I. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
Компонентный.
а) понятийный
новые | Интересные факты и математические сведения о некоторых животных. |
опорные | Правила сложения и вычитания, умножения и деления положительных и отрицательных чисел, корни уравнения, раскрытия скобок. |
б) приёмы работы
Новые | ------------------------- |
опорные | Приёмы сложения и вычитания, умножения и деления положительных и отрицательных чисел, приёмы решения уравнений, текстовых задач, приёмы работы с компьютером. |
Технико-технологический анализ.
Компьютеры, проектор, экран, карточки, презентация 1, презентация 2.
II. ЦЕЛИ УРОКА.
Обучения --- познакомить учащихся со скоростями движения некоторых животных, используя интересные факты и математические сведения; закрепить навыки действий с рациональными числами;
Развития --- развивать умения решать уравнения и текстовые задачи, навыки работы на компьютере, анализировать, сравнивать, обосновывать;
Воспитания --- воспитывать любовь к природе, интерес к изучению животных
III. ПЛАН УРОКА.
Тема: " Действия с рациональными числами".
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: компьютерный урок с игровыми элементами, с постановкой творческих заданий.
Методы обучения: сочетание монологического и диалогического изложения с постановкой творческих заданий на экологическую тему.
Методы преподавания: информационно-сообщающий, побуждающий.
Методы учения: исполнительный, частично-поисковый.
Методы воспитания: выразительная, яркая беседа с применением компьютерных технологий.
Ход урока
I.Актуализация опорных знаний.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Давайте, чтобы у нас было отличное настроение, улыбнёмся друг другу. Садитесь! Ребята, что мы проходили, чем занимались на прошлых уроках?
<Приложение 1, слайд 1>
И сегодня мы с вами будем решать задачи, уравнения, примеры на сложение, вычитание, умножение и деление рациональных чисел. Но перед этим выполним упражнение для улучшения внимания.
Пальчиковый тренинг.
Большим пальцем руки поочерёдно массируем пальцы рук, начиная с указательного до мизинца, и обратно. Упражнение выполняется для 2-х рук одновременно.
Совершенствование знаний, умений и навыков.
<Приложение 1, слайд 2>
Учитель: А начну я урок с одной истории. Встретились как-то акула, слон, гепард, муха, шмель, стриж и начали спорить, кто из них быстрее? Каждый начал доказывать, что он самый быстрый и ловкий, поднялся шум, гам, но до истины никто не дошёл. Поэтому звери решили устроить соревнование, а вам придётся выступить в роли судей. Ну, а я со своей стороны помогу вам в этом, а также поделюсь дополнительной информацией о каждом участнике спора.
1.Устный счёт.
<Приложение 1, слайд 3> (после каждого примера щёлкаем мышью, ответы зачёркиваются сами)
Учитель: Выполните вычисления и зачеркните в таблице буквы, связанные с найденными ответами. Оставшиеся буквы укажут вам, кто может двигаться со скоростью 100 км/ч, а по зачёркнутым буквам вы определите участника, развивающего скорость до 18 км/ч.
а) -90+34=-56
б) -56:(-14)=4
в) 4*(-15)=-60
г) -60-9=-69
д) -69:3=-23
<Приложение 1, слайд 4>
Ребята, стриж никогда не садится на землю. У него очень длинные крылья, а вот ноги совсем короткие. Если бы стриж сел на землю, то не смог бы вновь взлететь и погиб. Поэтому отдыхать ему приходится в полёте.
А шмель - очень полезное насекомое-опылитель, который вылетает за нектаром в любую погоду, даже в дождь, но их становится всё меньше, поэтому они занесены в Красную книгу.
2. Логический вопрос.
<Приложение 1, слайд 5>
Учитель: Ребята, посмотрите ещё раз внимательно на таблицу и найдите среди незачёркнутых чисел натуральное чётное число, которое поможет определить вам скорость самого крупного наземного животного. (20 км/ч)
3. Решение задачи.
<Приложение 1, слайд 6>
Учитель: Решив следующую задачу, вы узнаете массу слона.
Бивни самого крупного слона весят 221,4 кг, что составляет 2,05% всей массы слона. Найдите массу слона.
Ответ: 10 т 800 кг.
<Приложение 1, слайд 7>
Учитель: Ребята, на нашей планете обитает два вида слонов: индийские и африканские, которые сильно отличаются друг от друга. Слоны также внесены в Красную книгу.
4. Физкультминутка.
5. Решение уравнений с комментированием.
<Приложение 1, слайд 8>
Учитель: А сейчас вам предстоит решить уравнения. Модули корней этих уравнений позволят вам определить скорость оставшихся участников соревнований.
7,2-(6,2-х)=-24 муха х=-25
-(10-b)+23,5=123,5 гепард b=110
3(2х+8)- (5х+104)=0 акула x=80
<Приложение 1, слайд 9>
Муха цеце водится лишь в Африке и её укус является смертельным.
<Приложение 1, слайд 10>
Акулы самые древние рыбы на земле. Появились они 400 млн назад, даже раньше, чем динозавры.
<Приложение 1, слайд 11> (первый щелчок мышью)
Гепарды также занесены в Красную книгу. В переводе "гепард" означает "собака - кошка". Но чтобы увидеть его изображение, надо выполнить самостоятельную работу. Каждый правильный ответ будет равносилен фрагменту рисунка. Если вы ответите правильно, то получите изображение гепарда, а если ошибётесь, то рисунок будет неполным. Но сначала выполним упражнение для глаз.
6. Физкультминутка.
7. Самостоятельная работа (на компьютерах)
<Приложение 2> ответы записывают в тетрадях
1. Упростите выражение: m-(n+m)
A) n
B) 2m-n
C) -n
D) 2m+n
2. Упростите выражение: 0,4+(m-22)
A) m+22,4
B) m-21, 6
C) -m-22, 4
D) -m+21, 6
3. Упростите выражение: 4*(-2x)*(3y)
A) -24xy
B) 9xy
C) 5xy
D) 24xy
4. Упростите выражение: -0,5*(-3n)*(-0,2m)
A) 3nm
B) -3nm
C) 0,3nm
D) -0,3nm
5. Упростите выражение: -0,6*5с*(-20)
A) -60c
B) 6c
C) 60c
D) -6c
Ответ: СВАDC
Самостоятельная работа на местах, если не хватает компьютеров
1. Упростите выражения. Заполнив таблицу буквами, учитывая найденные ответы, вы узнаете, где раньше водились гепарды.
Р 4+(2х-5)
К 4-(2х-5)
А 4*(2х-5)
Ф 4+3*(2х-5)
И -2(2х-5)
8х-20 | 6х-11 | 2х-1 | -4х+10 | 9-2х | 8х-20 |
2. Упростите выражения. Заполнив таблицу буквами, учитывая найденные ответы, вы узнаете, где раньше водились гепарды.
Д -6у-2у
И -3*у*6
Я 2,5у-3у
Н у*(-10)*(-2,6)
-18у | 26у | -8у | -18у | -0,5у |
3. Упростите выражения. Заполнив таблицу буквами, учитывая найденные ответы, вы узнаете, где раньше водились гепарды.
Н 4-(2х-5)
А 4*(2х-5)
И -2(2х-5)
Р 4+(2х-5)
-4х+10 | 2х-1 | 8х-20 | 9-2х |
<Приложение 1, слайд 11> (второй щелчок мышью)
<Приложение 1, слайд 12>
Учитель: Теперь вы сможете рассудить акулу, слона, гепарда, муху, шмеля и стрижа. Так кто же самый быстрый?
Ответы детей:
- Гепард
- Стриж
- Акула
- Муха
- Слон
- Шмель
III. Итог урока.
Учитель: Что вы открыли для себя нового? ( Ответы детей)
Пригодиться ли вам это в дальнейшем? Как вы оцениваете этот урок? ( Ответы детей).
Учитель: Сегодня мы повторили всё то, что проходили на прошлых уроках, решали примеры на арифметические действия с рациональными числами, уравнения, задачи. При этом вы ответили на вопрос: какое животное самое быстрое на свете? Вы очень хорошо поработали и заслужили хорошие отметки.
Домашняя работа.