламировать свои навыки. Взрослые пытались привить детям эти важные азы такта и деликатности. Но вместе с политическими и социальными переменами в нашу жизнь хлынули новые понятия: свободный рынок, конкурентоспособность, умение выжить в новом мире. Авторы новых книг по воспитанию твердят о необходимости прививать детям самоуважение и высокую самооценку, чтобы они уверенно лидировать в среде сверстников. Да и мы сами понимаем, что в наше время эти качества - неотъемлемые элементы успеха, и искренне хотим привить их своим детям.

Многие родители впервые всерьёз задумываются о проблеме детского лидерства только когда их дети достигают предподросткового или подросткового возраста. А ведь начинается всё с самого рождения!

Стремление лидировать - одно из проявлений эгоцентризма, с которым появляются на свет все здоровые дети. Задача старших - помочь детям найти деликатный баланс, когда самооценка и самоуважение становятся важными составными их эмоционального настроя, но не заглушают здравой самокритики и стремления к совершенствованию.

Задатки лидера в ребёнке нужно культивировать с младенчества - хвалить за успехи, подбадривать при встрече с препятствиями, поддерживать в моменты неудач и проявлять доверие, позволяя ребёнку практиковаться в новых умениях и навыках. Не забывайте, что именно дома происходят первые и очень важные победы и поражения ребёнка. Его способность убеждать и вызывать восхищение, умение принять поражение или горькую весть с достоинством закладываются и формируются родителями. Значит, родители не только должны наслаждаться вместе с ребёнком его победами, но и научить его проигрывать, не испытывать при этом ощущения трагического провала или позорного поражения.

Помните!

Если родители драматизируют каждое незначительное происшествие, то, скорее всего, ребёнок вырастет тревожным, не уверенным в себе, будет испытывать неловкость как оратор, политик или создатель произведений искусства.

Любой провал ребёнка, истинный или мнимый, должен подкрепляться предложением повторить попытку, исправить ошибку.

Подбадривание - это акт дружелюбия и заботы, и его нельзя превращать в деспотичный приказ сейчас же повторить попытку, в настойчивое повторение родительского приказа, в угрозу. Если ребёнок не готов к новой попытке, сдержанно приободрите его: "Когда ты будешь готов, ты непременно сможешь решить задачку (бросить мяч в корзину)".

Составные лидерства - самоуважение и вера в собственные силы - похожи на надувной мячик. Перекачаете воздуха - и он лопнет. Недостаточно воздуха - он отказывается отскакивать от асфальта и звонко прыгать по дорожке.

Если вы разочарованы в своём ребёнке, он непременно это почувствует - и вера в собственные силы будет подорвана. Примите своего ребёнка победителем и побеждённым, сильным и слабым, тогда его шансы стать лидером многократно повысятся.

Лидер начинается с соревнования?

Бытует мнение, что лидер начинается с соревнования. "Кто скорее съест кашку", "Кто чище вымоет посуду" - эти игры хороши со сверстниками, но не с сестрами или кузенами, потому что отношения внутри семьи и так обременены сильными чувствами: ревностью, завистью, затаёнными обидами : Проигравшего не ругают, над ним не смеются. Избегайте также награды для того, кто "первым съест кашку" или "чище вымоет посуду". В этом случае довольно тёплой похвалы. Мудрые взрослые не принижают успеха лидера: "Подумаешь, быстрее всех прибежал! Большое дело!" Но он и не выпячивают его достижений. Лидеру объясняют: "Это здорово, что ты умеешь бегать быстрее других. Кто-то умеет лучше рисовать, кто-то любит танцевать, кто-то знает много песенок. У каждого человека есть более яркие таланты и есть вещи, которые он делает с меньшей охотой".

Какой он, лидер?

Ребёнка-лидера легко распознать в стайке сверстников уже в трёхлетнем возрасте. Отчего-то к нему липнут другие дети. Он чаще завоёвывает право на самую лучшую игрушку. Лидер в большинстве случаев активен жизнерадостен. Он заводила в подвижных играх, чаще всего предлагает новую игру и берёт себе самую почётную роль. Воспитатели находят его обаятельным и чаще всего дают ему почётные задания - помочь накрыть стол к обеду, стереть мел с доски. Лидер всегда на виду, сверкает ослепительной улыбкой и, похоже, с каждым днём всё сильнее осознаёт чары своей популярности. Чаще всего дети-лидеры хорошо манипулируют окружающими - как сверстниками, так и взрослыми. Вырастая, они становятся диктаторами моды в своём окружении: они выбирают, во что сегодня нужно играть, кого принимать в игру, а с кем не стоит водиться, они умеют привлекать других детей к выполнению своих целей. Энергию детей-лидеров следует тактично направлять в созидательное русло, нужно помогать им совершенствовать свои лучшие качества и работать над тем, чтобы искоренить скверные наклонности, ведь именно лидеры чаще всего превращаются в предводителей юношеских банд или хулиганствующих группировок. Постарайтесь, чтобы ребёнок понял: быть лидером - это взять на себя ответственность не только за себя, но и за ведомых.

Научите ребёнка воспринимать критику.

Для хорошего лидера важно воспринимать критику без ощущения стыда и муки. Поэтому критика должна быть умной, конструктивной, направленной на исправление недостатков, а не на уникальность достоинств ребёнка.

"Ты хороший товарищ, умеешь делиться с другими, предлагаешь друзьям помощь. Только я заметила, что ты стал повышать голос на своих друзей. Когда ты научишься говорить потише, с тобой будет приятнее играть" - такое замечание, которое мама сделает сыну, как только останется с ним наедине, запомнится и станет важным уроком. Критикуя, не обрезайте детям крылья, не разочаровывайте их в собственных силах. Вместо того чтобы пренебрежительно сказать: "Это не уборка. Гляди, пыль по углам клубится", скажите: "Сделано немало. Книги на месте, грязное бельё в корзине. Осталось ещё пыль по углам из-под кровати вымести - будет просто красота. Ты с каждым разом всё прилежнее убираешь. Растёшь!"

Застав разгром на кухне, не спешите отругать дочь: спросите, что она пыталась приготовить, похвалите её за самостоятельность, предложите помощь. Может быть, вы поделитесь рецептом салата или подскажете, чем проще удалить с пола жир, которым дочь залила всю кухню? Поддержите в ней желание быть самостоятельной, объяснив при этом, что любые навыки требуют практики.

Ребёнок должен научиться реально оценивать свои поступки, свои достижения. Если у ребёнка нет слуха, не нужно просить его петь перед гостями и преувеличенно хвалить пение. "Перехвалённые" дети теряют ориентиры, их самолюбие развивается непропорционально природным данным, они ожидают похвалы от сверстников, а получают щелчки да насмешки. Плохую услугу оказывают детям родители, которые дают неоправданно завышенную оценку их достижениям. "Мама! Я единственный в классе написал математику на пять!" - "Ты у меня самый умный!" Нельзя убеждать ребёнка, что он самый ловкий, если он прибежал первым на соревнованиях. Рано или поздно ребёнок обязательно столкнётся с реальностью: кто-то обойдёт его в беге, кто-то окажется сильнее или умнее. Чем более неоправданно завышена самооценка ребёнка, тем труднее будет ему смириться с неудачей.

Настоящий лидер :

  • усердно развивает свои сильные стороны, умеет блеснуть своими талантами перед ровесниками и взрослыми;
  • умеет беззлобно подшучивать над своими недостатками и извлекать из них максимум пользы. Для этого ребёнок должен научиться вместе с вами от души смеяться над своими незначительными ошибками и не принимать критику слишком близко к сердцу. Юмор в семье - лучшее лекарство от неуверенности и от другой крайности - излишней самоуверенности;
  • умеет увлечь за собой сверстников;
  • уверенно общается со взрослыми и старшими людьми.

Мой ребёнок не лидер: Что с ним не так?

Не спешите проецировать на ребёнка собственные ожидания и чаяния. Каждый ребёнок выбирает себе стезю. Поверьте природе и своему ребёнку - пускай он развивает те качества, которые подарила ему природа. Ваша помощь заключается в том, чтобы помочь ему выработать моральные ценности, чтобы поддержать и подбодрить в постижении нового.

Если природа создала вашего ребёнка застенчивым и тихим, это вовсе не значит, что она обделили его. Напротив! Его дар - наблюдать, размышлять, созерцать. Если ваш ребёнок выбирает более тихое или уединённое место в жизни, это значит, что он превыше ценит спокойные радости бытия. Нет ничего скверного в том, что ребёнок стремится стать библиотекарем или сторожем парка.

Каждый ребёнок, который способен самостоятельно решить, чем ему заниматься, с кем дружить, как проводить свободное время, обладает достаточной твёрдостью и стремлением к свободе. Лидерство - это не значит бежать впереди паровоза. Истинное лидерство - это идти своим путём, привлекая к себе тех, кого хочется видеть в спутниках. Для кого-то это толпа почитателей. Иным же довольно одного-единственного друга.

Если ваш ребёнок не стремится быть на виду, всегда и во всём быть первым, а хочет оставаться в тени, не ругайте его, не критикуйте. Присмотритесь к нему пристальнее, определите, что доставляет ему особое удовольствие. Создайте ему условия для того, чтобы он максимально развил свои навыки в той области, в которой ему хочется преуспеть.

Каждый человек ещё в детстве выбирает, что для него важнее. Кому-то необходимо быть богатым и знаменитым. А для кого-то самая большая ценность - покой и время, чтобы читать и любоваться природой.